Международный туристский маршрут Байкал-Хубсугул
Суходолов Александр
Категория: Иркутская область : Внешние связи
Предыдущая статья | Следующая статья
Индустрия туризма является быстрорастущей и очень перспективной отраслью мировой экономики. На его долю приходится свыше 10% мирового валового продукта, 32 % мировой торговли услугами, 8% мировых инвестиций, примерно каждое 20-е рабочее место, 11 % мировых потребительских расходов, 10 % суммарных налоговых поступлений. В мировой индустрии туризма занято более 200 млн чел. (10 % мирового рынка занятости). В начале ХХI в. мировая индустрия туризма вышла по доходности на третье место среди крупнейших экспортных отраслей (после нефтяной и автомобильной промышленности).
Россия и Монголия обладают значительными туристскими ресурсами. Сотрудничество в сфере туризма может быть очень выгодным. Достаточно сказать, что число туристов в Монголии и Байкальском регионе до мирового финансового кризиса ежегодно увеличивалось на 30–40%. Наиболее перспективным является международный туристский маршрут, связывающий да великих озера – Байкал и Хубсугул.
Туристские связи Иркутской области с Монголией.
Они имеют давнюю историю и хорошую основу. Еще в начале 1980-х гг. активно сотрудничали иркутский «Интурист» и монгольское государственное управление по иностранному туризму «Жуулчин», а также Бюро международного молодежного туризма «Спутник» Иркутского обкома комсомола и молодежная туристская организация «Заулуу аялагч». Эти организации содействовали туристским обменам между двумя странами (в том числе молодежным) и притоку в регион иностранных туристов (в основном из социалистических стран).
Сотни молодых людей из Монголии побывали не только в Иркутске и на Байкале, но и в Москве и Ленинграде, а иркутская молодежь с удовольствием посещала Монголию, привозя оттуда хорошие по тем временам товары — дубленки, кожаные куртки, сурковые шапки, ковры, кашемировые изделия. В те времена через «Спутник» из Иркутской области в Монголию каждое лето выезжало на практику очень много студентов — историков, биологов, географов и т.д. Например, каждое лето на практику вывозил своих студентов известный монголовед Владимир Свинин.
Переход к новым рыночным отношениям принципиально изменил подходы к организации туризма в Монголии. Национальная индустрия туризма быстро адаптировалась к новым условиям, смогла привлечь значительные зарубежные инвестиции, благодаря которым, а также либеральному законодательству и снятию излишних административно-чиновничьих барьеров (отмена лицензирования туристских фирм, существенное упрощение процедуры получения визы и т.д.) поток туристов, прибывающих в Монголию, стал быстро расти.
Состояние индустрии туризма в Монголии.
По официальным данным, в начале 2000-х гг. Монголию стало посещать более 200 тыс. иностранных туристов (в том числе из Китая — около 90 тыс., из России — 50 тыс.). Доля индустрии туризма в ВВП страны увеличилась до 10 % (для сравнения: в Иркутской области — 1 %).
Сейчас в Монголии около 300 гостиниц (единовременной вместимостью до 10 тыс. мест), 140 туристских баз (на 6 тыс. мест) и 480 частных туристских фирм (52 из них с прямыми иностранными инвестициями).
Правительство Монголии целенаправленно поддерживает развитие индустрии туризма. Для туристских фирм отменены НДС и лицензирование. Выделяются значительные средства для продвижения национального турпродукта и поддержания положительного имиджа Монголии как страны, обладающей значительными туристскими ресурсами и безопасной для туристов.
Поток туристов в Монголию с каждым годом растет. Туризм все больше превращается в ведущую отрасль экономики Монголии. При этом одним из популярных и экзотических маршрутов по стране является посещение оз. Хубсугул.
Высокогорное озеро Хубсугул.
Расположено на севере Монголии в 20 км от границы с Россией на высоте 1 645 м над уровнем моря (1 188 м над уровнем Байкала). Недалеко от озера (на границе Монголии и России) находится самая высокая точка Восточного Саяна и всей Восточной Сибири — гора Мунку-Сардык (3 491 м над уровнем моря).
Хубсугул является одним из наиболее привлекательных туристских объектов Монголии. На территории Прихубсугулья, включающей четыре сомона (Ханх, Хатгал, Чандмань-Ундер, Алгар-Эрдэнэ и Рэнчинлхумбэ), проживают около 16 тыс. чел. Всего в Хубсугульском аймаке площадью свыше 100 км2 проживают более 90 тыс. чел. Основа экономики Прихубсугулья— пастбищное животноводство (в небольших масштабах оленеводство), охотничий и рыбный промысел.
