Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Один день в Нижнеудинске

В Нижнеудинске я раньше не бывал. Вернее, бывал, но только проездом, следуя нашим доблестным железнодорожным транспортом на север Прибайкалья, или в Красноярск. Помню, как меня поразил новый вокзал: до этого я несколько лет по железной дороге мимо Нижнеудинска не ездил, и период реконструкции нижнеудинского вокзала как-то прошел мимо меня... А тут еду однажды, задремал и проснулся уже по темноте оттого, что поезд остановился на какой-то станции. Увидев ярко освещенное современное здание, долго никак не мог понять — где это мы? Нижнеудинск, говорят... Да какой там Нижнеудинск?! — в Нижнеудинске должна быть обычная станционная постройка, а здесь — на тебе... полная Европа... И только подняв глаза, увидел - действительно, крупными светящимися буквами написано НИЖНЕУДИНСК.

Нижнеудинск

Нижнеудинск

Мэр Нижнеудинска Архнгельский Александр Борисович

Мэр Нижнеудинска Архнгельский Александр Борисович

Вид на Нижнеудинск

Вид на Нижнеудинск

Юбилей города Нижнеудинска - 360 лет

Юбилей города Нижнеудинска - 360 лет

Нижнеудинск, юбилей города

Нижнеудинск, юбилей города

Мастер по бересте Владимир Антипенко, житель Нижнеудинска

Мастер по бересте Владимир Антипенко, житель Нижнеудинска

На улицах Нижнеудинска

На улицах Нижнеудинска

Вокзал и привокзальная площадь Нижнеудинска

Вокзал и привокзальная площадь Нижнеудинска

Дефектоскопист Л.С.Худякова

Дефектоскопист Л.С.Худякова

Депо Нижнеудинска

Депо Нижнеудинска

И снова прошло несколько лет, прежде чем я попал в этот старинный сибирский город. Но в этот раз не проездом, а с остановкой на целый день. Всего на один день... Потому и рассказ о своих впечатлениях так и назвал «Один день в Нижнеудинске».

Приехал я сюда по приглашению мэра, Александра Архангельского. Собственно, звал он меня раньше, на юбилей города, но тогда не пустили дела. Да и в этот раз время было, что называется, впритык, но уж сильно хотелось продолжить тему юбилеев муниципальных образований рассказом об одном из самых старинных поселений Прибайкалья – нынче Нижнеудинску исполнилось 360 лет!

Проведя день в одной машине с Александром Борисовичем (он, занимаясь своими нелегкими административно-хозяйственными делами, прихватил с собой и меня), я получил возможность оперативно познакомиться с Нижнеудинском, с этим небольшим провинциальным городом в сердце Восточной Сибири.

Знакомство с Нижнеудинском мы начали с поездки, на видавшем виды УАЗике, на  гору Вознесенка, откуда открывается прекрасный вид на город, и на его живописные окрестности. Только отсюда, с высоты птичьего полета, стало понятным то, что Нижнеудинск — пожалуй, один из самых живописно расположенных городов Прибайкалья. Для него (точнее – для Покровского городка, с которого и пошел потом Удинский острог, переименованный в  Нижнеудинск) в 1648 году,  почти четыре века тому назад, атаманом Тюменцевым было выбрано место на высоком правом берегу мощной стремительной Уды, берущей свое начало в сердце Восточного Саяна, в Тофаларии. Протоки, острова – сверху кажется, что город разделен рекой на несколько частей, да и, собственно, так оно и есть. За городом виднеются поля, темнеют еще невысокие здесь предгорья Саян. Хорошая погода и отсутствие даже намека на смог (Нижнеудинск – самый благополучный в плане экологии город Прибайкалья) дают возможность сделать серию снимков с рабочим названием «Нижнеудинск с высоты птичьего полета». Мэр поясняет - чуть выше моста по течению (т.е. ближе к нам) раньше была паромная переправа, и подводы с грузами поднимались на правый берег как раз возле дома городского головы. Там, за островом – историческая часть Нижнеудинска, за ней виднеется знаменитый вагоностроительный завод. А вот это – самый большой микрорайон города «Экспресс», в нем под двести тысяч квадратных метров жилья. Прямо перед нами – водозабор, построенный еще во времена строительства Транссиба. За ним виднеется аэродром с несколькими вертолетами. Вот обгоревшие корпуса Нижнеудинской фабрики. Александр Борисович, с горечью в голосе, рассказывает: «Раньше на Нижнеудинской слюдяной фабрике работало более трех тысяч человек (при населении всего района вместе с городом около пятидесяти тысяч). Фабрика строила жилье, платила значительную часть городских налогов, содержала детские сады, пионерский лагерь для детей постарше.

