Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Сможет ли Минкультуры обеспечить развитие индустрии туризма Иркутской области?

В связи с формированием нового правительства Иркутской области встал и вопрос о том, в структуре какого министерства на этот раз окажется Агентство по туризму нашего региона? Нужно ли нам механически копировать решения федерального центра, поручившего управление туризмом Министерству культуры? Какие задачи должно решать региональное Агентство по туризму? Слово Владимиру Бережных.

Круизный теплоход - это одновременно и комфортабельная гостиница, и средство передвижения по Байкалу. Затраты на зимнее содержание - минимальные, по сравнению с отелем. Экологическое воздействие на экосистему также гораздо меньше. Короче, хочешь увидеть весь Байкал - копи на круиз!

- В туризм я пришел работать еще в 1980-м году, в Бюро международного молодежного туризма «Спутник» Иркутского обкома ВЛКСМ. Тогда кроме нас иностранным туризмом занимался только Интурист и облсовет профсоюзов. Пришлось позаниматься и въездным, и выездным, и экологическим туризмом, и в госструктурах, и в акционерных обществах, и частным порядком. Участвовал в разработке различных программ и концепций, писал и публиковал немало статей на тему туризма, издавал обозрения «Туризм в Иркутской области», «Туризм в Монголии», преподавал экотуризм в местном филиале Российской международной академии туризма. Поэтому, наверное, имею какое-то моральное право на собственную точку зрения по вопросу развития туризма в нашем регионе. Особенно в виду того, что сейчас, очевидно, новый губернатор (сам имевший туристский бизнес) уже определяется и по этому направлению хозяйственной деятельности в Иркутской области.

В начале я хочу привести не научное, но вполне точное определение положения туристской отрасли в России, данное известным деятелем  байкальского туризма Константином Мамаджановым: - У нас туризм – как женщина на панели. То в экономику отправят, то к спорту прислонят, а теперь вот – с культурой совокупили… - И действительно, создается впечатление, что не знают "наверху", куда эту сферу человеческой деятельности  пристроить...

Туризм имеет разные ипостаси. Он может действительно использоваться как одна из форм физического и патриотического воспитания, и поэтому не должен уходить из внимания госструктур, занимающихся этими вопросами. Туризм в советское время эффективно использовался в качестве инструмента повышения образовательного уровня и формирования экологического сознания, с целью подготовки кадров для активных форм туризма. Поэтому попытки наших чиновников от Минобразования избавиться от Станций юных туристов, и от областного СЮТУРа в частности, вообще «сбагрить» с себя тему туризма надо рассматривать как преступные, потому что они продиктованы не заботой о детях, а желанием обезопасить свои кресла (не дай бог во время турпохода с кем-нибудь что-нибудь приключится, за это ведь могут и снять!).

Но туризм – это ведь еще и инструмент вовлечения в эффективный хозяйственный оборот разнообразных региональных ресурсов – от культурно-исторических (цивилизационных, т.е. связанных с человеческой деятельностью) до  природных, которые иными инструментами, кроме как туризм, вовлечь в оборот невозможно, например – пейзаж. Только туризм позволяет использовать ландшафт, не подвергая его ограблению (как при добыче золота), использовать лес, не вырубая квадратными километрами…. При этом сами турфирмы, в чистом виде, обычно ничего не производят, кроме турпродукта, составленного, как правило, из чужих услуг (гостиничных, транспортных, по питанию и пр.). Туризм как сфера деятельности – это инструмент координации предприятий, производящих такие услуги, обеспечивающий им поставку потребителя. То есть туризм – это необходимый компонент повышения производственной эффективности таких предприятий, обеспечивающий мультипликативность их деятельности. И если мы говорим об экономическом эффекте от туризма, то должны учитывать всю совокупность доходов и налогов от деятельности таких предприятий.

И если мы говорим именно о таком туризме, а не о школьных экскурсиях на собственных харчах, то позвольте спросить – а при чем, в таком случае, культура?! Если точнее – Министерство культуры? Ведь культура (как сущность, возникшая в результате человеческой деятельности) – это только один из ресурсов туризма как сферы деятельности и потребления! Очевидно, что если в результате развития туризма мы ждем определенных экономических достижений и показателей, то и к туризму должны относиться как к экономической категории. В Кремле этого так и не смогли понять, передав функции государственного управления этой отраслью в ведение Министерства культуры.

