Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Две страны по берегам одного моря (на велосипедах по Японии и Южной Корее)

Мое путешествие вокруг света «по кусочкам» продолжается. В этом году я собрался отправиться в путь с 17-летним сыном Никитой. Ему и предоставил выбор очередного маршрута: Средняя Азия в продолжение моих кавказских вояжей или Япония и Южная Корея. Никита, страстно увлекающийся аниме и роллами, ответил не задумываясь: «Папа, ну конечно, Япония!»

Японское море. Мы объехали его с юга

Кавасаки. Отель «Imalle Haneda»

Санузел в номере

Вид с балкона отеля

Улица в Кавасаки

Вплотную друг к другу

Отражение

Перед входом в дом

Многоквартирное жилье

Японским детям можно все. Оставить велосипеды на проезжей части — пожалуйста

Кавасаки-стэйшн. Уличный концерт

В лапшичной

У автомата сёккен

Такой «прикид» для Японии нехарактерен

Знакомство с японской лапшой

Муляжи блюд в витрине перед входом

В велосипедном магазине

21 тысяча иен — стоимость нашего велосипеда

Установка багажника

В монастыре. Мостик через пруд

Мир вам!

Синтоистский храм

На окраине города

Красный «Додж»

Овощная палатка «Обслужи себя сам»

Тыквы на продажу

Километровый столбик — не присмотревшись, и не заметишь

Добро пожаловать в «Сукию!»

В зале нашего любимого заведения

В ожидании заказанного

Гюдон

Прибытие

Раннее июльское утро. Мы с Никитой в аэропорту Пекина — сонные, не выспавшиеся. На входе в здание аэровокзала настроение подпортили неумолимые китайские секьюрити, отобравшие у меня газовую горелку, которая лежала в заплечном рюкзачке. В Токио придется искать новую.

В 8:25 — наш вылет в столицу Японии, в 12:45 должны быть в аэропорту Ханеда. В Пекин мы прилетели на простеньком аэробусе А320 авиакомпании «S7», а из Пекина отправляемся «Японскими авиалиниями» на прекрасном, новеньком Боинге-767. Наслаждаясь предложенной едой, слушая музыку, смотря фильмы, среди которых были и на русском языке, незаметно долетели до Токио. И вот самолет, вздрогнув, соприкоснулся с землей Японии.

По распечатанной еще в Иркутске схеме мы знали, как добраться до нашего отеля, находящегося в четырех километрах от аэропорта. Но вместо электрички, следующей со всеми остановками, мы запрыгнули в экспресс, который остановился, далеко проехав нужную нам станцию — Отори. Пришлось возвращаться да с пересадкой, да с ожиданием нужных поездов. Наконец, оказавшись в Отори, распаковали привезенный в багаже велосипед, чтобы оставшийся путь проделать пешком. В результате до отеля Imalle Haneda добрались только к 17 часам. Стоимость проживания в нем существенна. Поменяв в аэропорту тысячу долларов, мы получили 100 тысяч 250 иен, из которых 22 тысячи, или 220 долларов (а доллар ныне стоит 65 руб.), отдали за три ночи в отеле — самом дешевом, который я смог найти по интернету в Иркутске.

Заселившись, вышли погулять. Наш отель находится в тесно слившемся с Токио городе Кавасаки, в нетуристской его части, там, где местные жители живут тихой спокойной жизнью. Судя по первому впечатлению, в Японии все очень маленькое: узкие улочки, теснящиеся вдоль них скромные домики, махонькие бутылочки и баночки разнообразных напитков, крохотные упаковочки продуктов…

Несмотря на обилие иероглифов вокруг, как-то сразу становится ясно, что это не Китай. Здесь и побогаче, и почище, и люди поприветливее. Все друг другу кланяются, что мы тоже с удовольствием подхватываем.

