Иркутская область. Проблемы и перспективы роста.
Суходолов Александр
Категория: Точка зрения : Статьи, Иркутская область : Об области
Предыдущая статья | Следующая статья
- Стабилизация демографической ситуации - Уход от сырьевой зависимости - Модернизация и инновационное развитие
Губернатор Дмитрий Федорович МЕЗЕНЦЕВ поставил задачу обновить стратегию развития региона. Новый документ должен учесть как предыдущий опыт, так и современные вызовы и возможности, и, нацелив Иркутскую область на инновационный рост, стать неотъемлемой частью Стратегии развития Сибири и Дальнего Востока.
Какие барьеры и проблемы стоят на пути динамичного развития Прибайкалья? Какими ресурсами обладает наш регион, и как вовлечь их в эффективный хозяйственный оборот?
На эти вопросы отвечает эксперт проекта «Прибайкалье», один из разработчиков региональной антикризисной стратегии конца 90-годов Александр СУХОДОЛОВ.
Об авторе: Александр Петрович СУХОДОЛОВ, профессор, один из авторов шеститомника «Экономика Иркутской области». Он возглавил экономический блок областной администрации, когда спад промышленного производства в Прибайкалье достигал 15 % в год, и стоял вопрос выживания промышленности региона. При его участии была разработана и реализована антикризисная стратегия, которая уже в 1999 г. позволила добиться рекордного для того времени промышленного роста — около 12 %. Не все задачи той стратегии удалось решить. Только сейчас появляются возможности для эффективной реализации потенциала региона. Александр Петрович, отработав в администрации Иркутской области на ответственных должностях около 10 лет, хорошо знает экономику Прибайкалья, и его взгляд на перспективы и проблемы развития региона будет интересен читателям.
Отрицательная демографическая динамика (рис.1)
Численность населения Иркутской области росла до начала 1990-х гг., затем она начала снижаться. Причины: сокращение рождаемости, возросшая смертность, а главное — начавшейся отток населения. За период 1990 — 2008 гг. численность населения области сократилась на 300 тыс. чел. (более 10 % жителей). Область ежегодно покидало более 16 тыс. чел. (сопоставимо с населением г. Байкальска). Выезжали преимущественно общественно-активные и высококвалифицированные специалисты, представители «среднего класса», которые не смогли реализоваться в данном регионе. Это свидетельствует о наличии глубинных проблем и социальной некомфортности на данной территории. Необходим комплекс мер по стабилизации ситуации и возобновлению в регионе положительной демографической динамики.
Провал в жилищном строительстве (рис.2)
В период 1990–2000-е гг. резко снизились объемы строительства. По показателю вводимого жилья на душу населения Иркутская область оказалась на последних местах среди субъектов СФО. При этом росла площадь аварийного и ветхого жилья.
Несмотря на некоторый рост жилищного строительства в начале 2000-х гг. (в основном в областном центре и крупных городах) его объемов недостаточно для решения жилищной проблемы, модернизации и замещения устаревающего жилищного фонда.
Активизация жилищного строительства может стать своеобразным катализатором, стимулирующим развитие региональной экономики и повышающим качество жизни населения области.
Низкий уровень развития малого предпринимательства (табл. 1)
Предпринимательством занимается наиболее активная часть населения. Предприниматели работают не считаясь со временем, практически не требуя для своего развития государственных ресурсов. При этом они расширяют налогооблагаемую базу.
Во всех развитых странах мира малый и средний бизнес играет важную роль в устойчивом росте национальной экономики и повышении благосостояния граждан. Уровень развития малого предпринимательства является своеобразным критерием социально-экономического благополучия той или иной территории. В Иркутской области следует существенно активизировать развитие данного сектора экономики.
Недостаточная степень глубины переработки древесины
Иркутская область является крупным поставщиком круглого леса. Однако опыт развитых стран свидетельствует, что для повышения эффективности экспорта и бюджетоотдачи вывозимого ресурса необходимо увеличивать глубину его переработки.
Если лес будет перерабатываться на территории России и будет создаваться продукция с более высокой добавленной стоимостью, то имеется возможность при относительно небольших капитальных вложениях и в короткие сроки удвоить «лесной» валовой продукт. Тогда ЛПК России может экспортировать продукции не на 10–11 млрд дол. (как в настоящее время), а на 20 млрд и более.
Что касается Иркутской области, то если бы в ее лесопромышленном комплексе удалось достичь «финской» эффективности, при имеющейся в регионе лесосырьевой базе, потенциальная стоимость экспортируемой лесопродукции могла превысить 40 млрд дол. (в настоящее время всего 1,3 млрд дол.).
В этой связи необходимо реализовать задачу по максимально полной переработке российского леса на собственной территории (в идеале – ни один кубометр леса не должен продаваться за рубеж без переработки). Собственная переработка должна имеет перед экспортом сырья безусловный приоритет, а инвестиции в создание современных перерабатывающих предприятий должны максимально стимулироваться.
