Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Тайны рудознатца Анисима Михалева

Тайны Анисима Михалева

У истоков основания иркутского Вознесенского мужского монастыря

Следы былого

Через Михалево пролегал первый кругоморский путь

Через Олхинское плоскогорье в Тунку

Дома потомков иркутских Михалевых в Глазково

Дома потомков иркутских Михалевых в Глазково

Дома потомков иркутских Михалевых в Глазково

Лузгина Л.Н.
сотрудник минералогического музея
им. А.В.Сидорова ИрГТУ,
иркутский  общественный клуб «Родословие»

 

Все,  кто прикасается  к  судьбе  этого  отдаленного  от  нас  на  три  с  лишним  века  служивого  человека  Иркутского  острога, не  последнего  действующего  лица  в  истории города  и  его  окрестностей, -  вовлекаются  в  необыкновенную  атмосферу  связанных  с  ним  эпизодов, событий,  преданий.

Широко  известны  исследования  Василия  Федоровича  Шаманского  о  усольском  периоде  жизни   Анисима  и его  брата  Гавриила  с  семьей,  сначала  на  Малом  Варничном,  затем  на Красном  островах  по  реке  Ангаре,  на  месте  будущего  города Усолье-Сибирское.  Эту  самую  первую  деревню  Михалеву  видел  проплывавший  мимо  нее  Николай  Спафарий. Именно,  здесь  проявилась  природная  наблюдательность  и  предприимчивость  Анисима Михалева.  С  открытием  крупного  месторождения  соли  в  рассолах и  образованием  одного  из  первых  добывающих  солепромыслов,  открывается  новая  грань  его  талантов -  способности  рудознатца.     

Другой  исследователь -  Юрий  Степанович  Душкин, расширил  горизонты  наших  познаний  о  деятельности  Анисима  Михалева,  отыскав  его  енисейские  и  уральские  «корни».  Объемнее  становится  портрет  этого  незаурядного  человека  в  панораме  далекой  от  нас  эпохи,  раскрываются  самые  яркие  черты  его  характера -  целеустремленность, предприимчивость. 

Впервые  в  обширном  исследовании  Душкин,  помимо   подробного  описания  усольских  солепромыслов,  свидетельствует  и  о  поселении  Михалева  на  Ангаре,  выше  Иркутска.  Скупые  строки  из  писцовой  книги  1686 года  сообщают:

«Вверх  по  Ангаре  реке – деревня,  а  в  ней  пятидесятник  казачей  Анисим  Филиппов сын  Михалев,  по  сказке  ево,  служил  он  великим  государям  в Енисейску  изстари  пятидесятничью  службу,  а  ныне  служит де он  вел  государем  в  Енисейску  и  Иркутском  сорок  лет»…

Вот  здесь,  в  этой  фразе  может  таиться  разгадка  тайны  Анисима,  связанная  с  определением  даты  его  рождения.  Если,  эти самые  «сорок лет»  считать  возрастом  Анисима Филипповича,  то  открытие  Усольского  месторождения  соли  совершено  им  в  возрасте  23 лет. Возраст  этот – вполне зрелый  для  тогдашнего  землепроходца  и  рудознатца.  

Появление  Анисима Михалева  на  свет  в  деревушке  Онцыферов Луг по долине Енисея,  к  северу  от  Енисейска,  где  его  отец,  выходец  из  Верхотурья  Невьянской  слободы,  занимается  пашней,  держит  лошадей,  надо  определять  1646  годом.  В  то время  как  первое  упоминание об  этой  деревне  датируется 1645 годом.  Интересно  узнать  и  о  том,  что  неподалеку  от  Онцыферова  Луга  находилась  деревня Михалева.

Обращение  к  летописным  источникам  иркутской  старины  приоткрывает  еще  одну  страницу занятий  Анисима  Михалева.  В  исследовании  П.Громова  «Начало  христианства в  Иркутске» (1868г.)  о  построении  Вознесенского  монастыря  приводится  грамота  от  Тобольского  владыки,  преосвященного Корнилия:  

«Лета….(1672)  декабря ….Великому Господину,  преосвященному Корнилию,  Митрополиту  Сибирскому  и  Тобольскому били  челом  Енисейского  уезду  Иркутского  острогу  сын  боярский Иван  Максимов  и  служилые  люди  казачей  пятидесятник Анисимко  Михалев,  десятник  Ивашко  Турчанин   с товарищи….».

