Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Две деревни - две судьбы. Истории д.Кобляково и д.Дубынино Братского района.

Приглашаем в путешествие в две сибирские деревни – Кобляково и Дубынино, каждая из которых имеют свою необыкновенную, но очень интересную историю. Вы посетите места стоянок древнего человека, полюбуетесь на Дубынинские столбы и узнаете об особенностях архитектуры старожильческого жилища.

Дом старожила

Дома в новой части Кобляково (фото Э. Брюханенко)

Здание бывшей Кобляковской МТС

Здесь на берегу Ангары велись раскопки на месте стоянки древнего человека

Клуб в Кобляково, построенный в 1985 г.

Один из домов в старой части Кобляково

Один из старинных домов, перевезенный из села Московское

Под водой осталось историческое месторасположение Дубынино

Рыбаки из Дубынино (фото Э. Брюханенко)

После введения в эксплуатацию Братской и Усть-Илимской гидроэлектростанций в зоне затопления оказались множество сел и деревень, расположенных на берегах Ангары.   Одно из немногих, сохранивших свое первоначальное месторасположение - Кобляково. У этого поселения богатая история.  Возникло оно было триста лет назад. И сегодня здесь можно увидеть старинные домики, потемневшие от времени, а где и с крашенными наличниками, воротами и палисадниками, словно не хотят уступать по красоте новым домам – светлым, просторным, построенным по современным проектам.

Кобляково первоначально упоминается как ясашная деревня Кобыляковская; потом некоторые писари писали «Кобеляковская», «Колебековская». В 1846 году деревня в церковных книгах упоминается как Кобелековский улус, потом потерялись «лишние» буквы и стала Кобляковская. О происхождении села Кобляково существует несколько версий. По одной из версий, территория по верховью реки  Вихоревой и ее среднему течению, где позднее появилась первая заимка, переросшая в поселок, входила в состав кочевого улуса тунгусского князца Кобулюка. Отдельные роды улуса Кобулюкова пасли оленей в устье и в нижнем течении реки Вихорева, по левому ее берегу. Отсюда зимовье, поставленное в земле кобулюкова улуса, а затем и деревня, стали прозываться русскими «Кобуляково», «Кобляково». Известно, что первыми жителями поселка, срубившими первый сруб и перевезшими свои семьи были братья Сафрон и Василий Черемных. В 1904 году было открыто Братское кредитное товарищество, действие которого распространялось на деревню Кобляковская. В 1909 году здесь был пушной промысел. Именно тогда в Усть-Вихоревском, что по соседству был поставлен рекорд – убито 30 тысяч белок.

 Оригинальная, коренная, застройка деревни сохранилась только в центральной части улицы Бурлова, выходящей к речке Яходей. На береговой полосе сохранилась часть старинного кладбища. Крошечное кладбище с десятком сохранившихся могил, со всех сторон огороженное поленницами дров, сараями, амбарами, хранит память о тех давних временах, когда Кобляково только начинало зарождаться. «Территория сельского Совета бедна, - говорится в протоколе заседания Кобляковского сельсовета1927 года, - на ней нет даже кулаков». В  селе была страшная эпидемия оспы, когда в 40 дворах было 80 больных. А с другой, читаем дальше, «нет ни комсомольской, ни партийной ячейки, бедняцкие и женские собрания созваны не были...» С октября 1928 года начались занятия в Кобляковской начальной школе, расположенной  в доме, арендованном «у гражданина Г. П. Чупина за 2 рубля в месяц, без отопления и освещения». В 1931 году в  Кобляково организован колхоз «Дружные ребята», позже - колхоз «Трудовой подъем», активисты которого продвигали лозунг «Ни одного колоска в поле». Помогали селяне всех возрастов, включая пионерский отряд «Дружные ребята». В начале 1950-х была создана Кобляковская МТС с механическими мастерскими, гаражом, бытовками и культурными учреждениями. Комсомольцы города взяли над ней, отправив туда сорок человек. МТС объединила 13 колхозов, вскоре сюда пошли минеральные удобрения, кирпич, стекло, цемент. Вскоре сюда приехали еще добрая сотня городских комсомольцев, которые протянули телефонную линию.