Зашли в магазинчик. В отличие от всего остального цены нам маленькими не кажутся. 1 250 иен (12,5 долларов) мы заплатили за четыре пачки лапши, пакетик зеленого порошкового чая, понравившегося нам еще в самолете, упаковочку миниатюрных сладких булочек и баночку энергетика «Monster Ultra». Я серьезно заопасался, хватит ли нам 5 тысяч долларов, взятых на это путешествие.

В 19 часов начало темнеть и через час, уже в полной темноте, мы вынуждены были вернуться в номер. Переполненные впечатлениями, сразу легли спать.

В Кавасаки

Приоткрыв глаза в 5 часов утра, обращаю внимание на то, что на улице совсем светло. Но окончательно мы просыпаемся только в семь. Солнце пробивается сквозь облака уже высоко над домами.

Разглядываем нашу комнату. Она совсем невелика. Напротив двухместной кровати расположен стол — длинный и узкий, как и весь номер. Телевизор на нем размером с экран ноутбука. Маленький санузел. Ванна лишь в половину обыкновенной. Рядом крохотная раковина для умывания. Одноразовая зубная щетка просто миниатюрная — тоненькая и коротенькая, а пластиковый тюбик зубной пасты — три сантиметра вместе с колпачком. Зато унитаз с целой клавиатурой: подмыв, биде, регулируемая сила напора, подогрев крышки!

Выходим на улицу. С ранним завтраком здесь проблема, даже в 9 часов все закусочные вокруг еще закрыты. На дверях одной из них указано время работы: с 11 до 23 часов.

Все, что мы видим сегодня, нам кажется смешным. Маленькие узкие калиточки в крошечных оградках возле домов, маленькие клумбочки прямо среди асфальта да и все другое, в том числе и люди, настолько миниатюрное, что мы невольно ощущаем себя Гулливерами. Даже супермаркеты маленькие — такие минисупермаркеты.

Все вывески написаны по-японски, на английском редко что увидишь. На всех продуктах, на чеках — только непонятные иероглифы. Начинает складываться впечатление, что японцы совершенно самодостаточны и не нуждаются ни в чем иностранном.

Удивляет, что на улицах множество столбов, опутанных сетью электрических проводов, за которыми часто не видно фасадов домов. Казалось бы, в такой высокотехнологичной стране все это давно можно было спрятать под землю.

Уже в 8 часов утра было совершенно тепло, теперь же, в одиннадцать, просто жарко. Температура воздуха не кажется сильно высокой, но здешние 32 градуса при сильной влажности переносятся гораздо тяжелее, чем 42 где-нибудь в пустыне Сонора.

Выходим к Кавасаки-стэйшн (Kawasaki station), оживленному торговому центру полуторамиллионного города. Здесь наконец-то мы смогли поесть. При входе в лапшичную стоит автомат сёккэн, куда надо опустить купюру или несколько монет, нажать на кнопку с номером понравившегося блюда и получить бумажный талончик. С ним уже можно проходить в глубь заведения к кухонной стойке.

К нашей неожиданности оба блюда, поданные нам на маленьких пластиковых подносиках, оказались холодными. Я выбрал удон (пшеничную лапшу) с морепродуктами, водорослями нори, мелко потертой редькой дайкон и мазком васаби сбоку миски. Стоит это 450 иен. У Никиты соба (темная гречишная лапша) с мясом за ту же цену. На столе, за которым мы расположились, находятся палочки в железном контейнере, перец и соевый соус в удлиненном сосудике с носиком. Рядом расположен автомат с чистой питьевой водой — наливай сколько хочешь. В кондиционированном помещении с холодной едой и питьем мы вполне охлаждаемся. Теперь нестрашно и на солнце выйти.

Время почти 16 часов. Кажется, у нас проблема. Самые дешевые авиабилеты, к сожалению, имеют ограничения по количеству и весу багажа. Поэтому мы прилетели в Японию лишь с одним велосипедом. И теперь, чтобы начать путешествие, нам надо приобрести второй. Однако подавляющее большинство велосипедов в здешних магазинах продается без багажников, а когда эти необходимейшие для нас причиндалы есть, они слишком широки для наших велосипедных рюкзаков.