Но во времена «перестройки» фабрика лишилась оборонного заказа, и прославленное предприятие, по сути, рухнуло... А несколько лет назад в основном здании фабрики случился пожар.

Сегодня фабрика постепенно возрождается, производит  слюдяную бумагу, микалекс, слюдопласт коллекторный, нагревательные элементы, электрообогреватели. Но все же, по сравнению с прошлым, на ООО “Нижнеудинская слюдянитовая фабрика” трудится в десятки раз меньше горожан, и это не может не беспокоить местную власть. «Перестройка» похоронила и завод зданий контейнерного типа, на который город возлагал большие надежды. Каким бы спросом пользовалась его продукция сегодня, когда на территории Восточной Сибири реализуются масштабные проекты по добыче углеводородов!

Гора Вознесенка – популярное место для прогулок горожан. Сюда, к крестам (один из которых хорошо заметен с любой точки города) горожане поднимаются прямо снизу, от реки, несмотря на довольно крутой подъем.

Что ж, первые впечатления (и первые фотографии тоже) получены, и мы возвращаемся в город. Перед отъездом я с трудом уговорил мэра сфотографироваться на фоне родного города, но и то при условии, что «не для печати». Как видите, обещание пришлось нарушить - как же, рассказывая о городе, не показать и градоначальника...

Спустившись с горы, через мост мы выехали на главную улицу города – имени Ленина. Ровно две тысячи шагов длина этой улицы, именно на ней сосредоточены большинство городских учреждений, объектов культуры, например, киноконцертный зал «Саяны». Именно она и прилегающие к ней кварталы и Центральный парк стали ареной красочных событий, сопровождавших юбилей города. Как рассказывал мэр, как писали местные СМИ, праздник получился великолепным, разнообразные сюжеты и события были продуманы до мелочей и слились в одно яркое красочное событие, завершившееся праздничным салютом.

К празднику была создана этническая деревня, где можно было познакомиться с культурой бурят, тофов и славян, в парке прошла выставка экзотических растений, у ККЦ «Саяны» - шоу парикмахерского искусства. Даже сегодня, месяц спустя, нижнеудинцы обсуждали свой юбилей, а гости из Иркутска говорили, что не ожидали в провинциальном городке такого праздника. Праздники действительно нужны людям, и то, что из своего более чем скромного бюджета городская мэрия выделила необходимые средства именно на праздник, а не на решение очередной коммунальной задачи – это, на мой взгляд, стратегически верное решение. Ведь, возможно, именно этот праздник, воспоминания о нем, а также ожидание других праздников, удержат в Нижнеудинске пару сотен молодых ребят и девчат, до этого мечтавших поменять свой городок на «настоящую городскую жизнь»... Праздники, кроме того, что скрашивают будни, еще вселяют надежду, уверенность в наличии перспективы.

На внешнем облике Нижнеудинска сказываются окраины с их почти деревенскими уютным улицами. Много примет и времен социалистической индустриализации – деревянные двухэтажные многоквартирные дома микрорайона «Спутник», почерневшие за десятилетия своей нелегкой жизни, типовые административные здания, пятиэтажки. Все, как и в тысячах других провинциальных российских городах, но Нижнеудинску присущ свой особый колорит, создаваемый великолепным природным окружением. Здесь вполне можно было бы снимать такие фильмы как «Любовь и голуби» или «Прибайкальская кадриль», «Старший сын», «Деньги для Марии» и другие, отражающие жизнь провинциальной России времен социализма. Уходящей России... Но мэр настроен по-другому – облик города надо формировать заново,  делая его одновременно и современным, и своеобразным.

– А сохранять надо только реальные памятники истории, и те уголки города, где еще сохранились приметы прошлого. Это застройка на острове между Удой и протокой Застрянкой, отдельные фрагменты старины по ул. Сбитнева, Ленина, Тургенева, – говорит мэр. На вопрос, где на это брать деньги, мэр ссылается на программу «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья», на то, что область рано или поздно выделит деньги и на реставрацию объектов исторического наследия. Но главная ставка – на экономическое возрождение Нижнеудинска, которое сопровождается если не строительным бумом, то заметным оживлением предпринимательской деятельности в этой сфере. Архангельский надеется также и на то, что в ближайшее время правительство примет серьезные решения по межбюджетным отношениям, и тогда Нижнеудинск получит возможность вкладывать в инфраструктуру, в строительство свои собственные деньги, а зарабатывает город немало. Вот только оставляют ему от заработанного всего 5%...

