Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Особенность усольских такси - за рулем престижных иномарок пассажиры все чаще видят обаятельных женщин

С ними на дороге надежно 

Среди мелькающих на городских дорогах Усолья-Сибирского легковушек немало такси. Эта услуга, похоже, продолжает оставаться здесь одной из востребованных, успешно конкурируя с муниципальным транспортом. И еще одна особенность усольских такси - за рулем престижных иномарок пассажиры все чаще видят молодых (и не очень) обаятельных женщин.

Структура частного изво­за начала активно формиро­ваться в Усолье еще 10-15 лет назад. Тогда этот рынок услуг населению поделили несколько серьезных пред­принимателей, в числе которых - Сергей Владимирович Айкин. Среди более двадца­ти нынешних подобных фирм его «Экспресс» и «Городское такси» (бывшее «Леди») -одни из востребованных.

Без малого два десятка женщин трудятся сегодня в двух названных выше фир­мах. Характерно, что их ди­ректор еще четыре года на­зад, когда возникла необхо­димость дальнейшего разви­тия, решил организовать жен­ское такси. Сказано - сдела­но. Новая фирма получила и соответствующее название -«Леди».

-  Перевел туда из «Эксп­ресса» около десяти девчо­нок и стали мы работать,  -рассказывает Сергей Влади­мирович. - Дали объявления, что в службу такси требуют­ся девушки и женщины на хороших условиях, но макси­мально удавалось набрать чуть больше 20 водительниц. Заявок на эту услугу, тем не менее, было намного больше, пришлось подключать муж­чин. И хороший проект стал сворачиваться на глазах.

Женщина за рулем сегод­ня, в общем-то, привычное яв­ление. Представительницы прекрасного пола давно ос­воили исконно мужские про­фессии и покруче - управля­ют самолетом, служат в ар­мии и на флоте, оперируют, конструируют, пишут книги, словом, общество гигантски­ми шагами движется к мат­риархату. Обаятельные так-систки к тому же очень акку­ратны на дороге и неизмен­но вежливы с пассажирами. Неудивительно, что у фирмы «Леди» сразу появилось мно­жество клиентов. Таксисток вызывали подвыпившие муж­чины и офицеры Среднего (поболтать дорогой о том, о сем), родители, отправлявшие ребятишек в школу или боль­ницу, спешившие по своим делам усольчане.

-  Девушкам я больше до­веряю, с ними ездить надеж­но, сама не первый год их вы­зываю,  -  пояснила давняя клиентка усольских таксисток Любовь Алексеевна.

Думаю, с этим мнением согласятся множество жите­лей города и его окрестнос­тей.

Кто и зачем связывает свою жизнь с беспокойной службой такси? Молодая усольчанка Наташа в «Эксп­рессе» уже более полугода, а ее общий водительский стаж пять лет.

- Учиться вождению я пошла в 2004-м, но каталась сначала только по магазинам да еще к подругам. А в нынешнем году все же решила поработать в такси, хотя и сильно боялась, конечно.

Все Наташины страхи уже через несколько дней развея­лись как дым. Найти нужный адрес помогали диспетчера, да и люди вокруг оказались уди­вительно добрые - останавли­вались, рассказывали где, в ка­ком районе нужная улица и дом. Словом, женщина увидела свой город с совершенно другой стороны. Первый день в такси Наташа вспоминает с улыбкой: «Везла девушку до психоневро­логического диспансера. Я ей сразу сказала, что это моя пер­вая поездка, и я очень боюсь. Та все поняла, разговаривала со мной, успокаивала, как могла. В итоге не заметили, как доехали». Среди первых трудностей на новой  работе  была  и  почти анекдотичная ситуация со сме­ной колеса.

-  Заехала немного не туда, кругом грязь и машина попала в небольшую яму. Колесо при­шлось менять - совсем как в анекдотах про блондинку на дороге.  Выручили наши заме­чательные мужчины из «Эксп­ресса», приехали, привезли домкрат и все сделали как надо. Но колесо я  все-таки  поменяла сама - оно же с моей машины, в конце концов. Мужчины посту­пок оценили.

Однако не все гладко было в Наташиной водительской биографии, встречались на дорогах и хамы, куда же, в самом деле, без них?

-  Еду недавно по заявке, де­лаю все правильно, никаких на­рушений, уже немного освои­лась в своей водительской профессии. Смотрю - меня обго­няет какой-то парень, сигналит вовсю, кричит что-то в окошко и еще неприличные жесты показывает. Совершенно дикий человек,  никогда женщину за рулем не видел, что ли?

Но главной трудностью было... недовольство ее соб­ственного мужа. Дома месяца три шла тихая война - слезы, уговоры, все, что полагается в таких случаях. Победила все же справедливость.

- Я твердо верила что справ­люсь, работа в такси непростая, конечно, но не сложнее многих других, - рассказывает Наташа. - А мой отец, много лет отдав­ший работе на дороге, если бы он был жив, обязательно мной гордился. Это я тоже понимала.

Наташино упорство в дости­жении профессиональной цели домашние - муж и дочка - все же оценили. Когда все катак­лизмы миновали, в доме воца­рились мир и благодать. «Иди уже, работай» - так напутствует теперь любимую жену супруг. Понимая, что альтернатив тут нет и быть не может.

Такой случай, конечно, край­ность. Большинству сотрудниц Сергея Владимировича Айкина домашние не только не препятствовали, но даже помогали.