Но где наша не пропадала! Решаем проблему чисто по-русски. Подходящий багажник мы заметили на старом велосипеде, одиноко стоявшем у забора недалеко от нашего отеля. Сквозь велосипед проросла трава и ветки дерева. Видно было, что он давно стоит здесь без дела. Вечером мы решили похитить брошенный транспорт, снять с него багажник и с ним отправиться в магазин. На какой велосипед можно будет его прикрутить, тот и купим.

Покупка велосипеда

Наш изначальный план был таков: мы покупаем японский велосипед, едем по Японии и Корее и возвращаемся с ним в Иркутск, бросив в Сеуле старый, отремонтированный перед путешествием в последний раз Никитин велосипед. По возвращении Никите будет чем хвастать перед друзьями: велосипедом из Страны восходящего солнца.

Увы, все велосипеды в японских магазинах оказались китайскими. А лучшие из них и, соответственно, значительно дороже — тайваньского производства. Японских велосипедов мы что-то не приметили.

К тому же оказалось, что добытый нами вчера багажник подходит лишь к самым простым велосипедам, предназначенным для езды по городу: с узкими шинами и тонким протектором, с непременной для Китая продуктовой корзинкой над передним колесом. На таком и пришлось остановиться. Он очень похож на тот, на котором я ехал в прошлом году по США. Но если в Штатах я заплатил за своего «коня» 465 долларов, то здесь всего 210 (21 тысяч иен). Неплохая экономия!

При оформлении покупки продавца сильно озадачило, что он не может указать нашего адреса на регистрационном листочке к велосипеду. Он даже позвонил по этому поводу кому-то, чтобы выяснить, что же делать. По японским правилам мы должны пойти с этим листочком в полицию и зарегистрировать приобретенное транспортное средство. Но мы, русские, —люди милосердные, зачем же нам еще и полицию ставить в сложное положение? Продавец удовлетворился названием нашего отеля вместо адреса, вывел накачанный, с прикрученным багажником велосипед на улицу и учтиво с нами раскланялся.

С новеньким велосипедом отправляемся в супермаркет «Le Front», где приобретаем горелку за 6700 иен (67 долларов) и два газовых баллона по 400 иен каждый. Теперь мы экипированы полностью. После этих покупок подсчитали нашу наличность. Из 100 тысяч иен за два дня мы израсходовали 60 тысяч, т. е. 600 долларов. Быстро деньги летят!

Под жгущим солнцем возвращаемся в отель. Сегодня, как и вчера, температура 32 градуса. Солнце и облака. Жарко и влажно. Пот липнет к лицу и рукам. Многие японцы ходят с висящими на шее полотенцами, постоянно утираясь ими.

Приняв душ и охладившись в кондиционированном воздухе номера, решили съездить на велосипедах к реке Тама, за которой начинается собственно Токио.

Покатавшись пару часов по оживленным улицам японской столицы и попав под накатившую на город грозу, вернулись в отель к 19 часам, когда начало темнеть.

Завтра отправляемся в путь.

«Сукия» и донбури

Встаем в шесть утра и через 40 минут выходим из отеля. На улице серо, небо плотно затянуто толстым слоем облаков.

Через полтора часа езды по бесконечным городским кварталам добрались до города Иокогама. На нашем пути между Токио, Кавасаки и Иокогамой не было ни одного пустого, незастроенного куска пространства. Эти города и целый ряд других, более мелких, слились в крупнейшую в мире агломерацию под названием Большой Токио, население которой составляет 38 миллионов человек. Для сравнения — во всей Японии живет 127 миллионов.

