Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

О Слюдянских эвакогоспиталях (к материалам районной конференции школьников, г.Слюдянка)

Снедков В.П., Белоусов В.И. (слюдянский эвакогоспиталь)

В центре 3-й слева начальник эвакогоспиталя №1945 В.П. Снедков, 4-й - комиссар В.И. Белоусов

«Мы шли к любви и милосердью в немилосердной той войне…»

 

На Слюдянской районной конференции школьников «Земли моей лицо живое», прошедшей в середине марта, мне довелось работать в составе конкурсного жюри. Наше внимание на секции «История Прибайкалья» привлекла работа ученицы средней школы № 50 Анны Гребенюк. Исследование, выполненное под руководством учителя истории Н.К. Концевой, посвящено деятельности эвакогоспиталя, который был развернут  в 1941-1946 гг. в железнодорожной школе г. Слюдянки.

Богатый материал, собранный в школьном музее стараниями и заботами его директора Е.С. Чукмасовой, в последнее время активно пополняется результатами поисковой работы. Не только  открытие новых страниц народной истории, но и прежде всего внимание, благодарность, дань глубокого уважения – вот главная цель, лейтмотив встреч с ветеранами. Надо поговорить, запомнить, записать, чтобы не ушло в песок забвения то время, та цена великой Победы. Современным девочкам, наверное, трудно представить, как на долю их сверстниц 16-17 лет в годы войны выпала тяжелая, часто непосильная работа в госпитале, где рядом – боль, страдания, смерть…

Со своей стороны, хотелось бы дополнить эти краеведческие материалы сведениями, которые мне удалось обнаружить в архивах и библиотеках города Иркутска.

 

Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в Иркутской области действовало 37 эвакогоспиталей, из них в Иркутске 28. Остальные госпитали были развернуты в городах, расположенных на крупных станциях Восточно-Сибирской железной дороги: Зима, Нижнеудинск, Тулун, Свирск, Черемхово, Усолье-Сибирское  и Слюдянка.

Согласно директивы Народного комиссариата здравоохранения, полученной Облздравом 8 июня 1940 г., в области отрабатывался мобилизационный план по вновь создаваемым госпиталям глубокого тыла. Помещения под объекты были определены уже 29 августа 1940 г. – в Слюдянке это были здания клуба железнодорожников и школы № 50.

К 1 августа 1941 г. помещения школы были отремонтированы и реконструированы под палаты, операционный блок, медкабинеты. В здании интерната разместились кухня, боксы для стерилизации материалов и несколько палат. Назначено руководство госпиталя № 1945: начальник – хирург железнодорожной больницы В.П. Снедков, комиссар В.И. Белоусов, замначхоз А.П. Воробьев.

Госпиталь № 1944 под руководством начальника Гагарина и комиссара Федотова разворачивался в железнодорожном клубе, построенном недавно, в 1938 г.

Для формирования госпиталей со всей страны прибывали медицинские специалисты, оборудование; предприятия и организации города выделяли из своих фондов инвентарь, мебель, посуду, белье.

30 октября 1941 г. заместитель начальника Иркутского облздравотдела В. Прокушев предоставил  секретарю обкома сведения о готовности 29 госпиталей. В записке под грифом «Сов. секретно» упомянуты два Слюдянских эвакогоспиталя: № 1944 на 200 коек (ст. Слюдянка) и № 1945  на 200 коек (гор. Слюдянка) готовы соответственно на 100% и 90 %.

Позднее, 25 ноября 1941 г., заведующим облздравотделом К. Романовым в адрес Наркомздрава РСФСР, г. Казань, было направлено подробное информационное письмо о готовности эвакогоспиталей области на 20.11.1941 г.

Отмечалось, что оба слюдянских госпиталя были приготовлены к работе и включены в основной план приема раненых. Они рассчитаны на 200 коек, причем № 1944 – полностью терапевтической специализации, в № 1945 - 100 хирургических и 100 терапевтических коек. Госпитали были оснащены лабораторным оборудованием и зубными кабинетами, физиотерапевтическое спецоборудование отсутствовало, рентгенкабинет имелся только в госпитале № 1945.

