Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Манхо

Манхо на острове Ольхон (оз. Байкал)

Манхо на острове Ольхон (оз. Байкал)

Манхо на острове Ольхон

Манхо на острове Ольхон

Александр Александрович Губин,
старший научный сотрудник
Музея истории города Иркутска,
г. Иркутск


В данный момент трудно определить точное значение слова «манхо», поскольку оно не встречается в известных нам словарях. По имеющимся сведениям, этим словом среди ольхонских бурят обозначают деревянный дом небольших размеров, который можно сравнить с христианскими часовнями, воздвигаемыми в уединенных местах. Иногда так называют небольшое треугольное сооружение в тайге, собранное из жердей, с опорой на деревья по углам.

Единственное место в нашем регионе, где культ манхо выражен наиболее явно, — остров Ольхон на озере Байкал. В настоящее время на острове имеется три сохранившихся манхо. Один из местных жителей упоминал о семи манхо, воздвигнутых по буддийской традиции для поклонения духам земли в наиболее почитаемых местах острова. Их поставили в период работы Харанцинского дацана в начале ХХ века.

Все известные нам манхо сооружены по одному принципу и представляют собой сруб или собранный из толстых плах домик простой плотницкой работы, размерами около двух метров по длине стены, с одной дверью, без окон. Крыша простая двускатная, кровля из строганых досок. На время строительства сооружений указывает применение фабричных гвоздей для крепления досок крыши и брусков на опорных столбах. Внутреннее оформление манхо заключалось в установке буддийского алтаря в виде широкой деревянной скамьи.

В двух случаях в непосредственной близости от манхо находятся «обо», культовые сооружения, которые ставились для поклонения духам — хозяевам земли, и возведенные в традиционной для данной местности форме — в виде кучи камней. По своему культовому значению и форме эти сооружения можно отнести к одной из разновидностей обо. По имеющимся данным, для местного населения было нехарактерно сооружение построек, подобных манхо, и, скорее всего, эта форма привнесена в регион из Забайкалья или отражает другую добуддийскую традицию.

Основная масса населения районов, прилегающих к Малому морю, считает себя шаманистами. Шаманизм имеет глубокие корни и древнюю традицию, отражающую представления не только бурят, пришедших на эти земли сравнительно недавно, но и народов, ранее проживавших в регионе или тесно с ним контактировавших. В бурятской традиции нет понятий «шаманская юрта», «шаманский дом» или иного специального долговременного сооружения для проведения обрядов. Зато такое понятие имелось у проживавших рядом тунгусов, строивших шаманские чумы с сооружением вокруг них ритуального комплекса, символизирующего верхний и нижний миры, изображения духов помощников и т. д. Имеются данные и о ритуальных сооружениях (домах) у якутов, являющихся потомками курыкан — народа, населявшего ранее район Малого моря. Сооружения подобного рода традиционно строились в культовых местах Тибета, Юго-Западной Монголии, на Алтае и в Саянах. Нужно отметить и христианскую традицию установления часовен. Сооружение часовен имело очень широкое распространение в Сибири и определялось обширностью территорий и их малой заселенностью. Часто часовни устраивались и в местах, почитавшихся коренным населением как святые.

Указанием на буддийскую принадлежность манхо является наличие в одном из них традиционного буддийского алтаря и остатков тханки, а в другом — обрывков текстов на тибетском и старомонгольском языках, а также тот факт, что в Тибете местные монахи, уходя в длительное затворничество, селились в подобных строениях. В холодный период времени оно обогревалось только телом ламы. Этим объясняются малый размер построек и отсутствие в них окон.

Манхо на Ольхоне является выражением совместного существования различных религий на территории острова и ассимиляции различных традиций. Манхо не служили для жилья, ламы поселялись рядом в отдельно устроенных землянках или шалашах. Кроме того, некоторые манхо расположены в непосредственной близости к поселкам.

Поскольку манхо воздвигались в культовых местах, рядом с обо, одинаково почитаемых и ламами, и шаманами, то на алтаре в манхо рядом с буддийскими атрибутами появились ритуальные атрибуты шамана. Иными словами, хозяин манхо мог одновременно исполнять ламаистские и шаманские обряды. Таким же образом отправляли обряды и верующие.

Существует интересная легенда, основанная как на реальных фактах, так и на предположениях, связанная с манхо на горе Жима, расположенной в восточной части Ольхона. В конце XIX века рядом с манхо в землянке жил буддийский монах-отшельник, имевший несколько учеников. Один из них, по имени Турлак, обладал даром пророчества и после смерти отшельника вернулся в мир, где стал предрекать грозящие людям несчастья, общественные смуты и близкие кровопролитные войны. Его предсказания вызвали недовольство местной администрации, он как возмутитель спокойствия был выслан с острова в район Верхнеудинска (современный Улан-Удэ).

Вспомнили о нем после начала Русско-японской войны 1905 года и последующих социальных потрясений. Предположительно уже в советский период он вернулся на родину и проживал один, без семьи, работая у зажиточных родственников. Его любили дети, которым он рассказывал сказки и небылицы о будущих чудесах — летающих домах, говорящих сундуках, очевидно, имея в виду аэропланы и радио, которых в этих краях в то время еще не было. Умер он в безвестности, и сегодня точно не известны ни место его погребения, ни его форма. В памяти жителей он оставался как тихий сумасшедший, не заслуживающий особого внимания. О нем заговорили в настоящее время, на волне перестройки, после того как в воспоминаниях одного из политических заключенных из Прибалтики он был описан как замечательный пророк и ясновидец, человек, обладавший выдающимися способностями, предсказавший многие события нашей истории.

 

Журнал "Тальцы" №2 (21), 2004 год