А что будет, если президентом Монголии станет Х. Баттулга?
Бережных Владимир
Категория: Иркутская область : Внешние связи
Предыдущая статья | Следующая статья
Политолог Юрий Кручкин, эксперт по современной политической жизни Монголии, еще месяц назад предсказал, что без второго тура президентских выборов Монголия не обойдется. Когда стало известно, что Демпартия Монголии выставила своим кандидатом известного политика и предпринимателя Х. Баттулгу, Юрий Николаевич сказал мне, что это серьезный козырь демократов в попытке установить баланс в борьбе за власть с МНП – Монгольской Народной партией (у мэнэпэшников 64 мест в ВГХ, а у демократов – всего 10).
Несколько лет назад, когда мы сделали попытку издания журнала «Россия и Монголия» (и даже сумели издать несколько номеров!..), Кручкин устроил мне встречу с Баттулгой, бывшим на тот момент министром транспорта Монголии. Тогда мне понравилась прямота, с которой Х.Баттулга отвечал на мои, не самые простые, вопросы относительно ситуации в Монголии на тот момент. Уже тогда он, сам серьезный предприниматель, говорил, что самая главная опасность для Монголии – это то, что в стране реальная власть принадлежит не народу, не президенту, или парламенту, а олигархату – нескольким крупным семьям предпринимателей.
Кстати, то же самое, но еще с большей степенью озабоченности, Х. Баттулга повторил в интервью, которое мы взяли у него для журнала «Большая Евразия» буквально за несколько дней до первого раунда президентских выборов (http://www.pribaikal.ru/irkutsk-important-item/article/23103.html).
Тогда, во время нашего знакомства, я отметил, что Баттулге присуща мощная энергетика и уверенность в себе. Не скрывал он своей озабоченности и крайне низким уровнем отношений между Россией и Монголией, сложившимся на тот момент. И ситуация за прошедшие годы в этом плане только ухудшилась.
Итак, что же изменится в отношениях между Россией и Монголией, если президентом этой страны станет Х.Баттулга? Скорее всего, эти отношения подвергнутся серьезной ревизии в пользу их коренного, а не эволюционного улучшения. Х.Баттулга известен своей способностью принимать пусть даже резкие, но необходимые в данный конкретный момент действия. И в этом он может столкнуться с сопротивлением со стороны влиятельных фигур внутри собственной Демпартии – а в основном это «гарвардские мальчики» во главе с Ц.Элбэгдоржем. Именно они обеспечивали ориентацию Монголии на «третьего соседа» (в первую очередь – на США) вместо того, чтобы использовать свое геополитическое положение между Китаем и Россией, став переговорной или даже оффшорной площадкой между ними, и извлекая из этого такие же политические и экономические дивиденды, как Уругвай через свое посредничество между Бразилией и Аргентиной.
Можно ожидать, что Х.Баттулга будет инициировать вступление Монголии в ШОС, или даже в Евразийский экономический союз с тем, чтобы получить дополнительные гарантии как национальной безопасности, так и новые перспективы экономической интеграции и с Россией, и с Китаем. При этом Баттулге (известном своими, достаточно резкими, высказываниями насчёт экономической политики Китая в отношении Монголии) придется доказывать «южному соседу», что его личные убеждения не отразятся на межгосударственных отношениях. Кстати, это можно было бы обозначить в рамках комментария к Программе Экономического коридора Китай – Монголия – Россия, а особенно – к Плану мероприятий, разработанного в качестве приложение к этой Программе. При этом я бы не согласился, что Х.Баттулга – «пророссийский политик», он ведь монгол, как говорится, «до мозга костей», а для настоящего монгола характерно то, что он всегда выбирает наиболее верное направление. Если позиция России по каким-то вопросам не будет соответствовать интересам Монголии, то Баттулга предпочтет другого геополитического партнера…
Также, скорее всего, Баттулга постарается снизить остроту во многом надуманной проблемы строительства Эггийнгольской ГЭС (возможно, за счет тайм-аута, необходимого для дополнительного изучения всей, связанной с таким строительством, проблематики). По крайней мере, в своем вышеупомянутом интервью (http://www.pribaikal.ru/irkutsk-important-item/article/23103.html) нам он, на мой взгляд, достаточно трезво на этот счет рассуждал.
Я уверен, что если президентом Монголии станет Х.Баттулга, то он лишит покоя многих российских правительственных чиновников, от которых зависит решение, например, застарелой таможенной проблематики. И, в первую очередь – относительно проблемы многочасового процесса пересечения наших межгосударственных границ, а также фактического эмбарго на монгольские товары путем обложения их непосильными пошлинами.
В то же время Баттулга будет поддерживать проекты, направленные на укрепление сотрудничества с Россией, и при этом не только инвестиционные, но и культурные, способствующие сохранению в монгольском обществе исторической памяти о вкладе Советского Союза в независимость Монголии, в формирование её национальной экономики, профессиональных кадров, в борьбу с чумой и сифилисом (которые грозили монголам полным уничтожением).
Можно спрогнозировать, что Баттулга, став президентом Монголии, сделает все возможное для того, чтобы укрепить президентскую власть в этом центральноазиатском государстве. Ведь он неоднократно критиковал Великий Государственный хурал за то, что в стенах парламента отстаиваются не столько интересы народа, сколько олигархических кланов. Баттулга заявлял, что только твердая рука может обеспечить то, что Монголия пойдет вперед в будущее, а не будет рыскать, как необъезженный конь, из стороны в сторону…. И действительно, расхваленная американцами монгольская демократия в реальности оборачивается жестокой межпартийной борьбой, в результате которой нередко принимаются взаимоисключающие экономические и популистские решения, серьезно бьющие по интересам простого народа
И в этом, в стремлении укрепить государственную власть и вертикаль в Монголии, Баттулга столкнется с попытками наоборот предельно ослабить президентскую власть, и сделать Монголию, по сути и по содержанию, парламентской республикой.
А вот это, по моему твердому убеждению, для такого традиционного общества, как Монголия, неприемлемо. Монголам, выбирая свой политический курс, надо ориентироваться не на США, ФРГ или Великобританию, а на Сингапур. А может быть – и на Китай, с его «вертикальной демократией». По крайней мере, именно она обеспечила китайскому народу фантастические достижения в последние десятилетия. Напомню, «вертикальная демократия» – это линия, выработанная государством, но обсужденная, и поддержанная всем народом, а не только его «избранниками» (которыми, к сожалению, и в Монголии, и в России обычно становятся или сами олигархи, или их ставленники).
Нам же остается пожелать, чтобы все это понял, и обеспечил президент Монголии, кто бы им, в итоге второго тура голосования, не стал…
Владимир Бережных,
главный редактор издательского
проекта «Евразийское обозрение».