Межбюджетные отношения, сложившиеся в нашей стране, мэр Нижнеудинска (как и все российские мэры) считает, мягко говоря, колониальными. Вместо того чтобы стимулировать к развитию экономики страны, они, по мнению Архангельского, стимулируют к тому, чтобы мэры обивали пороги областных кабинетов. Впрочем, также как губернаторы  обивают пороги федеральных. Забирали бы себе, как в старину десятину, - мечтает мэр, - а остальное бы оставляли на местах, и Россия давно бы уже Швецию перегнала по уровню жизни...

Хотя Нижнеудинск по праву считается одним из старейших поселений Иркутской области, надо сказать, что раньше здесь с историей не особо считались. В годы массовой застройки в 70-80-х гг. историческое лицо города было во многом утрачено, например – практически исчезла старинная часть Подгородной слободы (правда, что-то еще осталось на острове), да и новый мост через Уду практически лишил Нижнеудинск его исторического центра. Только кое-где сохранились фрагменты улиц, отражающие образ прошлого.

По дороге глаз цепляется не только за старину, но и за каждую новостройку, а таких в Нижнеудинске сегодня много. В первую очередь это объекты торговли и бытового обслуживания  – именно там зарабатываются первые капиталы, которые затем вкладываются в лесозаготовку и лесопереработку, в создание других многочисленных малых предприятий уже производственного типа. Малый бизнес все громче заявляет о себе в Нижнеудинске, с каждым годом усиливая свое влияние и вклад в экономику города. Малый бизнес сегодня формирует правовую среду Нижнеудинска, идя в законодательную власть, в т.ч и в областную. Он участвует в благоустройстве города, помогает, в какой-то мере, решать коммунальные задачи, потому что знает – на те 5%, которые остаются в городском бюджете от всех налоговых поступлений (остальное забирает область) городская власть не может сделать все, что необходимо. Непросто, но формируется в городе государственно-частное партнерство.

Наша совместная с мэром работа по городу продолжается. Архангельский давно собирался на водозабор, и вот мы подъезжаем к зданию, выстроенному еще в конце позапрошлого века. Отсюда воду брали из Уды и подавали на вокзал для заправки паровозов. Улица, по которой шел водовод, так и называется до сих пор – Водопроводная... Здесь, на берегу Уды, видно, что эта река далеко не такая спокойная, как казалось сверху, с горы Вознесенка. Шивера напротив водозабора и сегодня-то камни перекатывает, а представляю, что здесь во время дождей!.. В 1996-м году Уда затопила половину Нижнеудинска, причинив городу огромный ущерб.

Убедившись, что на водозаборе все в порядке, мэр отправляется в локомотивное депо – узнать, какие там новости, да и с руководителем, Сергеем Геннадьевичем Еремеевым пообщаться – тем более что тот является еще и депутатом городской думы по 4-му округу.

 

Только вперед

Нижнеудинск – город железнодорожников. И это не красивые слова. Сегодня на железнодорожных предприятиях города трудится пять тысяч нижнеудинцев. Отсюда вышли два министра путей сообщения - Геннадий Фадеев и Николай Аксененко. Нельзя не вспомнить и бывшего начальника ВСЖД Геннадия Павловича Комарова. В городе много железнодорожных династий. Кстати, и мэр, Александр Архангельский - из семьи потомственных железнодорожников, окончил Университет путей сообщения. Там же учился  и председатель городской Думы Александр Елизарьев.

Поговорив с Сергеем Геннадьевичем, мы отправились на экскурсию по депо, во время которой лишний раз убедились в том, что дела в империи под названием РЖД идут успешно: обновляются производство и основные фонды, стабильно растет зарплата, повышается квалификация работников, приобретается новое оборудование для ремонта техники и для переподготовки персонала.

В депо впечатляют чистота и порядок, и это там, где огромные электровозы марки ВЛ-85 разбираются до основания и затем собираются снова! А что такое ВЛ-85?! Это почти  300 тонн снаряженной массы, 45 метров длины, 12 осей и столько же двигателей суммарной мощностью 15700 лошадиных сил с тягой в 740000 ньютонов, развивающих скорость до 110 км/час! Это способность таскать самые длинные и тяжелые поезда в мире — до 6300 тонн!

