Казанский кафедральный собор (город Иркутск, история)
Берестёнев Рудольф
Категория: Иркутск : История
Предыдущая статья | Следующая статья
Восходя в небеса...
К середине XIX века старый Богоявленский собор не стал удовлетворять прихожан. При большом стечении народа многие не слышали хора, было душно. У общественности города зародилась мысль о возведении нового кафедрального собора. Это понял и глубоко верующий миллионер золотопромышленник Ефимий Андреевич Кузнецов. в августе 1849 года меценат выделил на строительство собора архиепископу Иркутскому и Нерчинскому преосвященному Нилу 250 тыс. рублей с письмом: «Я имею на себе обет, данный богу. Обет сей в том состоит, чтобы собственными средствами воздвигнуть в Иркутске кафедральный собор».
Закладка нового Казанского кафедрального собора происходила 17 апреля 1875 года. Первый проект был разработан в 1866 году художником-архитектором В. А. Кудельским, вошедшим в историю культового строительства Иркутской губернии автором проектов соборного храма Вознесенского монастыря (1872), часовни Св. Иннокентия (1877), Иверской часовни (1892), Князе-Владимирской церкви (1895), а также церквей в Зиме и Кимельтее.
В июне 1879 года, когда каменные стены выросли до второго яруса, постройка значительно пострадала в огне разрушительного пожара. Работы были приостановлены.
В 1890 году возведение собора было завершено вчерне. Через два года началась установка иконостасов, вырезанных по рисункам Г. В. Розена молодым иркутским мастером Н. П. Поповым, в восточной части подвального этажа была устроена усыпальница во имя Второго страшного пришествия Христова, в которой похоронили скончавшегося в 1892 году архиепископа Вениамина, много сделавшего для построения собора. 25 января 1894 года состоялось освящение главного придела во имя иконы Казанской божьей матери. Всего на строительство и приобретение церковной утвари было израсходовано 904 025 руб.
В начале 30-х ХХ века под давлением «общества безбожников» принято решение о взрыве уникального храма. Пять куполов было у него, и под каждый закладывали взрывчатку. Собор не сдавался. За первым взрывом последовали второй, третий, четвертый... Когда собор разрушили, то уровень центральной иркутской площади от битого кирпича поднялся на один метр. Щебня было столько, что его хватило на отсыпку подъездного пути к мосту через Ангару.
Дорожники при ремонте дороги у старого моста смогут обнаружить под асфальтом резные с глазурью камни Иркутского кафедрального собора.
Над Иркутском горел чудодейственным светом,
Восходил в небеса Кафедральный собор.
Воспевать бы в веках и певцам, и поэтам
Византийский его золоченый убор.
Приходить бы к нему.
Замирать, удивляться Куполам, что сердцами горели во мгле.
В наше тяжкое время душой поклоняться,
Ощущая разор на родимой земле...
Превращается город в бесформенный камень,
Жгут варяги наличники - им все равно.
Кафедральный собор, уничтоженный нами,
-Ты не смытое с совести наше пятно.
В. Скиф
Разрушители собора вынуждены были по нескольку раз закладывать взрывчатку. Грандиозное сооружение сопротивлялось.
При разработке проекта памятного знака часовни авторами предусматривался комплексный подход: проведение археологических раскопок пещерного храма - усыпальницы Казанского собора с определением его расположения на месте, воссоздание его, возведение над пещерным храмом часовни и объединение их в один комплекс. Выполнены были лишь возведение часовни и инструментальный расчёт расположения пещерного храма.
Фрагмент из книги Рудольфа Берестенева
"Яркий почерк светописцев. Фотообразы времени"
На сайте "Прибайкалье" (www.pribaikal.ru)
публикуется с разрешения автора