Интересно,  что Анисим  Михалев  был  неграмотен.  В  вышеупомянутом  документе  за него  «руку приложил»  Иван Турчанинов.

Строится  святая  обитель – мужской  Вознесенский  монастырь,  который станет центром  единения  православных поселенцев  юга Иркутского уезда,  центром развития  образования  и  воспитания.  И,  что немаловажно – местом призрения  одиноких и немощных.  

Многих посещала  мысль  о  том,  где  же  упокоился  когда-то  энергичный  землепроходец Анисим,  как  провел он последние свои дни?  На  этот  вопрос  пока  нет  ответа…

Стараниями  же  Анисима Михалева   в  1685году изыскиваются  в  окрестностях  Иркутского  острога  «пашенные  угодья  и  сенной  выпуск»  для  служителей  Спасской  церкви -  священника  Григорея  Иванова  и  дьячка   Ивана  Терентьева.  «По  скаске его»  Анисима  Михалева эти  земли  «лежат  впусте…  и  никому  не  в  даче».

Как  пример  разумного  хозяйствования  в  окрестностях  новой  деревни  Михалевой,  -  свидетельства  предприимчивости  Михалева   из  сборника  исторических  материалов «Первое  столетие Иркутска»:  в  1673году

«…По енисейским  указным  памятям  послано  за  Байкал  в  Баргузинский  острог  на  даурский  обиход  с  енисейским  посадским  человеком  с  Федкой  Устиновым  500 пуд  муки  ржаной  да  с  пятидесятником  казачьим  с  Анисимом  Михалевым  с товарищи 1300 пуд муки  ржаной…»

  «…куплен  струг  однодеревый  у  пятидесятника  казачья  у  Анисима  Михалева  впредь для  посылки  за  Байкал  с  хлебными  запасы».

В удобном  месте  поставлена  была  новая  Михалева  деревня.  Обильная  рыбой  река,  рядом  -  бескрайняя  тайга,  богатая  зверем  и  боровой  дичью.  Три  с  лишним  века  здесь  успешно  охотились  на  пушных  зверей  и  валили  лес.

В  развитии  рудознатческих талантов  А.Михалева  большую  роль  сыграло  управление  Иркутским  воеводством  И.Власова  и  Л.Кислянского.  Если  первый  явился  организатором  горного дела на столь большой  территории, то второй  стал его  достойным  продолжателем.  Исполнителями же  горных поисков  стали  служивые  люди  Иркутского и Тункинского  острогов. 

Было  открыто месторождение  слюды  на южном  побережии  Байкала,  и  началась  его  разработка.  Поскольку  путь  А. Михалева  в  Тункинский  острог  лежал  в  окрестностях  слюдяного  месторождения,  его  первооткрывательские  заслуги  практически  неоспоримы.

В  1684 году  рудознатец  Анисим  Михалев  привез  воеводе  Леонтию  Кислянскому  из  Тункинской  долины  руду,  или  как  пишет  в  отписке  воевода: «…называют  ее  по-немецки  «оловко»,  а  по-русски – «карандаш  самой  прямой»…».  Таким  образом,  первооткрывателем  Ботогольского  графита  можно  считать  нашего  рудознатца.

В  мае 1684 года  воевода Кислянский  посылает  вверх  по  Куде  Анисима  Михалева,  кузнеца  Семена  Семенова,  толмача  Михаила  Епифанова  на  поиски  полезных  ископаемых.  Может  несколько  удивить  необычный  состав  этой  экспедиции.  Но  лишь  на  первый  взгляд,  поскольку  большие  пространства  Кудинских  степей,  где  кочуют  бурятские  роды,  обусловил  успешное  завершение исследования  этих  земель,  благодаря  мобильности  небольшой  группы.  Результатом  этого  похода  явилось  обнаружение  проявлений  самосадочной  селитры – в  те  времена  чрезвычайно «стратегического»  сырья  для  производства  пороха.