В семидесятые годы случился пожар  и огненная стихия охватила целую улицу, уничтожив несколько деревянных усадьб.  Начальник БратскГЭСстроя  Иван Наймушин, узнав об этом, побывал в Кобляково.  Он не смог остаться безучастным к крестьянской беде, тем более совхоз находится под боком, а соседа надо выручать. С его легкой руки была выстроена новая улица брусчатых домов и ее назвали именем Наймушина. Село преобразилось. Каждый год в нем что-либо строилось.

Вобрав в себя несколько мелких хозяйств, Кобляково стал одним из лучших не только в районе, но и в области. Здесь выращивали хлеб и мясо, получали молоко и овощи, а также корм для скота. Одним словом,  Кобляковский совхоз кормил крупный индустриальный центр – Братск. Хозяйство ежегодно производило продукции на три миллиона рублей.  В начале 1980-х совхоз «Кобляковский» гремел на весь район. План продажи мяса выполнялся в начале ноября, прибыль в год превышала 500 тыс. рублей. Доярки и скотники села стали победителями областного социалистического соревнования, надаивая от каждой коровы более 3000 кг.

Сельский дом культуры «Колос» красиво вписавшийся в ансамбль сельских улиц, настоящий очаг культуры, к которому  и по сей день тянутся люди.   Рядом с клубом, в 2021 году, при поддержке Группы «Илим» в селе открыт хоккейный корт. Зимой здесь можно играть в хоккей, а летом – в волейбол.

Продолжаем наше путешествие в деревню Дубынино. Сейчас селение находится на берегу Ангары неподалеку от своего первоначального месторасположения.  Дубынино сохранились старинные усадьбы, перевезенные из близлежащих затопленных деревень.

Примечателен тот факт, что деревня, в отличие от других приангарских поселений,  в прощлом неоднократно меняла свое название:  Илюшкина деревня, Ильиных, Ильинская и село Дубынинское. После революции закрепилось название Дубынино, но  в центре села до 1940-х красовалась табличка «с. Ильинское». Там же, по словам старожилов, долгое время лежал чёрный камень с надписью об истории села. 

Первое упоминание о Дубынино относится к 1675 году – в путевом дневнике Николая Спафария, но кости и предметы, найденные на Антоновском острову, гораздо древнее Тункинских стоянок древнего человека. А раскопки археологов в Дубынино в 2005 — 2006 годах говорят о том, что люди в этих местах жили еще в каменном веке.

Ходит легенда, что в  стародавние времена в Сибирь бы­ла сослана Дубыня или Дубынчиха. Так в старину называли крупных, высоких женщин. Бесстрашная женщина преодолела порог Долгий и основала деревню, назвав ее в честь одного из сыновей - Ильи. При подготовке ложа Усть-Илимского водохранилища в 1969 году велись раскопки Могильного угора, самого старого деревенского кладбища, оказавшегося к тому времени в самом центре села. Среди  прочих бы­ло обнаружено интересное захоронение: два скелета в одной могиле в долбле­ных гробах, в каких хоронили в Новгороде в XVI — XVII веках. Сохранилась часть платья из черного шелка. Археологов поразили размеры костей женского скелета. С тех пор считается, что Дубыня – реальное лицо.

Порог Долгий или Дубынинский  был одним из самых труднопреодолимых на Ангаре. Ангара была богата рыбой. Особенно много рыбы было в нижнем течение Ангары. Под Дубынинским порогом собирались на зимний отстой стерляди. Осетровые косяки, или, как говорили на Ангаре, «плоты» достигали 500 метров в длину и несколько десятков метров в ширину. Прижавшись вплотную друг к другу, десятки тысяч рыб устилали дно Ангары.  Стоило замкнуться ледовой кромке в верхнем течение реки, как вода приобретала здесь кристальную чистоту. На рассвете, когда берега реки еще были укрыты в тумане, сотни лодок подходили к зимовальным ямам: рыбаки выходили проверять улов.

