1 июля 1899 года знаменует открытие автомобильной эры в Иркутске (Из истории автомобилей в Иркутске)
Берестёнев Рудольф
Категория: Иркутск : История
Предыдущая статья | Следующая статья
«Отапливается бензином...»
Дата 1 июля 1899 года знаменует открытие автомобильной эры в Иркутске. в этот день город облетела сенсационная весть о том, что купец Н. В. Яковлев приехал из Франции на собственном автомобиле, cпособном передвигаться на бензине со скоростью 15 верст в час и возить три человека.
«В настоящее время на улицах города можно видеть автомобиль, привезенный г. Яковлевым из Франции... Отапливается бензином. Лошади относятся к автомобилю совсем равнодушно. Автомобиль будет на днях на циклодроме, где желающие за небольшую плату с благотворительной целью могут на нем покататься».
Удивительный человек был Николай Васильевич Яковлев. Первое упоминание его имени связано с появлением велосипедов в 1882 году. Через 12 лет появилось сообщение об открытии оружейного магазина на углу Большой и Пестеревской.
К тому времени Яковлев уже состоялся как известный предприниматель, меценат, гласный городской думы. Магазин был примечателен тем, что торговал техническими новинками, на которые был большой спрос : граммофонами, патефонами, пластинками, пишущими машинками, телефонными аппаратами, несгораемыми стальными шкафами, токарными станками, велосипедами, швейными машинками «Зингер». Сам хозяин был заядлым охотником, возглавлял общество велосипедистов, отстаивая их права в думе. Скорее всего не без его инициативы и помощи был открыт циклодром, ставший первым спортивно-оздоровительным комплексом города. С момента открытия его там проводились различные соревнования, городские праздники, был сооружен летний театр, детские аттракционы. Как первый владелец авто Яковлев возглавил и общество автомобилистов, когда появились другие автомобили.
Уже в апреле 1901 года по городу стала ходить и 4-х местная машина купца Семена Николаевича Родионова, большого друга Яковлева. Сын Николая Львовича Родионова, известного купца и мецената, Семен Николаевич прожил нелегкую и весьма драматичную жизнь. Отец был очень образованным человеком, его друзьями были знаменитые ученые и путешественники Николай Михайлович Пржевальский, Ричард Карлович Маак, Дмитрий Иванович Менделеев, Григорий Николаевич Потанин, Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский и другие. Может быть, поэтому Родионов - младший больше тяготел к науке, чем к предпринимательству, в 1903 году он получил наследство, состоявшее из миллиона рублей и объектов городской недвижимости, предоставил Яковлеву помещения под его магазины оружия, а впоследствии и под продажу автомобилей. Семен Николаевич принимал активное участие в общественной жизни города, участвовал в разработке вопроса об открытии университета. Он был председателем общества охотников, наряду с автомобилем имел две модели аэроплана, которые участвовали во Всероссийской выставке аэроклуба в 1910 году.
Но главным в его жизни была энтомология, которой он начал профессионально заниматься с 1911 года. С. Н. Родионов создал уникальный домашний музей насекомых (прежде всего жуков). К нему приезжали ученые со всего мира, предлагая за коллекцию большие деньги.
Пришли времена великих потрясений. Многие купцы, предприниматели того времени, имея на руках капиталы, уехали за границу. Бросить любимое «детище» - коллекцию Семен Николаевич был не в силах. У него отобрали все: деньги, недвижимость, даже коллекцию, при которой он остался, как хранитель. В 1930-годы его лишили и этой «привилегии» - состоять при собственном музее. А в 1937 году в возрасте 72-х лет арестовали и он умер в тюрьме. А его коллекция хранится в Санкт-Петербургском Зоологическом институте, входит в «золотой фонд».
Но вернемся к автомобилям.
Значительная стоимость первых автомобилей сдерживала быстрое распространение этого вида транспорта в Сибири. Потому первыми владельцами дорогого авто стали преуспевающие предприниматели.
К весне 1906 года в доме Родионова на углу Большой и Пес-теревской был открыт магазин Н. В. Яковлева, где уже по более низкой цене можно было приобрести автомобили (коляски) с двухцилиндровым двигателем в 5 л.с., развивающими скорость до сорока верст в час. К 1910 году в Иркутской губернии было зарегистрировано 10 автомобилей.
В летописи Романова утверждается, что знаменитому владельцу кинотеатров Дон-Отелло для съемки фильмов С. Н. Родионов предоставлял автомобиль. Но к тому времени у компаньона кинематографиста И. Н. Алексеева тоже был автомобиль, на котором скорее всего оператор и ездил на съемки.
Иван Николаевич Алексеев был не только совладельцем кинотеатров, состоятельным купцом, владельцем галантерейных магазинов, но и основателем первого гаражного кооператива, при котором он открыл в 1915 году первую автошколу «Практические курсы шоферофф при первом автомобильном гараже». Школа находилась на Преображенской улице. По окончании ее выдавалось свидетельство. Школа пользовалась большим спросом у горожан. К тому времени городская управа уже разработала и ввела правила, обязательные для езды по улицам на моторных экипажах.
Знаменательное событие произошло в Иркутске летом 1907 года. Через Иркутск проходила трасса международной гонки Пекин Париж. Н. В. Яковлев и С. Н. Родионов торжественно встречали у Амурской заставы лидеров - итальянского принца Сцепиона Боргезе и его спутников, которые опережали соперников на два дня. Соревнующиеся остановились у Родионова на Шелашниковской улице для отдыха. Здесь была снята памятная фотография, которая, к сожалению, пока не обнаружена.
Далеко ушли времена первых авто, удивлявших иркутян на рубеже ХIX - ХХ вв. своими скоростями: от 4-х до 40 километров в час. Сегодня современный город просто задыхается выхлопными газами четырехколесных гигантов, мчащихся по дорогам со скоростью в сотни километров в час.
Фрагмент из книги Рудольфа Берестенева
Яркий почерк светописцев. Фотообразы времени"
На сайте "Прибайкалье" (www.pribaikal.ru)
фотографии и текст публикуются с разрешения автора