Туристов на Хубсугул и в Прихубсугулье привлекают нетронутая природа, экзотичность ландшафтов, большое разнообразие флоры и фауны, обилие рыбы. Здесь обитают 170 видов птиц, в том числе такие редкие, как лебедь-кликун, горный гусь, дрофа и горный гриф. В горно-таежных массивах можно встретить дикого северного оленя, медведя, волка, лисицу, соболя, белку и др. В водах Хубсугула и озерах Дархадской котловины обитают ценные породы рыб (в том числе ленок, сиг, таймень, хариус, акклиматизированный омуль и др.).
Ландшафты Прихубсугулья представлены горно-таежными лесами, альпийскими лугами, высокогорными тундрами, степями, территориями со слабозакрепленными песками.
В геологическом плане Хубсугул является водоемом байкальского типа, поэтому между Хубсугулом и Байкалом много общего. Он такой же древний, как и Байкал. Вода в нем такая же студеная и кристально чистая. Оба озера питает много рек, а вытекает из них только одна. Есть легенда, что Байкал и Хубсугул являются близнецами-братьями, связанными между собой Селенгой, словно пуповиной.
В 2003 г. на Хубсугуле отдыхали более 10 тыс. иностранных туристов. Многие из них хотели бы посетить Россию и продолжить свое путешествие к Байкалу по самому кратчайшему маршруту — автодороге до пос. Култук, проходящей по Тункинской долине.
Однако такой возможности пока нет из-за отсутствия международного статуса у пограничного контрольно-пропускного пункта Монды–Ханх, который открыт только для граждан России и Монголии (туристы третьих стран пока не могут пересекать границу в этом месте).
Туристский маршрут Байкал–Хубсугул.
Автомобильное путешествие между двумя великими озерами Азии может стать одним из самых перспективных международных маршрутов Байкальского региона. Уже сейчас многие туристы из Европы, Северной Америки и стран АТР, посещающие Монголию и оз. Хубсугул, желали бы продолжить свой путь на Байкал. Туристы же, посещающие Иркутскую область и Южный Байкал, хотели бы побывать на Хубсугуле. И такая возможность имеется.
Два озера связывает хорошая асфальтовая дорога, проходящая через красивейшую Тункинскую долину (между отрогами Хамар-Дабана и величественными Тункинскими Альпами). Выехав из пос. Култук, туристы проезжают по живописным местам мимо русских и бурятских поселений. Они могут сделать остановки на старейших бальнеологических курортах Сибири — «Аршане» и «Ниловой Пустыни» — с целебными минеральными, термальными и радоновыми водами, посетить горные Шумакские источники.
Далее путь продолжается вдоль р. Иркут (протекающего по горным ущельям) к пограничному поселку Монды, который является своеобразным горным перекрестком. Отсюда дороги расходятся: одна идет на Окинское плато, которое из-за суровой природы и изолированности академик В.А. Обручев назвал Сибирским Тибетом (до начала 1990-х гг. на плато вела только труднопроходимая конная тропа), а другая — к пограничному КПП и далее в Монголию, к оз. Хубсугул.
Общая протяженность маршрута, связывающего два озера, чуть более 200 км. Это гораздо ближе, чем от Хубсугула до Улан-Батора (1,1 тыс. км) и далее через Кяхту и Улан-Удэ (еще около 1 тыс. км) на Байкал. Иностранным туристам, посещающим Хубсугул и Прихубсугулье, гораздо быстрее добраться до Иркутска, чем до Улан-Батора.
К сожалению, зарубежные туристы пока не могут пересечь границу на КПП Монды–Ханх по причине отсутствия международного статуса у данного пограничного пункта, открытого только для граждан России и Монголии. Это снижает туристскую привлекательность Байкальского региона, сдерживает развитие туризма. Тысячи западных туристов не могут попасть с Хубсугула на Байкал кратчайшим путем (что уменьшает возможные валютные поступления в Россию).
Проблема может быть решена, если КПП Монды–Ханх получит статус международного пассажирского. Этот вопрос обсуждался весной 2003 г. на заседании Подкомиссии по региональному и приграничному сотрудничеству Монголо-Российской межправительственной комиссии.
Стоит напомнить, что идея обустройства и придания КПП Монды–Ханх международного статуса высказывалась в конце 1980-х гг. Однако ее реализация задержалась из-за экономического кризиса 1990-х гг. Сейчас ситуация радикально изменилась. Кризис в туристской сфере преодолен. Динамика ее развития в России и Монголии очень высокая. Растет интерес к Байкальскому региону, где международный маршрут Байкал–Хубсугул является наиболее привлекательным для туристов, посещающих Иркутскую область и Монголию.