Не поспешила бы с этим и Иркутская область – отдать туризм в лоно и без того надрывающегося от непосильных объемов работы Министерства культуры и архивов.

На мой взгляд, перед принятием такого решения стоит изучить самый ближайший опыт – опыт города Иркутска, где туризмом занимается, и при этом вполне профессионально, экономический блок мэрии, а конкретно – отдел по развитию предпринимательства в Управлении экономической политики. Сейчас, по нашей информации, там же создан отдел по туризму. Трудно предложить более логичный вариант и для областного уровня – быть Агентством по туризму в структуре экономического министерства, а не в спорте, не в молодежной политике, или в культуре. В конце 90-х - начале двухтысячных  годов туристская общественность Иркутской области, напрямую и через СМИ, обращалась к губернатору  Борису Говорину, предлагая рассматривать туризм как развивающуюся отрасль народного хозяйства региона, а не как ответвление от физкультуры. В итоге с  2002-го по 2008-й год Департамент туризма входил в экономический блок правительства Иркутской области, перейдя туда из Управления по физической культуре и спорту. Затем, вслед за федеральным центром, туризм снова вернули в спорт и молодежную политику, а теперь, вполне вероятно, действительно припишут к Минкультуре…

Чем должно заниматься Агентство в составе Минэкономразвития?! Определять наличие, изучать состояние и создавать условия для использования и сохранения туристско-рекреационных ресурсов региона, координировать деятельность различных министерств и ведомств (транспортных, строительных, лесных, дорожных и пр.) в той их части, которая, так или иначе, касается туризма. Продвигать наши туристские ресурсы на внутренний и зарубежный рынок, но не ранее, чем будут созданы условия не только для их сохранения, но и устойчивого развития. Нам здесь, на Байкале, не нужны миллионы туристов, прибыль от которых будет уходить, в основном, в карманы корпораций, находящихся в «Москве», в Великобритании и прочих палестинах. Возможно, что нам не нужны и «особые экономические зоны туристско-рекреационного назначения», навязанные Иркутской области без учета мнения местных туроператоров и местной власти. ОЭЗ, которые станут «яблоком раздора» между крупным транснациональным бизнесом и местным населением, все более и более отторгаемого не только от туристских ресурсов, на которых могло бы зарабатывать, но и даже от родовых территорий, так называемого «вмещающего ландшафта». Этому местному населению говорят, что «зоны» создают для них рабочие места, но оно, это местное население, понимает, что оно не подходит для  работы в качестве швейцаров, горничных и администраторов – воспитание не то. Или, как говорят, «рылом не вышел»… Жители прибайкальских сел привыкли жить хоть и небогато, но своим умом, не кланяясь «инвестору». Иркутская область лидирует в России по числу сельских усадеб, принимающих туристов в рамках агротуризма (он же "зеленый", "сельский" и пр.), а эти ОЭЗ на Байкале могут оттянуть на себя их клиентуру

Уже сегодня в Бурятии местный турбизнес подсчитывает потенциальные убытки от введения в эксплуатацию ОЭЗ «Байкальская гавань». А вдруг и вправду туристы предпочтут местным, не слишком шикарным, но уютным деревенским домам и небольшим турбазам, роскошные апартаменты в «зоне»?!

Эти опасения не напрасны. Ведь что бы не говорила официальная статистика и госорганы управления туризмом, реального (с экономическим эффектом) роста туризма в регионе не происходит. С одной стороны автомашинами с «дикарями» летом усеяно все побережье, а с другой – большинство из них приезжает в формате полной автономии, им не нужны не продукты, ни гостиницы – им ничего не надо! От них – только мусор…  Извне туристов тоже особо ждать не приходится: от других регионов России и Европы нас отделяют огромные расстояния и такие же огромные железнодорожные с авиационными тарифы, а от китайских и других азиатских туристов – оправданные и неоправданные страхи и стереотипы, и необъяснимые цены на все туруслуги при их в целом невысоком качестве. Нестабильный, а по некоторым признакам - редеющий, турпоток в Байкальский регион может по разному отреагировать на возникновение ОЭЗ на Байкале, особенно в виду того, что они серьезно нарушат сложившийся идеалистический образ Байкала как "сохранившегося незатронутым цивилизацией уголка России"...