Обеспеченность другим оборудованием по табелю такова: мягким инвентарем, хозяйственным оборудованием, кроватями оснащение полное, медикаментами и аптечным оборудованием – на 80%, хирургическим инструментарием госпиталь № 1945 обеспечен только на 60%, госпиталь № 1944 инструментария не имел.

В госпиталях оборудованы санпропускники и пищеблоки, в качестве транспортных средств имеется по одному грузовику и по 9 лошадей. Госпитали полностью укомплектованы мобилизованным и вольнонаемным персоналом.

Первый санитарный поезд с ранеными прибыл в Слюдянку 29 января 1942 г. С этого дня началась тяжелая, напряженная работа.

Война, война – громадный, беспощадный молох! Навстречу воинским эшелонам непрерывным потоком шли на Восток, вглубь тыла санитарные поезда с ранеными и искалеченными фронтовиками. На 15 февраля 1942 г. эвакогоспиталями Иркутской области было принято 1141 раненый, 245 из них – слюдянскими.  Город на берегу Байкала был последним, самым восточным пунктом назначения. Среди военврачей бытовала горькая поговорка: «Чем тяжелей ранение, тем дальше в тыл…».

В мае 1942 г. отдел эвакогоспиталей докладывал заместителю Наркома здравоохранения, что в госпитали области поступают раненые и больные из центральных эвакогоспиталей (Москва, Саратов, Горький, Челябинск, Киров, Свердловск и др.), требующие длительного лечения. Такой тяжелый контингент дает неблагоприятный исход – 46,7% раненых не годны к военной службе и выписаны на инвалидность; смертность составляет 0,19% (к окончанию деятельности эвакогоспиталей области в 1945 г. выяснилось, что уровень смертности составил 0,9%).  В записке отмечалось, что слюдянские госпитали нуждаются в пополнении опытными хирургами, в хирургическом инструменте, из-за отсутствия электропровода в госпитале № 1944 невозможно подключение физиоаппаратуры.

«Ранбольных у нас все время вместо 200 человек 350. Штат не прибавляют, и приходится за всех вести работу…», - так писал в далеком военном году своим родным в г. Усолье Молотовской области (ныне Пермский край) А.П. Воробьев, техник-интендант 1 ранга, заместитель начальника госпиталя № 1945 .

В архиве новейшей истории Иркутской области, среди других ранее «Сов. секретных» документов Особого сектора Иркутского обкома РКП(б), ныне имеющих гриф «Рассекречено», хранятся такие, которые вполне характеризуют сложную обстановку военного времени в условиях тоталитарной системы СССР.

Этот документ от 4 марта 1942 г. является политдонесением «О ходе боевой и политической подготовки и состоянии дисциплины в эвакогоспиталях» комиссара Управления МЭП-72 (местного эвакопункта) военному комиссару Сануправления ЗабВО. В нем подробно отражены примеры нарушения дисциплины, лечебного режима, пьянок, самовольных отлучек ранбольных - и последующие меры наказания. Далее приводятся вопиющие факты «антисоветской и контреволюционной агитации». Цитата по тексту: «Госпиталь 1944, комиссар Федотов (Слюдянка): красноармеец Сорокер Михаил Маркович до войны жил в Бессарабии. Сорокер с начала прибытия в госпиталь возмущался плохим питанием, лечением и начал среди больных проводить контрреволюционную агитацию: «Указ Президиума Верховного Совета СССР о запрещении рабочим  и служащим уходить самовольно с производства окончательно закабалил рабочих; колхозникам живется плохо; СССР ведет захватническую войну, в Бессарабии с приходом Советской власти рабочие стали жить хуже, в Румынии и Германии народу живется хорошо»  и т.д. Сорокер оказался перебежчик из Румынии и особым отделом арестован…».

