Фотографии Августа Карловича Гофмана - Иркутск до пожара 1879 года (история иркутской фотографии)
Берестёнев Рудольф
Категория: Иркутск : История
Предыдущая статья | Следующая статья
Завещание Гофмана
Фотографии Гофмана несут нашему современнику уникальные сведения об Иркутске середины XIX века, который исчез в течение трех дней лета 1879 года
Сергей Медведев, историк, исследователь исторической документальной фотографии Иркутска
Во время работы в разных хранилищах Иркутска, Москвы и С.-Петербурга нам удалось определенно установить 53 фотографии, сохранивших облик допожарного Иркутска. Все они выполнены в одной технике, большого размера, наклеены на одинаковые паспарту, отпечатаны на альбуминовой фотобумаге (тонкая фотобумага на основе яичного белка, дающая отпечатки коричневого тона (сепии).
Это говорило о том, что выполнены они одним фотографом Августом Карловичем Гофманом.
В начале прошлого века «...заведующим городской публичной библиотекой Н. С. Романовым у букиниста Лужина приобретена большая коллекция фотографических снимков г. Иркутска, относящихся к 60-м годам прошлого столетия. Снимки эти, представляющие несомненный исторический интерес, были приобретены Лужиным у фотографа Гофмана при ликвидации последним своей фотографии. Большая часть этих снимков сгнила во время наводнения в лавке, меньшая сохранилась и приобретена г. Романовым»(«Сибирь».1913 г.). Это газетное сообщение напечатано при жизни букиниста Д. И. Лужина и, вероятно, с подачи Н. С. Романова.
Позднее в своих воспоминаниях Н. С. Романов рассказывал: «...дождевой водой была затоплена книжная лавка Дмит. Иван. Лужина, много книг было увезено на свалку. .туда же попали фотографические снимки видов гор. Иркутска, произведенные Гофманом в начале 60-х годов. Оставшиеся не намоченными я купил за 8 руб. в настоящее время они находятся в музее в отделе Старый Иркутск. Снимки эти единственные экземпляры и имеют ценность для истории города».
Романов Н. С. Воспоминания иркутянина. Иркутск, [1933]. Ф. НБ ИГУ. Рук. № 299. С. 326.
Здесь же Романов вспоминает: «.на Рождество 1913 г. в Геогр. отд. была устроена по моей инициативе выставка фотографий Сибири и гор. Иркутска. .Были выставлены фотографические снимки Иркутска 60-х годов Гофмана (принадлежащие мне). Выставка была сфотографирована, у меня сохранилось пять снимков». Эти пять снимков сохранились, на двух из них видны многие хорошо известные иркутским краеведам фотографии допожарного города.
Романов был страстным коллекционером, он обладал самой крупной в те годы коллекцией видовых открыток Иркутска, коллекционировал фотографии с видами Иркутска и знал в них толк. Ценность фотографий, отснятых в Иркутске до пожара 1879 года, он понимал как никто другой. Н. С. Романов дважды составлял списки сохраненных им ранних фотографий с видами Иркутска. в 1916 году он составил перечень из 35 фотографий (в него также вошли четыре вида Забайкалья), сделал подробные пояснения к большинству снимков. Этот перечень он назвал «Описанием фотографий города Иркутска, сделанных в 60-х годах XIX века фотографом Гофманом».
Мы не знаем, когда А. К. Гофман появляется в нашем городе. Известно только, что разрешение на открытие в Иркутске фотографии рижский гражданин 2-й гильдии купец Август Карлович Гофман получает в 1858 году.
Государственный архив Иркутской области (ГАИО), ф. 32, оп. 1, д. 232, л. 6, 7 [1877 г.].
К 1868 году в Иркутске уже работали фотозаведения Августа Гофмана (разрешено в 1858 г.), Иосифа Мальмберга (разрешено в 1864 г.). Третьим фотографом, на наш взгляд, был Пестерев (клише фотографа встречается в документах первой половины 1860-х гг.).
«Г. Гофману принадлежит честь, что он первый устроил» заведение этого рода на прочных и рациональных началах. … он работает сам и имеет одного ретушера. Доказательством старания его довести свое заведение до возможного совершенства служит представленный им на выставку Дальмейеровский фотографический аппарат, до сих пор лучший в Европе снаряд этого рода...».
Описание первой публичной выставки... С. 56
В начале 1860-х годов, скопив необходимое количество денег, Гофман съездил в Европу с целью совершенствования в своем фотографическом ремесле. в газете за ноябрь 1862 года читаем: «Возвратившись из-за границы, где я в лучших фотографических заведениях упражнялся в фотографическом искусстве, долгом считаю известить, что в непродолжительном времени я приеду в Иркутск и .... открою опять свое фотографическое заведение в доме Либгардта. 1 ноября. г. Красноярск. Август Гофман. Фотограф».