На выезде из Иокогамы останавливаю Никиту при виде небольшого красивого храма с темной черепичной крышей и загнутыми к небу углами. Подъезжаем ближе, а храм оказывается частным домом. У входа в него припаркован роскошный американский «Додж» ярко-красного цвета, контрастирующего с сочной зеленью ухоженного садика.

Тут же у дороги стоит легкий, обтянутый полиэтиленовой пленкой павильончик с огородными овощами на продажу. Однако продавца нет. Проходящая мимо нас женщина остановилась, выбрала в контейнере кулек с помидорами, бросила деньги в железный ящичек с маленьким навесным замочком и отправилась дальше.

Хорошо, что день сегодня пасмурный, и ехать не жарко. Наша дорога № 1 то и дело сливается со скоростной автомагистралью, которая в Японии называется экспрессвеем (expressway). Японские экспрессвеи — дороги платные и предназначены только для автомобилей. Нам туда путь заказан, а потому приходится искать, куда подевалась наша дорога и где она продолжается, что удается подчас не сразу. Несколько раз таким образом плутали.

Кстати, столбики, обозначающие километры по нашей трассе, — самые маленькие из всех, которые я только видел в мире. Буквально 20 сантиметров — не сразу и заметишь.

В половине второго, устав от дорожной суеты, от постоянного шума машин, останавливаемся на обед в заведении «Сукия» («Sukiya»). Это распространенная в Японии сеть ресторанов быстрого питания, специализирующаяся на блюдах национальной кухни, такие как донбури или гюдон. Донбури представляет собой чашу с вареным рисом, на который выкладываются овощи, яйца, рыба, другие морепродукты и т. д. Видов донбури множество. Одним из наиболее популярных является гюдон, в котором рис подается с тонкими кусочками говядины, тушенной с луком. Приносят блюда быстро, буквально через несколько минут после заказа. Вместо обычной воды, как в других ресторанах, в которых мы уже побывали, здесь подают охлажденный пшеничный напиток — мулича.

Сидеть в «Сукие» приятно. Интерьер выдержан в светлых тонах. Через широкие окна щедро льется уличный свет. Посередине помещения длинным полуовалом устроен высокий стол в виде барной стойки, во внутренней части которой есть проход для официантов. Вдоль стен, у окон, расставлены маленькие столики с желтыми столешницами и легкие плетеные стулья с мягкими сиденьями.

Вместе с заказанными блюдами нам сразу приносят и счет, который деликатно переворачивают лицевой стороной вниз, дабы не расстраивать посетителей перед едой. Хотя стоимость блюд в «Сукие» невелика — от 300 до 600 иен.

После обеда подъехали к городу Фудзисава, расположенному на берегу Тихого океана. Насколько я знаю, в Фудзисаве в этом году собираются осуществить эксперимент по использованию такси без водителя. Добрались до океана, сегодня серого и хмурого. Волны лениво широкой пенной полосой накатывают на берег. По берегу проложена прогулочная дорожка, по которой мы с удовольствием и покатили. Вдоль дорожки тянется многокилометровое ограждение, аккуратно сплетенное из узких бамбуковых реечек, перевитых голубой проволокой.

Выбравшись за пределы города, останавливаемся, чтобы искупаться. Вода здесь, в Тихом океане, заметно теплее, чем в самый жаркий летний день в озере Байкал.

Уже под самый вечер, до конца проехав по прекрасной береговой дорожке, возле которой можно было остановиться фактически на природе, мы въехали в город Одавара. Миновать его до темноты не успеваем, приходится располагаться между экспрессвеем, проложенным по самому берегу океана, и последним рядом городских домов. Здесь мы заметили большую, засаженную деревьями детскую площадку, в укромном уголке которой и расположились. Первый день позади. Проехали всего 50–55 километров, но для первого дня вполне достаточно, тем более что практически все время ехали по сплошному городу.

В 19 часов стемнело. При свете окон многоэтажки, у которой мы раскинули свою палатку, поужинали и в 20 часов залезли в спальники.

Юрий Лыхин,
июль-август 2016 г.