- Мой муж сам водитель, он мой выбор поддержал, - говорит Екатерина, между прочим, зак­ройщик по прежней специальности. - Теперь вожу клиентов, бывают и дальние поездки, ни­чего, справляюсь.

Большинство женщин в так­си работают, понятно, днем. Но есть и исключения. Усольчанка Елена за рулем три года, почти столько же трудится в «Эксп­рессе», предпочитая работать ночью. При том, что собствен­ный график у нее непростой: сутки дежурит в охране, потом несколько часов на сон, после чего - в такси. За это время у нее накопилось немало соб­ственных клиентов, а вот ЧП, сла­ва богу, не было. Если не счи­тать недавнего нападения на машину каких-то наркоманов. К счастью, тут же подъехали свои ребята-таксисты, вызвали мили­цию, и все обошлось. - С ноч­ными клиентами тоже не соску­чишься, - говорит Елена. - Мно­го пьяных мужчин и женщин, причем пьяные женщины - настоящая катастрофа, хуже это­го трудно что-либо придумать. Ночное Усолье, по словам водителей такси, - то еще зрелище. Город ночью просто ужа­сен, в этом легко убедиться, от­работав с таксистами хотя бы одну ночную смену. Свет здесь вырубают после 12 часов ночи, и дороги погружаются в бес­просветный мрак. По этой при­чине много ночных ДТП, в том числе и со смертельным исхо­дом.

-  Люди переходят дорогу в неположенных местах, водители превышают скорость, а в ре­зультате - трагедия. Недавно, например, погиб водитель «ско­рой» (мужчина рано утром шел на работу по улице Куйбышева, где его сбила насмерть маши­на), через день, тоже под утро -еще один смертельный случай. Очень тяжело работать ночью без света, - так говорят здесь все без исключения водители. Елена, к тому же, часто ездит в близлежащие города, Ангарск, например.

-  Сравнивать невозможно, будто приезжаешь в другую страну,  - говорит женщина.  -Ночной Ангарск весь в огнях, все красиво, удобно, там и ездить приятно. А как поднялся за пос­ледние 3-4 года Черемхово, как преобразился! Город ночью весь в огнях, весь светится. На дорогах - ни ям, ни выбоин, не дороги, а песня. Возвращаться в Усолье не хочется. Здесь кру­гом мрачно, жутко, шантрапа всякая шныряет, как же тут не быть авариям, если ничего не видно. А ведь ночью работает немало людей. Такого безобра­зия, чтобы отключали свет на всю ночь, больше нигде нет. Ведь электричество для того и существует, чтобы освещать темноту, а не для того, чтобы чиновники наживались на лю­дях.

Соблюдение ПДД - важней­шая заповедь для таксистов, главная задача которых без проблем доставить клиента по нужному адресу. Что в Усолье и за его ближайшими предела­ми сделать непросто хотя бы потому, что дороги здесь - хуже не придумаешь. Взять хотя бы часть Московского тракта в направлении Белореченского. Здесь девиз один: спасайся, кто может, - говорят водители. Как не убить машину среди мелькающих на дороге глубоких, слов­но после бомбежки, ям и выбо­ин и при этом не столкнуться с другими «выживающими» - эти непростые задачи ежедневно приходится решать и водителям такси. Хотя им, наверное, в пер­вую очередь. Кстати, эту трассу долго футболили между собой федеральные и региональные дорожные службы, все же, в кон­це концов, она была признана федеральной. Сколько придет­ся ждать давно обещанного ре­монта - один Бог ведает.

Среди нарушителей ПДД, по мнению сотрудниц «Экспресса», в основном, мужчины.

-  На дороге сразу видно, кто ездит с умом, а кто просто ку­пил права и плюет при этом на все правила, создавая аварий­ные ситуации, - говорит Елена. -  Едет такой тип на дороге, вдруг, не предупреждая о ма­невре, резко тормозит и свора­чивает в сторону. Вот вам и ава­рийная ситуация. А потом ведь еще и доказать надо, что ДТП произошло по причине не вклю­ченного поворота. Тупых, без­грамотных водителей на доро­ге очень много, даже по статис­тике женщины бьются гораздо реже, большинство ДТП совер­шают мужчины.

За несколько лет работы в «Экспрессе» у Елены накопи­лось немало забавных дорожных ситуаций.

-  Еду как-то в Ангарск, ско­рость небольшая, впереди ино­марка.  Встречных машин нет, решила идти на обгон.  Води­тель как увидел, что его обгоня­ет женщина - все, пошло-поеха­ло. Добавил скорость, всячески не давая себя обогнать, создал, одним словом, аварийную ситу­ацию на дороге. Таких шумахеров приходится встречать очень часто.

Жаль, конечно, что интерес­ный проект женского такси усольского предпринимателя Сергея Айкина сегодня, в силу разных причин, пришлось свер­нуть. Тем не менее, очаровательные таксистки на дорогах Усолья-Сибирского, Ангарска, Черемхово, Свирска, других на­селенных пунктов области дав­но обычное явление. Женщина за рулем несет в этот суматош­ный, опасный мир частицу сво­его обаяния, женственности и еще культуры. Что, к сожалению, встречается на наших дорогах пока нечасто.

 

Ирина Алексеева. Фото автора 

Газета «Усольские новости» № 44
4 ноября 2009 года