Иркутские губернские ведомости. 1862. 17 нояб. № 46. Неофиц. часть. С. 13.
Из этой же газеты за 19 декабря 1864 года узнаем, что фотографическое заведение А. Гофмана работает в доме Либгардта по Харлампиевской улице.
Здесь она находилась до 1865 года. в марте 1865 года Гофман помещает в газете «Иркутские губернские ведомости» очередное объявление: «Имею честь известить, что моя фотография из дома Либгардта, что на Харлампиевской улице, перемещена в дом Лапчинской (бывш. Куличкиной), на Большой улице, близ церкви Благовещения. Покорнейше прошу гг. посетителей обращаться со своими заказами во все дни недели, кроме среды и субботы от 10 до 2-х часов дня. Август Гофман».
Дом, в который переехал Гофман со своей фотографией, был очень старым. Еще в начале XIX века им владела вдова Эрика Лаксмана, известного минералога, химика и ботаника, исследователя Восточной Сибири и Алтая. Затем им владели Лапчинские, а в начале 1870-х годов после разорения владельцев этот дом купил с торгов Август Карлович.
С 1860-х годов А. К. Гофман сотрудничает с Сибирским отделом Императорского географического общества, имеет диплом за добросовестно выполненные заказы. Чтобы продолжать профессионально заниматься фотографией он ежегодно оплачивает купеческий билет на очередной год, обращаясь в Иркутскую городскую думу:
«Курляндского уроженца Августа Карлова Гофмана
Объявление
Имею желание в 1871 году открыть в городе Иркутске фотографию, для чего и нужно мне иметь на оную билет, а посему, представляя при сем пошлинные деньги 15 руб., покорнейше прошу выдать мне купеческий билет, причем объявляю, что диплом Императорского русского Географического общества мною был предъявлен оной Градской Думе 7 октября 1863 года... Имею представить фотограф Август Гофман 26 ч. декабря 1870 года».
Выполняя свою каждодневную работу, он в своем заведении на Большой улице снимает фотографические карточки с иркутян. Заказы поступают самые разные: от миниатюрных визит- портретов, небольших кабинет-портретов до больших салонных фотографий, где портретируемые изображались в натуральную величину.
В семьях иркутян до наших дней сохраняются фотографии, выполненные в заведении А. К. Гофмана. Вместе с фотографами И. Д. Мальмбергом и Г. М. Богдановичем Август Карлович создал портретную галерею поляков, участников январского восстания 1863 года, находившихся после отбытия каторги на поселении в Иркутской губернии. По заданию полиции Гофман снимает фотографические карточки с уголовных преступников, которых под конвоем приводили в его фотозаведение.
Одним из первых, если не первым, Гофман вышел со своей громадной камерой на улицы Иркутска, его тянуло на плэнер. Первым толчком для выхода его на открытые пространства Иркутска, на природу, вероятно, был заказ Сибирского отдела императорского Русского географического общества. «Фотогр. Гофман снял два вида церемонии закладки часовни (30 августа 1866 года была заложена часовня во имя Христа Спасителя на Большой улице. - С. М.)».
Иркутская летопись 1857-1880 гг. / Сост. Н. С. Романов. Иркутск, 1914. с. 199.
С 12 по 24 октября 1868 года в Иркутске проходила первая публичная выставка, на которой были представлены изделия самых разных производств - от сельскохозяйственных продуктов до домашних кружев и аппликаций. Она проходила в здании на Амурской улице, в котором прежде помещалось Главное управление Восточной Сибири,( сейчас на этом месте на улице Ленина находится поликлиника №2). Экспозиции размещались в 14 поместительных комнатах. в смешанном (художественном) отделении в отделе «Фотография» были выставлены работы фотографа А. К. Гофмана:
«1) фотографический портрет протоиерея Струкова, полный, в натуральную величину,
2) портрет дамы (в ореховой раме),
3) портрет дамы в натуральной величине,
4) образцы фотографических карточек Фотографические виды:
5 и 6) две панорамы Иркутска,
7 и 8) два вида мельницы гг. Тюменцевых,
9-12) четыре байкальских вида,
13) фотографический аппарат,
14) сатинировальная машина (приспособление для переноса фотографического изображения на ткань. - С. М.)».
Описание первой публичной выставки... С. 56.