Слабое использование ресурсов природного газа для промышленного развития области
Иркутская область располагает громадными запасами газа (их достаточно, чтобы осуществлять экспорт в объеме 30–40 млрд м3 в год).
Вместе с тем, принимая решение об экспорте, необходимо учитывать, что газ Сибирской платформы имеет высокое содержание этана (до 6%), гелия (0,1–0,4%) и ШФЛУ, что делает его весьма ценным сырьем для химической промышленности.
На территории Иркутской области, на базе промышленной площадки в Саянске, можно создать производства по переработки газа и промышленному синтезу ценного сырья и полуфабрикатов, мировая потребность в которых растет. При этом стоимость конечной продукции многократно увеличится, вырастит и бюджетоотдача добываемых ресурсов, получит развитие химия органического синтеза — высокотехнологичная и наукоемкая отрасль промышленности.
Сохранение в Иркутской области высокой доли машиностроения в экспорте
Российский экспорт носит ярко выраженную сырьевую направленность, особенно в страны дальнего зарубежья. В нем доля машин и оборудования высокой степени готовности не превышает 1–2 % общего объема. Суммарный же экспорт продукции машиностроения оценивается в 8–9 %. Это существенно ниже мирового уровня (38 %). За последние 40 лет в мире прослеживается устойчивая тенденция сокращения товарооборота сырья и увеличения оборота продукции машиностроения.
В Иркутской области доля продукции машиностроения в региональном экспорте составляет 12–18 % (выше, чем в среднем по России). Очень важно сохранить этот высокий показатель. Ведь машиностроение — основа для модернизации других отраслей и внедрения наукоемкой продукции. Если Россия не добьется прорыва на рынок товаров и услуг с высокой долей добавленной стоимости, ее роль в развитии мировой экономики уменьшится. За этим кроются серьезные риски для существования нашей государственности.
Слабое развитие индустрии туризма (рис. 3)
Иркутская область имеет все условия для развития туризма — привлекательные туристские ресурсы мирового уровня, развивающуюся туристскую инфраструктуру, растущий интерес к региону со стороны российских и зарубежных туристов. Вместе с тем, данный сектор экономики развивался слабо. В 80-х годах Иркутская область опережала Монголию по количеству иностранных туристов, посещающих регион. За истекшие 20 лет в Монголии сделан гигантский рывок и количество иностранных туристов увеличилось с 17 до 380 тыс. чел. (рост в 22 раза!). В Иркутской же области за этот период поток иностранных туристов вырос лишь в 1,3 раза. Вклад индустрии туризма в ВВП Монголии вырос за этот период с 1 до 12 %. В Иркутской области эта доля остается по-прежнему низкой — менее 1 %. Но даже при этом данная сфера деятельности создает рабочие места для 20 тыс. чел (включая временно занятых и совместителей).
Индустрия туризма может занять более значимые позиции в региональной экономике, а ее доля в общем объеме произведенной продукции может достигать 10–18 %, что сопоставимо с такими традиционными для области отраслями, как лесозаготовка, угольная и химическая промышленность, ТЭК.
Наведение порядка в сфере ЖКХ
Требуется завершение коммунальной реформы и глубокая модернизация отрасли. Мировой опыт свидетельствует, что ЖКХ может успешно работать в условиях рынка, причем эффективно и привлекательно для инвесторов. А главное — обеспечивать населению комфортное проживание и предоставлять разнообразный спектр качественных услуг по приемлемым ценам.
Модернизация
Имеющейся в регионе научно-образовательный потенциал в кризисные годы был невостребован, слабо использовался для целей регионального развития. Губернатором области Д.Ф. Мезенцевым поставлена задача разработать комплекс мер по его активизации и вовлечению в процесс модернизации и инновационного развития экономики. Имеются все условия, чтобы реализовать эту задачу.
Активизация внешних связей
Иркутская область имеет экономико-географическую основу и исторические предпосылки, чтобы быть лидером среди субъектов Байкальского региона. В этой связи необходимо более активное взаимодействие с Республикой Бурятия, Забайкальским краем и Монголией — субъектами Байкальского региона.
Активизация работы СМИ
Прежде всего речь идет о формирования позитивного образа Иркутской области.
Выгодное географическое положение, крупные запасы высокоэффективных природных ресурсов, мощный энергопромышленный потенциал, достаточно развитая инфраструктура, наличие научно-образовательных учреждений и высококвалифицированных кадров могут выдвинуть Иркутскую область в число российских регионов-лидеров экономического роста.
Огромные и высокоэффективные природные ресурсы обеспечивают низкие издержки производства энерго- и ресурсоемких видов промышленной продукции. Имеющийся научно-технический потенциал и наличие квалифицированных кадров создают условия для быстрой модернизации промышленной базы.
Опубликовано в журнале "Прибайкалье"
№4/январь 2010