Берега Ангары и Байкала широко известны памятниками друвней культуры народов Сибири. Из глубины веков время донесло до нас историю первобытных обитателей Приангарья. Первые два рисунка в этом районе были открыты еще в 1937 году. Их возраст – 5-6 тысяч лет. Рисунки бегущих друг за другом лосей сделал художник эпохи зрелой неолитической культуры. Спустя сорок лет Октябрь Леонов обнаружил здесь целую галерею наскальных рисунков. У Долгого (Дубынинского) порога на высокой диабазовой скале взметнулся к небу похожий на птицу, которая не может взлететь, пятиметровый крест из затесанных как крылья бревен. Здесь находится могила путешественника, журналиста и археолога Октября Леонова, который пытался сохранить хотя бы малую часть каменных галерей. Дубынинский порог ушел навечно под воду, а с ним и бесценная галерея эпохи неолита.

Вообще от Братска до устья Ангары открыто свыше 100 разновременных памятников и свыше 30 из них было раскопано стационарно. Здесь известный археолог Алексей Окладников открыл стоянку древнего человека. Ее назвали «Дубынино-1». Академик обнаружил не только орудия труда, но также и произведения искусства, вызвавшие сенсацию – скульптурное изображение мамонта, грузило в виде рыбы. Стоянка была расположена на окраине Дубынино, на левом устьевом мысе ручья Студеный и правом приустьевом мысе реки Еленка. Возраст определили в 17 тысяч лет. Как позже выяснилось, это было первое, но не последнее открытие.

В  2005 году рядом с Дубынино должен был пролечь нефтепровод “Восточная Сибирь – Тихий океан”. Но в дело вмешались археологи. Ими при проходке трассы была обнаружена новая стоянка древнего человека. Ученные назвали ее «Дубынино-2» и определили, что возраст стоянки составляет 30-40 тысяч лет, а площадь равна 25 тысячам квадратных метров. Люди селились здесь трижды. На это указывали несколько культурных слоев, в которых были найдены древние орудия труда, скребки, наконечники стрел, осколки керамической посуды…  Трубу удалось отвернуть и спасти стоянку. Так древние люди вмешались в дела ныне живущих.

По определению Дубынино – деревня. Троицкая церковь была построена на средства местных жителей сначала как часовня. Но, поскольку в ней был устроен алтарь и иконостас, то, по завершению строительства, ее освятили по чину церкви.  Во время поездки в 1875 году Преосвященного Вениамина, епископа Иркутского и Нерчинского, для обозрения епархии здесь владыку
встречали колокольным звоном и только здесь провел он «философскую» беседу о путях Господних, расспрашивал учеников и, несмотря на немноголюдность, здесь была назначена литургия

Хотя, надо сказать, что особой набожностью ильинцы не отличались, но жить старались по совести и дружили с грамотой. Желающие обучать детей грамоте сообща нанимали грамотного ссыльного, покупали учебные принадлежности. Обходилось это недорого, главное, дети были дома. Снимали свободный дом или занимались у кого-нибудь по очереди. На свои средства пос­троили стационарную школу, но в 1910 году она сгорела. Спустя два года была построена Министерская школа

Годы становления Советской власти сопровождались в Дубынино восстаниями и  репрессиями, созданием колхоза «Коминтерн» и деятельностью партизанского отряда,  продразверсткой и эпидемией сыпного тифа. Со строительством Братской и Усть-Илимской гидроэлектростанций приангарские деревни, попавшие в зону затопления, стали исчезать. Не избежало переноса на другое место и Дубынино, правда, недалеко, всего-то в километре от старого. Часть села называлась «Потеряйка» - из-за качества земли там ничего не сажали. Туда и перенесли Новое Дубынино.