Перспективы.
Правительство Монголии поставило задачу существенно повысить туристскую привлекательность страны и довести в ближайшие годы количество прибывающих туристов до 600 тыс. чел. Примерно 10 % из этого потока (60 тыс. чел.) обязательно посетят оз. Хубсугул. Половина из них (около 30 тыс. чел.) будут потенциально готовы продолжить свое путешествие на оз. Байкал.
Устранение пограничного туристского «тромба» на маршруте Байкал–Хубсугул увеличит число прибывающих в Россию зарубежных туристов, ускорит формирование единого туристского и экономического пространства Байкальского региона и всей Байкало-Монгольской Азии. А это существенно повысит привлекательность Восточной Сибири как центра путешествий на Байкал и в Монголию. По оценкам специалистов, уже в первые годы после придания КПП статуса международного и его обустройства поток желающих путешествовать в этом районе иностранных туристов может увеличиться на 15–20 %.
Такое увеличение оживит предпринимательскую деятельность региона, даст новые поступления в бюджеты всех уровней. Получат дополнительный импульс к развитию торговля, транспорт, гостиничное хозяйство, сфера услуг. Мировой опыт свидетельствует, что развитие туризма способствует благоустройству городов и населенных пунктов, повышению культуры обслуживания населения, решает проблему занятости (один турист может обеспечивать работой 6–8 чел.). Кроме того, развитие международного туризма положительно скажется на социально-экономическом положении и инвестиционной привлекательности региона и востока России.
Выводы
Итак, Байкальский регион является весьма перспективной территорией для развития российского и международного туризма. При создании для туристов и гостей базового уровня удобств, когда путешествиям и отдыху на Байкале будут способствовать не только его неповторимая красота, но и комфорт, индустрия туризма в регионе может стать столь же доходной и значимой, как и традиционные для данной территории сырьевые отрасли промышленности — лесозаготовительная и горнодобывающая.
Новое международное туристское направление Байкал – Хубсугул, которое вписывается в мировой процесс формирования единого азиатского туристского пространства, может стать «локомотивным» туристским проектом двух стран.
Уже сегодня Иркутскэнерго самым серьезным образом анализирует перспективы развития туризма на Хубсугуле и уже просчитывает, сколько электроэнергии можно будет туда продавать. Уже сегодня в рамках грандиозного проекта «Дорога тысячелетия» правительство Монголии планирует построить современную дорогу от Хатгала до Ханха, а это значит, что западные аймаки Монголии через Хубсугул получат прямой выход на продукцию и ресурсы Байкальского региона, на российские товарные рынки. Со временем через Монголию, через данное КПП, Россия может получить новый выход к западным районам Китая и в Среднюю Азию.
А.П. Суходолов,
доктор экономических наук, профессор,
г. Иркутск,
e-mail: sibsience@mail.ru
В.В. Бережных,
главный редактор журнала «Россия–Монголия»,
кандидат педагогических наук
e-mail: expedition@interbaikal.ru
ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКО-МОНГОЛЬСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ МЕЖДУНАРОДНОГОТУРИЗМА В БАЙКАЛЬСКОМ РЕГИОНЕ
(на примере туристского маршрута Байкал–Хубсугул)
Представлена краткая эколого-экономическая характеристика Байкальского региона. Показана возможность использования региона в качестве модельной территории для отработки механизмов устойчивого развития.
BAIKAL REGION AS A MODEL OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF LAND
A brief ecological-economic characteristics of the Baikal region. The possibility of using the region as a model area for improvement of mechanisms for sustainable development.
Key words: Lake Baikal region, sustainable development.
A.P. SUKHODOLOV
Doctor of Economics, Professor, Irkutsk
e-mail: sibsience@mail.ru
V.V. BEREGNYKH,
главный редактор журнала «Россия–Монголия»,
кандидат педагогических наук
e-mail: expedition@interbaikal.irkutsk.ru
Литература:
Бережных В.В., Суходолов А.П. На благо процветания двух стран (о развитии внешнеэкономических и культурных связей Иркутской области и Монголии) // «Экономика. Право. Менеджмент», № 35, 2005.
Винокуров М.А., Суходолов А.П. Экономика Иркутской области . Иркутск, 2004, Т. 4, стр. 183 - 189.
Проблемы развития приграничного сотрудничества с Монголией. // Материалы выездного совещания Совета безопасности России, Улан-Удэ, 2003.
Суходолов А.П. О перспективах развития международного туризма в Иркутской области // Журнал «Время странствий». – Иркутск, № 5 (23), 2004.