Путь  казаков  из  Иркутска  в  Тункинскую  долину  проходил,  как  говорили  тогда,  «кругом  моря».  Этот  путь  начинался  от  Иркутска,  проходил  мимо  ангарских  деревень  выше  острога  и  углублялся  в  лесные дебри  Олхинского  плоскогорья.  Система  «сквозных»  долин  небольших  рек,   впадающих  в  Ангару  и  озеро Байкал,  протягивающихся  через  все  плоскогорье,  позволяла  сравнительно  быстро  преодолеть  это  пространство  «черных»  лесов  (темнохвойной  тайги)  в  достаточной  близости  к  побережью  Байкала.  Тем  более,  что конная  тропа  использовала  древний  оленный  путь  аборигенов  Восточной  Сибири.

Если  в  окрестностях  Иркутска  этот  первый «кругоморский»  путь  можно  реконструировать  по  особенностям  застройки  Глазковского  предместья,  откуда –  с  перевоза  через  Ангару на  Кузьмиху  еще  можно  отметить  остатки  самой  первой  дороги.  То,  начиная  с  этой  самой  бывшей подгородней  деревни,  строящийся  на  рубеже  19-20 веков  железнодорожный  путь  занял  «трассу» когда-то  проходившей  здесь  первой  конной,  затем  -  тележной  дороги  (до  деревни  Михалево).

Интерес  к  этой  теме  привел  меня  3  года  назад  на  фрагмент  первого «кругоморского»  пути.  Я  воочию  могла  видеть  тот  самый  путь  по  которому  и  А.Михалев «с товарищи»  проезжал  на  службу  в  Тунку.  Мало  того,  этот  путь,  когда  Кругоморский  тракт  переместился  в  долину  реки  Иркут,  продолжали  использовать  для  таких  переходов,  вплоть до  Первой мировой  войны.

В 1689 году в приказной  избе Иркутска  рассматривалось  дело  о  поимке  иркутскими  казаками  в  Култуке  на  Байкале  беглого  холопа  «из  мунгалов» Ивашки.  Он  с  двумя  другими  «мунгалами»  захватил  лошадей  на  заимке  Ерофея  Могулева. При  подведении  итогов  «дела»  две  лошади  из  трех  оставшихся  взял  Анисим  Михалев.  (Эту  историю  припоминает  еще  один  исследователь, проявляющий  пристальный  интерес  к  личности  Анисима  Михалева – С.А.Гурулев). 

Этот  эпизод,  помимо  других,  немаловажен  в  составлении  круга  имен  в  ближайшем  окружении  Анисима  Михалева,  что  помогает  в  реконструкции  исторических  событий  того  времени. 

Коснемся еще  одного,  немаловажного  полезного  ископаемого,  открытие  месторождений  которого  также  приписывается  Анисиму  Михалеву – «травяного  камня» (нефрита).  Многие исследователи  включают  его  в  список  рудознатческих  заслуг  Михалева,  к  сожалению,  не  упоминая  архивных  источников.  Находка  этих  документов – просто  вопрос  времени.

Важно  другое:  если  нефритовые  месторождения (как  россыпные,  так  и  коренные)  хребта Восточный Саян  не  повлекли (ввиду труднопроходимости)  прокладки  заметных  дорог,  то месторождения нефрита  Хангарульского  хребта,  отделяющего  Тункинскую  долину  от  Джидинской,  лежали  на  пути,  который  вел  в  верховья  Селенги,  в  Кяхту,  по  Чикою – в Нерчинск.

Первые  казацкие  отряды,  пришедшие  с  Тункинской  долины  через  гольцы  в  Санагинскую (западная часть Джидинской)  долину  описывали свое  путешествие  так:

« в Камень  пал  снег  великой  и  захватили  морозы  лютые  и  бездорожица  непроходимая  и  голод  смертный…»

С  развитием  русско-китайских  торговых  отношений   нефрит,  являющийся  символом  «вечности»,  священным  для  каждого  жителя  Китая,  минералом,  на  котором  «выросла»  не  одна  древняя  цивилизация  мира,  мог,  вполне,  представлять  собой  предмет  довольно  узкого  торга (не  на  государственном  уровне).