После строительства Братской ГЭС участок Ангары в этих местах не замерзает, так как прогретая за лето вода в водохранилищах не успевает на этих участках охладиться. При строительстве плотин были затоплены значительные территории в этому посвящён роман Валентина Распутина «Прощание с Матёрой».

Старая деревня блистала  чистотой. Не было большего позора для хозяйки, чем попасть в пересуды или «прославиться» в частушке за неряшливость. Более трех с половиной столетий простояла старая деревня и не оставила после себя мусора. Правда, раньше и выбрасывать особо нечего было. Все, что горело, сжигалось, одежда донашивалась до предела, затем шла на дранки, из которых ткали половики и дорожки. Посуду и вещи берегли, пластмассы и стек­лотары не было.

 Деревенский мужик умел всё: от охоты на зверя до постройки дома, изготовления туесков и упряжи до кузнечного дела. Подстать им были и женщины: пряли, ткали, шили, вязали, валяли сукна, мастерили сетки от гнуса и пр.

Изобилие такого природного богатства, как древесина, а также многовековая удаленность многих районов Сибири от путей сообщения и городов способствовали сохранению традиций древнерусского деревянного зодчества. «Разношерстность» населения, значительную часть которого составлял ссыльный и бродячий элемент, диктовала необходимость в отгороженной от внешнего мира усадьбе, на страже которой стояли глухие высокие ворота.

Ворота ставились между избой и амбаром и составляли композиционный центр усадьбы. Их устройство и украшение были показателем благополучия и исправности хозяев.

Для Сибири типичны несимметричные ворота с широкой проезжей частью и одной калиткой. Иногда встречалось и симметричное построение с двумя калитками, где вторая калитка была, как правило, декоративной. Ворота чаще всего имели два полотнища, а их высота была достаточной для свободного проезда воза с сеном.

Конструкция состояла из трех или четырех бревенчатых столбов, называемых «вереями». Вереи соединялись в верхней части перекладиной - «охлябиной» и накрывались тесовой двускатной крышей - «обвершкой».

Строили и ворота без общей крыши, в которых каждый столб накрывался отдельным карнизом либо украшался "башенкой".

Декоративному украшению ворот больше внимания уделялось в западных районах Сибири. Различные их части украшались богатой резьбой или накладной выпиловкой с использованием растительных, животных и геометрических мотивов. Помимо древнерусских строительных традиций, на стили и украшение оказали сильное влияние церковное зодчество и различные городские стили.

В Восточной Сибири, как правило, использовался лишь скромный резной узор под карнизом ворот.

Ворота запирали деревянным засовом, закладываемым со стороны двора поперек обоих полотнищ. Подворотня закладывалась доской. По сей день старинные сибирские ворота вызывают восхищение. Но и в наше время тоже есть мастера, которые продолжают традиции и радуют своими прекрасными работами.

Обычай украшать дом богатой резьбой и узорами пришел из языческих времен. Считалось, что узоры, как и орнамент, являлись магическими знаками, оберегали, охраняли дом от вторжения в него злых сил, способствовали процветанию и обеспечивали хозяину богатый урожай. Зажиточные хозяева украшали свои усадьбы многоярусными деревянными кружевами. Со временем сибирские мастера все больше совершенствовали геометрический орнамент, выполненный в дереве. Среди ромбов, квадратов, стреловидных пропильных узоров все чаще стали встречаться завитки, розочки, волюты, остроконечные звезды. Замысловатым орнаментом стали покрывать стояки ворот и калитки.

Особенно красивы старожильческие деревни и знаменитая сибирская тайга зимой, когда дома и деревья укрыты белоснежными шапками, искрящимися на солнце!

Автор Татьяна Козлова.