Все это делает магистральный двухсекционный электровоз переменного тока ВЛ-85 самым мощным грузовым локомотивом в мире! Если к этому добавить, что на электровозе установлены антиблокировочная и противобуксовочная системы, автоматическое распределение нагрузки по осям, режим рекуперативного торможения, круиз-контроль, навигация, «антисон», «черный ящик» и другие стандартные опции, то станет понятным, что и предприятие, занимающееся ремонтом такой суперсложной техники, должно быть оснащено, оборудовано ремонтно-восстановительным оборудованием, что называется, «по полной программе». Так оно и есть – после реконструкции, завершившейся в 2004 году, Нижнеудинское локомотивное депо является одним из самых современных предприятий РЖД.

Также только здесь (и еще в Иркутске) можно за  пять месяцев обучиться на помощника машиниста на курсах в региональном отделе дорожного центра обучения. На предприятии в январе этого года, на базе бывшего колесно-роликового цеха вагонного депо, был сдан в эксплуатацию дополнительный учебно-лабораторный корпус, где расположены лаборатории по автотормозам, секции электровоза 8Л85. И теперь курсанты устройство локомотива изучают с помощью компьютера и видеопроектора,  а ходовую часть – непосредственно  на тележках электровозов ВЛ-85 и ВЛ-80р. Но особо здесь гордятся универсальным тренажерным комплексом для машинистов, разработанным в екатеринбургском научно-производственном центре “Спектр”. Уральская разработка полностью моделирует устройство и эксплуатационную работу электровоза ВЛ-85 на участке Нижнеудинск - Тайшет, позволяет преподавателям центра оценивать, насколько грамотно “ведут” поезд курсанты, насколько ими усвоена теория по отработке практических навыков ведения поезда, действий в экстремальных и нестандартных ситуациях.

Труд машиниста на железной дороге становится все более и более интеллектуальным, невозможным без знания компьютера, с элементами программирования. Например, локомотивные бригады депо Нижнеудинск водят пассажирские поезда электровозами ЭП-1. Этот пассажирский локомотив нового поколения с микропроцессорной системой управления и диагностики. Три бортовых компьютера полностью автоматизируют работу машины. Соответственно требованиям к машинистам в новой железнодорожной технике предусмотрен и новый уровень комфорта для локомотивных бригад: кондиционер, климат-контроль, высокопрочные многослойные лобовые стекла с обогревом по типу реактивных самолетов, с нагревательной пленкой между слоями. Собственно, по условиям работы, по требованиям машинисты все ближе и ближе к пилотам магистральных авиалайнеров. А в новом грузовом электровозе  «Ермак» кроме всего этого даже предусмотрены холодильник и биотуалеты!

Нижнеудинское локомотивное депо  обслуживает электровозы, работающие на участке протяженностью 2581 км – от Мариинска до Карымской, поэтому можно представить себе важность этого предприятия не только для ВСЖД, но и в целом для экономики Прибайкалья!

От посещения Нижнеудинского локомотивного депо остались самые лучшие впечатления. Пока я снимал рабочие моменты, мэр успевал переговорить то с одним, то с другим, временам что-то записывая в записную книжку. 

Пока Архангельский в очередной раз обсуждает с кем-то свои городские проблемы, я поднимаюсь на привокзальный виадук и успеваю сделать еще несколько снимков. Вот современное здание локомотивного депо (впрочем, современным оно стало после недавно проведенной реконструкции), а вот и сам вокзал, с которого для меня и начался Нижнеудинск. Сотни вагонов с углем, с техникой, с нефтью... Железная дорога делит город на две части и сегодня, из-за отсутствия автомобильного виадука, серьезно затрудняет сообщение между этими разными районами. И это тоже проблема, которая требует от местной власти срочного решения.

Но где, откуда мэрии, со своими 5%, взять деньги на строительство виадука?! -  вопрошает Архангельский. Надо решать вопрос с ВСЖД, в области, соглашаюсь я с ним.