Всегда  представлялось  удивительным  то,  что  Анисим  Михалев  «держался»  за  службу  в  столь  отдаленном  Тункинском  остроге. Его  энергия  и  предприимчивость,  авторитет  среди  местного иркутского казачества  могли  составить  ему  «карьеру»  в  «столице» воеводства.  Вероятно,  были  какие-то  важные  причины,  притягивающие  его  деятельность  к  пограничному  району.

В  завершение  обзора  известных  сведений  об  Анисиме  Михалеве  обратимся  к  материалам  6-й  книги  третьей   ревизии,  размещенным  в  сборнике  документов  «Иркутск.  Материалы  для  истории  города XYII  и XYIII  столетий» Москва, 1883 г.

Упоминаются:

Анисим  Михалев (46(л.) ум. В 763г.) у него ж.  Марья  Петрова 40  взята у иркуцкого  посацкого  Петра  Бобровского  у  них  дети  Дмитрий (10  отдан  из  навигацких  учеников  в  службу  в  Даурские заводы)  Иван (1  в  навигацкой  школе  в  учениках)  Петр 10

Андрей  Михалев (26  выслан в  Охотск  в  службу в 755г.) у него  ж.  Федосья  Никитина  47  взята  Илгинского  острогу у кр-на  Никиты  Нечаева  у  них  дети  Андрей (6)  25  Филипп (4)  23 **  Яков  13

Можно  предполагать,  что  Анисим  и  Андрей  являются  родственниками,  поскольку  их  усадьбы  находятся  рядом.

 

В  книге  В.Шерстобоева «Илимская  пашня» (т.2):  «В  1765 году в  Большеокинской  деревне  находился  «у  прииску  и шурфования  серебро-содержащих  руд  ундершихтмейстер  Дмитрий   Михалев» (ссылка на ф.75  арх. №2841 л. 42-43).

Там  же:  «В  1765 году  навигацкие ученики  Иркутской  навигацкой  школы  Иван  Лосев  и  Иван  Михалев  производили  обмер  земель  в  ряде  волостей  Илимского  уезда…»

С  двумя  старшими  сыновьями   упомянутого  выше  Анисима  Михалева  вопросы снимаются.  Единственно,  возраст  их  пока  не  определен.  Сам  же  Анисим  Михалев,  как  представляется  нам,  не  является тем  легендарным  землепроходцем.  Если  допустить,  что  это  одно  и  то же  лицо,  то по  самым  скромным  подсчетам  «настоящему»  Анисиму Михалеву уже  должно быть  более  100 лет.  Маловероятно,   что  человек  в  столь  преклонном  возрасте  мог  заниматься  столь  важными  государственными  делами,  как «дозор»  за  русско-китайской  границей  на  протяжении  от  Кяхты  до  Абакана.  

О  назначении  Анисима  Михалева  главным  дозорщиком  на  такой  важный  объект  при  обустройстве  границы  с  Китаем  сообщают  многие  документы  в  сборнике  «  Историческая  записка  о  китайской  границе,  составленная  советником  Троицко-Савского пограничного  правления  Сычевским  в  1846 году».  (О  ней  сообщает  В.Н.Баснин в 1875г.).

С  другой  стороны -  сыновья  Анисима  Михалева  18 века,  «унаследовали»  таланты  рудознатца Анисима Михалева 17 столетия. Следы  одного  из  них  обнаруживаются  в  обширной  ветви  в  Восточном  Забайкалье, в  городе  Нерчинске,  в  Приамурье.

К  вопросу  о том,  кем  может  быть  упоминаемый  нами  «главный  дозорщик»,  интересны  эти  сведения   из  документов Государственного  архива  Иркутской  области:

Михалев  Сергей  Иванович  (примерно 1707 г.р.).  В  1747 г.  священник  иркутской  Прокопьевской  церкви,  в  приходе  которой  и  жил.  Жена  его  фекла  Андреевна  30  лет.  Их  дети:  Михаил  13 лет,  Андрей 9 лет,  Марфр 16 лет.  Мать  его  вдова  Марфа  Алексеевна 62 лет. ( ГАИО, ф.50, оп.1, д.19, л. 1 об.).  