Поэтому задержку с реализацией проектов ОЭЗ «туристско-рекреационного типа» в Иркутской области надо использовать как шанс, как возможность еще раз обсудить целесообразность и своевременность их создания, географическую уместность и риски, связанные с реализацией этих проектов. А такие риски реально существуют – от необратимого экологического ущерба в виду непосильной антропогенной нагрузки на экосистему немногочисленных пригодных для туризма байкальских территорий до лишения ресурсов, необходимых для выживания местному населению. Например, в  селе Большое Голоустное (да и не только там) туристы вытаптывают покосы, являются причиной пожаров, социальной напряженности в виду разрушения традиционного образа жизни. Следствием туризма стало появление такого непривычного для местных явления, как земельная спекуляция и в результате этого – криминальных структур. Конечно, что-то местные жители от туристов и имеют, но больше все-таки потеряли, как говорят опросы… Необходимо прислушаться и к тем, кто считает, что альтернативой тотальной застройки побережья Байкала может быть только развитие сельского туризма и круизного флота, позволяющего с минимальными издержками пережить длительный период межсезонья в Сибири, когда дорогие отели будут простаивать пустыми.

Поэтому надо считать, считать и считать! Просчитывать надо все, и не гнаться за первым встречным инвестором. Орган управления сферой туризма Иркутской области должен работать на интересы местного населения, местного бизнеса и местного бюджета, а не на интересы «Москвы», пусть это даже будет Ростуризм. В нашем Агентстве работают опытные кадры, способные выполнить эту задачу, понимающие, что орган по туризму должен обслуживать интересы местного турбизнеса, а не «руководить» им. Агентство, в силу своих полномочий, должно обеспечить (методом «пряника», поскольку «кнутов» у нас и так хватает) выполнение турбизнесом определенных требований и условий, в целом государственной политики в этой сфере. Политики, которая должна работать не на интересы, как сегодня, страхового бизнеса и единичных крупных туроператоров-монополистов, а на интересы регионов Российской Федерации, обеспечивая их развитие.

Сможет ли это все обеспечить Минкультуры? Очень в этом сомневаюсь.

 

ПРИМЕЧАНИЕ

Мы были рады получить оперативный отклик (хотя и не во всем с ним согласны, например - по поводу выездного туризма...) на этот материал от Константина Мамаджанова, упомянутого в тексте:

Уважаемый Владимир Викторович!

С большим интересом прочитал Вашу статью. Как в детство вернулся! Ваша вера в светлое будущее неистребима. Однако, разберемся спокойно. Полагаю, что его (светлое будущее) в скорости ожидать не стоит. На то есть 2 причины:
1.Туризм в регионах развивается не «во имя» и «в связи», а «вопреки». Если коммерческий кредит в Китае (к примеру)  «весит» что-то около 3%, то на какие, извините, шиши развиваться нам здесь? Говорю ответственно, т.к. одну из фирм инфраструктуры туризма мы поднимали на кредитные деньги, и как только рассчитались перед банком – сразу пришел срок капитального ремонта. Это что за условия для ведения бизнеса такие?

2. Выездной туризм поставлен (по значимости и законодательно) на одну планку с въездным и внутренним. Если его (т.е. выездной туризм) тоже передать в экономику, то станет  понятно, что такой бизнес государству не нужен, т.к. (не помню точно), но денег за рубеж ( в карманах туристов) вывозится на порядок больше, чем ввозится. Это что за бизнес такой? За каким бесом он государству? 
Считаю, что выездной туризм нужно отделить от внимания государства, и определить однозначно, что это дань демократии, т.е. свобода передвижения и распоряжения своими средствами. И ни какой экономики тут нет! И раз так, то государство должно заниматься:

1. Детскими и групповыми тарифами для молодежи;

2. Включением туризма в обучающие программы в школах;

3. Правилами природопользования в туристских целях;

4. Образованием в туризме;

5. Представительством на выставках и т.д. и т.п.  То есть 1000 и + одна задача.

Т.е. государство должно заниматься своим внутренним хозяйством!!!!!!!! А это экономика. Но если в экономику притащить заведомо убыточный бизнес, то что с ним сделают?

Владимир Викторович, московские законописцы шибко грамотны. Полагаю, эту ситуацию «прокручивали»  давным-давно. Плетью обуха не перешибешь, так что остается только грамотно использовать то, что нам вменят.
А то, что туристское законодательство должно быть региональным,  мы обсуждали лет 10 назад (ты, полагаю, это помнишь).
Разреши проститься на этой «радостной» ноте.

С уважением, Константин Мамаджанов.