 

Привокзальная площадь

Привокзальная площадь вносит весомый вклад в городской облик Нижнеудинска. С одной стороны площади знаменитый профилакторий «Истоки» (где, совместно с НИИ медицины труда и экологии человека, разработаны методы профилактики и лечения профессиональных заболеваний железнодорожников), с другой - автовокзал, а также, на фоне трехэтажного кирпичного здания – символ исторической преемственности российских железных дорог, паровоз. С тех пор, как в Нижнеудинск пришла железная дорога, город уже начал формироваться в сторону вокзала. Так что Транссиб воистину стал градообразующим фактором в развитии старинного сибирского поселения.

Железнодорожная тема на сегодня у нас еще не закрыта – нам необходимо посетить еще и вагоноремонтный завод, о котором я давно наслышан. Мы сворачиваем на одну из тех самых, почти деревенских, улиц. Скорость нашей «Волги» на грунтовке резко падает, и  мэр вздыхает – в советском прошлом почти все улицы Нижнеудинска были заасфальтированы, даже эти, «деревенские». Дороги, как и отопление, коммуналка – главная проблема для мэрии города. Город смог за свой счет отремонтировать улицу Некрасова и улицу Кашика, много сделано  в Заречной части города – по крайней мере нарезаны водоотводные канавы (что в дальнейшем предотвратит дорогу от разрушения), местами проведен ямочный ремонт. Планировалось, что постепенно, за два-три года будут приведены в порядок не только основные магистрали, но и второстепенные дороги, междомовые проезды и площадки.

В конце прошлого года депутаты городской Думы приняли решение № 87 и обратились  в Думу Нижнеудинского муниципального района с просьбой передать транспортный налог в 2008 году в бюджет города с тем, чтобы продолжить дорожные работы. Но районная дума приняла другое решение. Отрицательное..., тем самым вновь подтолкнув нижнеудинцев добиваться для Нижнеудинска статуса городского округа... То есть права самим распоряжаться деньгами, заработанными на территории своего города. Два года назад, в ходе реформы местного самоуправления, этот исторический город вдруг стал поселением... А у поселения совсем иной вектор развития.

 

Высокая репутация

Но вот уже и мощные корпуса вагонного депо. По сути, это скорее даже и не депо, а единый мощный завод. И сами нижнеудинцы зачастую называют  его просто ВРЗ, то есть вагоноремонтный завод. В сети железных дорог России это депо самое крупное, а также, можно сказать, самое «продвинутое». Ведь почти каждый год сюда со всей страны (и даже из Санкт-Петербурга, Екатеринбурга) приезжают  на сетевые семинары по передаче и освоению передового опыта. А здесь действительно есть чему поучиться.  В отличие от других депо, где  практикуется только стационарный ремонт,  здесь, в главном корпусе депо, успешно внедрен поточно-конвеерный метод.  А во вспомогательном корпусе прошла «обкатку» уникальная линия уравнительного ремонта.

На деле это выглядит так. После своеобразного «душа» - помывки во вспомогательном цехе - вагон с цистерной заезжает в главный корпус и здесь  его «разувают», освобождая от колесных пар. Сменная бригада принимается за работу. Тормозное, автосцепное оборудование, кузов, рамы, ходовая часть - ничто не ускользает от внимательных глаз,  все становится объектом пристального внимания. И вот ровно через сутки этот вагон выкатывается за пределы корпуса и готов пробежать еще 160 тысяч километров! А через два года с этим вагоном, как со старым знакомым, вновь повстречаются в этом корпусе. Правда, за это время  вагон успеет намотать такой километраж, что  можно несколько раз обогнуть земной шар. Если делается капитальный ремонт, то тогда срок эксплуатации продляется до 8 лет. Вагоны нужны стране в большом количестве, и в любое время года. Раньше все цистерны принадлежали МПС. Теперь принадлежность цистерн несложно определить по фирменным знакам ЮКОСа и Первой грузовой компании города Москвы.

Депо образовано еще в 1934 году, а в 1999-м переведено на новые мощности, и теперь специализируется на деповском и капитальном ремонте цистерн. 1300 человек  надежно связали свою жизнь со стенами теперь уже родного для них предприятия. Во многом благодаря бывшему начальнику ВСЖД Г.П.Комарову  и начальнику вагонного хозяйства И.Д Козутенко в новые корпуса на западной окраине города  вдохнули жизнь. В  строительство вагоноремонтного завода был вложен миллиард (!) рублей. Главный корпус (вагоносборочный цех) занимает площадь почти в четырнадцать тысяч квадратных метров. В год депо поточно-конвеерным методом ремонтирует около 9 тысяч вагонов. Этого невозможно было бы достичь без автоматизации производства, без применения самых современных технологий. Например, ремонт роликовых подшипников с 2003 года осуществляется с использованием электронных приборов фирмы «РОБИКОН» Успешно внедрена и работает система ремонта подшипников и  благодаря новейшему и совершенному оборудованию, выпуск продукции увеличен в два раза.  