Михалев  Филипп  Андреевич (примерно 1737г.р.),  иркутский  разночинец,  12.02.1769г. обвенчался с  дочерью  бывшего  разночинца  Абрама Венедиктова  девицей  Марией  первым  браком (ГАИО,  ф.50, оп 1,  дело 18,  лист 94 об.)   

В  1774г.  вступил  в  иркутский  цех  разночинцев  в  возрасте  35 лет. Платил  подушный  налог   6 р. 90к.  и  на  общие  мирские  расходы 

1р. 72 ½ к.  (ГАИО, ф. 70, оп.1,  д.408,  л.224 об.)

В  1810г.  значится  подмастерьем  по  строганию  сырых  и  отделке  юфтенных  кож  в  кожевенно-мыльном  цехе.  По  старости  ремеслом  не  занимается. (ГАИО,  ф.70, оп.1 д.1546,  л.56 об.)

За  1811г.  в  списках  цеховых  не  упоминается  ( там же,  л.74-86)

Михалев  Яков,  иркутский  цеховой. Во  второй  половине  1778г.  вступил  в  иркутский  цех  из  крестьян.  Платил  подушный  налог  3р.50к.  и   на  общие  мирские  расходы  1р. 05к.  (ГАИО, ф.70,  оп.1,  д.  408, л.224 об.).

В  1810г. значился  подмастерьем  по  строганию  сырых  и  по  отделке  юфтенных  кож  в  кожевенно-мыльном  цехе.  По  старости  ремеслом  не  занимается. (ГАИО, ф.70, оп.1,  д.1546, л.56 об.)

В  списках  цеховых  за  1811г. не  упоминается. (там же,  л.74-86).

(Самой первой  версией, относительно Анисима Михалева 18 века, приходящей в мысли исследователя,  интересующегося  Михалевыми, может быть предположение, что Анисим Филиппович Михалев-17 столетия умер, не имея собственных потомков.

Внимательно рассматривая  исторические документы «дела по случаю продажи…соляных варниц…»,  можно заметить довольно близкие отношения, слаженные действия Анисима Филипповича со старшим своим племянником – Иваном Гавриловичем Михалевым.

И вот тут-то невольно  закрадываются мысль:  а не способствовал ли Анисим  своему племяннику в продвижении его на государевой службе,  не назвал ли благодарный Иван одного из своих сыновей в честь знаменитого дяди. Анисим – второй, ставший главным дозорщиком, вполне подходит по возрасту своему,  во внучатые племянники Анисиму Филипповичу.

Тем более, исходя из архивных документов, приведенных выше,  во времена Анисима-дозорщика был в Иркутске Михалев Сергей – священник,  по отчеству – Иванович, всего-то примерно на 10 лет старше Анисима- второго.) 

Потомки  Михалевых,  кровных  родственников  знаменитого  служивого  и  рудознатца   Анисима Филиппова  Михалева,  продолжают  жить (и служить Отечеству!) на  территории  Приангарья:  в  Усольском,  Иркутско-сельском и  Шелеховском  районах. 

 В  самом  городе  Иркутске,  в  Глазковском  предместье  еще  сохранились  старинные   деревянные  дома  Михалевых. Большой  интерес  представляет  их  расположение  в  окрестностях  самого первого  «кругоморского»  пути (район  улицы Пушкина). Наверно,  с них надо начинать  тем,  кто отважится открыть родословные и прочие тайны Анисима Михалева. Тем более, что с каждым  днем подступает к ним реконструкция города  Иркутска,  стирая черты прошлых веков.

 

В  заключение  хотелось  бы  заметить -  Анисим  Михалев  оставил  в  наследство  Иркутску  свое  громкое  имя,  неся  здесь  свою  службу.  До  сих пор  исправно продолжают служить  жителям  Восточной  Сибири  открытые  им  месторождения.