Интересна оценка выставленных фотографом экспонатов экспертами выставки: «Из работ, представленных г. Гофман, особенно замечательны байкальские виды (вид с Култукской горы, военный бивуак за Байкалом, гранитный камень между Мотской и Глубоковской станциями и Байкал у Лиственичной станции). Величественные картины байкальской природы переданы фотографией г. Гофмана чрезвычайно удачно, нельзя не пожелать, чтобы г. Гофман обнародовал впоследствии снятые им сибирские виды: они дали бы Европе совсем не то понятие о сибирской природе, которое там имеют ныне. Очень хороши два вида мельницы гг. Тюменцевых. .Принимая во внимание, что многие представленные г. Гофманом на выставку работы исполнены отлично, что деятельность его особенно направлена на снятие видов сибирской природы и для достижения этой цели, напр. для выполнения байкальских видов, - г. Гофман не щадил ни трудов, ни издержек, экс перты нашли, что труды эти заслуживают особенного отличия.
... Из наград, назначенных от Министерства финансов, Малые серебряные медали: .мещанину Синицыну и купцу Гофману».
Описание первой публичной выставки... С. 56,57, 65, 66.
Можно предположить, что на выставке 1868 года фотографом были представлены две из трех известных его панорам города: вид Тихвинской площади (из двух снимков) и два вида города из Глазкова (одна - из двух, другая - из трех снимков). Панорамы эти были отсняты Гофманом в 1865 и 1866 годах.
С этого года на всех последующих фотографиях Гофмана на оборотах паспарту красовалось изображение медали, на которой отчетливо видна надпись: «За трудолюбие и искусство. Иркутск 1868 года». Позднее там же появились очертания еще двух медалей с других выставок.
В следующем году на сельскохозяйственной и мануфактурно - ремесленной выставке в Иркутске главными экспонентами по «смешанному» отделению, как и в предыдущем году, были те же лица.
А. К. Гофман «выставил разнообразнейшую коллекцию видов Восточной Сибири, большую фотографическую группу в четыре лица в половину натурального роста, два фотографических портрета (один раскрашенный) в натуральную величину, тройку лошадей, одну группу в 58 человек, снимки с паразитов, увеличенных в микроскоп, и карту. Все эти работы совершены с известным г. Гофману искусством, благодаря превосходным фотографическим аппаратам, которые он имеет, но лучшими, безукоризненными по исполнению остались виды».
Иркутские губернские ведомости. 1869. 20 дек. № 51. с. 9.
В Иркутске фотографию Гофмана хорошо знают, в его мастерской возле Благовещенской церкви всегда есть работа. Но ему интересно экспериментировать, осваивать новые способы фотосъемки. Регулярно в печати появляются объявления: «Иркутский фотограф Авг. Карл. Гофман рекомендует вниманию желающих, в особенности духовных лиц, фотографический снимок, сделанный в его фотографии с картины "Страшный суд" работы художника Беклемишева, исполненный по идее епископа Вениамина. Картина эта по содержанию своему совершенно согласная с пророческими указаниями Св. Писания, может достойно занять место в иконостасе и служить иконою для молящегося».
Иркутские губернские ведомости. 1869. 20 дек. № 51. с. 9.
В 1878 году Гофман на 13 лет уезжает из Иркутска, в котором проработал двадцать лет. Фотография становится собственностью купца Каминера.
Вернулся в Иркутск и в третий раз открыл свое заведение А. К. Гофман в 1891 году: «Фотография Августа Карловича Гофман, Большая ул. дом Иодловского, разрешение № 8279 14 декабря 1891 г.». Как видим, разрешение на открытие фотографии он получил в конце года, а фотографировать здесь Август Карлович начал еще летом. Известны его снимки Иркутска, выполненные в дни пребывания в городе наследника - цесаревича Николая.
В доме Иодловского на Большой улице в квартале между 2-й и 3-й Солдатскими улицами он проработал не более года. Потом перевел фотографию в дом Калашникова на углу Большой и Грамматинской улиц против училища императора Александра III.
В дом Иодловского Август Карлович вернулся через несколько лет, чтобы завершить свои труды на поприще фотодела в сибирском городе.
В эти годы фотографом выполнено много снимков на улицах Иркутска, снимков церквей и часовен, административных зданий, зданий училищ, музея ВСОИРГО, частных доходных домов и магазинов на центральных улицах, общих видов города. Кстати, на большинстве фотографий 1890-х годов на паспарту нанесены клише «Фотография Гофман в Иркутске», «Фотография А. Гофман» или «А. Гофман. Иркутск».
В последний раз о фотографии Гофмана в Иркутске сообщается в Восточно-Сибирском календаре на 1906 год. в собрании автора есть фотография, датированная 5 мая 1906 года.
Итак, с перерывами, фотограф А. К. Гофман проработал в Иркутске с 1858 по 1906 год, завещав нам фотографии, сохранившие утраченный почти полтора столетия назад облик сибирского города.
Фрагмент из книги Рудольфа Берестенева
Яркий почерк светописцев. Фотообразы времени"
На сайте "Прибайкалье" (www.pribaikal.ru)
фотографии и текст публикуются с разрешения автора