Следует сказать, что архивных документов позднее октября 1942 г. о деятельности или расформировании госпиталя № 1944 обнаружено не было. Напротив, работа госпиталя № 1945 подробно освещена в книге П.А. Маценко «История лечения раненых в эвакуационных госпиталях Иркутской области», Иркутск, 1975 г. Петр Александрович во время Великой Отечественной войны работал ведущим хирургом Нижнеудинского эвакогоспиталя, в мирное время – Заслуженный врач РСФСР, доктор медицинских наук, главный хирург области.

И, если доктор Маценко рассказывает о постановке лечебной работы как специалист, то незамысловатые слова раненых – о каждодневном, неустанном труде и заботах врачей, медсестер, санитарок, всего персонала госпиталя. Заметка «Наша благодарность» опубликована в газете «Ленинское знамя» 4 февраля 1945 г. Вот ее фрагмент:

 «Находясь на лечении в госпитале, мы убедились, насколько ответственна задача советского врача. Врач – это спаситель народа. Исключительную заботу о раненых фронтовиках проявляет врач 2-го хирургического отделения тов. Романова Евдокия Андреевна. Она немало, казалось бы, безнадежных раненых вылечила и возвратила в строй. Ее спокойный характер, уверенность и любовь к своему делу вдохновляет наши сердца. После сложных операций, которые делают доктора–хирурги тов. Павлов А.И. и Романова больные быстро идут на поправку и чувствуют себя хорошо. Следует отметить хороший уход за больными медицинских сестер т.т. Полевой, Жолобовой, Тухтаровой и других. За доброе дело вам, медицинские работники, наше красноармейское спасибо…» 

В госпитале находились на излечении также военнослужащие, пострадавшие при крушениях эшелонов на КБЖД, личный состав военизированной охраны железной дороги (в/ч НКВД), военнослужащие мостовых железнодорожных батальонов, инвалиды ВОв, оставшиеся на жительство в Слюдянском районе.

Позднее, с Восточного фронта ранбольные поступали в госпиталь как во время войны с милитаристской Японией (9.08-3.09.1945 гг.), так и после ее официального окончания из прифронтовых госпиталей. Характер этих ранений свидетельствовал о близости военных действий.

По приказу Облздравотдела от 25 декабря 1945 г. госпиталь на 100 коек продолжил свою работу, в том числе с 01.04.1946 по 01.11.1946 в качестве госпиталя для инвалидов войны, требующих долечивания. Затем они были переведены в специализированный научно-исследовательский институт ортопедии и восстановительной хирургии, созданный 11 февраля 1946 г. на базе эвакогоспиталя № 1219. Он располагался в Иркутске по адресу ул. Тимирязева, 16 и в качестве Института травматологии действует до сих пор.

По итогам работы 49 человек кадрового и вольнонаемного состава госпиталя № 1945 были награждены медалями Великой Отечественной войны. Врачи, медсестры, санитарки возвратились в железнодорожную больницу, в другие лечебные учреждения города, продолжили медицинское образование, разъехались по стране. Началось другое – мирное – время, хотя и не всегда легкое.

Память о трудных военных годах навсегда осталась с ними, «как завещание святое, на всю оставшуюся жизнь». Поэтому тяжелы воспоминания, и так часты слезы на глазах тех, кто рассказывает сегодня об этом. Низкий поклон вам – Нинель Георгиевна Кочеткова (Ерусланова), Анна Андреевна Худякова (Семендюк), Таисия Яковлевна Евдокимова (Турунцева), Анна Федоровна Бронзова, Анна Николаевна Матющенко (Белозерова).

В статье использованы материалы фонда Р-1893 Государственного архива Иркутской области  (ГАИО) и фонда 127 Государственного архива новейшей истории Иркутской области (ГА НИИО), фотография военных лет из музея истории средней школы № 50.

 

Наталия Пономарева, 
заведующая архивом Службы по охране объектов 
культурного наследия Иркутской области, г. Иркутск.

Предоставила Н. Пономарева. 
Опубликовано: газета Слюдянского района «Славное море», 
№ 18 (406), 8 мая 2009 г.