В колесном цехе находится единственный на ВСЖД автоматизированный  комплекс «Пеленг-Автомат» для контроля колесных пар. Развивающиеся дефекты типа трещин обнаруживают с помощью метода акустической эмиссии. И таких примеров можно привести множество. Сложнейшее производство требует высококвалифицированных кадров. Инжнерный состав пополняется за счет выпускников   Иркутского университета железнодорожного транспорта. Специалистов с рабочими специальностями  стабильно   поставляет нижнеудинский профессиональный лицей №7, с которым налажены тесные связи. И вообще, по признанию начальника депо  Евгения Викторовича Механикова, кадрам уделяется самое пристальное внимание.

Здесь много  трудовых династий - Доморацкие, Подольские, Суровцевы. Трудовая эстафета переходит от отца к сыну, а затем и внуку. Как и раньше, так и теперь кадры решают все или почти все. Тем более на таком сложном производстве.

 Для того чтобы быть принятым на работу в депо, во-первых, нужен рабочий разряд. Также надо  сдать вступительный экзамен, подтверждающий этот разряд, и пройти тестирование на компьютере. Принятого на работу могут дополнительно отправить на учебные  курсы в Нижнеудинский отдел дорожного центра обучения, с которым у депо заключен договор. Прошедшие такой отбор получают возможность неплохо, особенно по сравнению с другими нижнеудинскими предприятиями, зарабатывать, постоянно повышать свою квалификацию, наконец – получить ипотечное кредитование на приобретение жилья. Есть шансы и у тех, кто мечтает сделать карьеру, получив высшее образование -  депо ежегодно оплачивает учебу десяти студентам ИрГУПСа и Улан-Удэнского института железнодорожного транспорта. Губернатор области Игорь Есиповский, побывав на вагоноремонтном заводе в Нижнеудинске, детально вникал не только  в процесс производства, но более всего обращал внимание на то, как здесь отлажена работа с кадрами.

Нижнеудинское депо – необычное для Прибайкалья предприятие. Например,  где еще, на каком другом производстве, заводе сегодня всерьез планируют для своих рабочих создать зимний сад? А здесь планируют, рассказал мне мэр. Он, как, оказалось, тоже раньше работал в этом депо, и тоже рассказывал о логике сложнейшего производственного процесса, о людях, работающих здесь, о спортзале, лучше которого он не знает даже в Иркутске. Кстати, спортзал доступен не только работающим здесь, не только железнодорожникам, но и остальным жителям города. Триста городских ребятишек занимаются под  сводами этого прекрасно оборудованного  спортивного храма. Именно здесь проходят все наиболее значимые спортивные соревнования, работают многочисленные секции. Спортивное движение  среди деповчан получило мощный заряд в то недавнее время, когда депо руководил Е.В.Мальцев (сейчас он директор Восточно-Сибирской Дирекции по ремонту грузовых вагонов). Вот уже дважды именно нижнеудинский спортсмены из вагонного депо оказывались самыми сильнейшими в сетевых спартакиадах по  всей   России. В минувшем году они принимали вагонников  всей страны у себя. Победа была более чем убедительной. А нынче поехали в город Краснодар  и  не оставили своим соперникам никаких шансов на победу. Так еще больше крепнет репутация депо, а вместе  с ним  известность и слава небольшого сибирского города.

Будний день Нижнеудинска-труженика плавно переходил в вечер. По улицам гуляла нарядная молодежь, радовали глаз молодые мамаши с колясками, и издалека был виден крест на горе Вознесенка. Конечно, этого дня не хватило на многое. Например, на то, чтобы посетить Нижнеудинский музейно-культурный центр с его ландшафтным садиком, художественную школу, или побывать на выступлениях студии эстрадного танца «Шарм», театра эстрадной песни «Маэстро», народного ансамбля «Талисман»... Но этого дня хватило на то, чтобы Нижнеудинск стал для меня не просто точкой на карте Иркутской области, а местом, куда хотелось бы приехать еще...

 

Текст и фотографии:
Владимир Бережных

Журнал Прибайкалье №3, 2008 год