Иркутский фотограф Петр Адамович Милевский (конец XIX - начало XX века)
Берестёнев Рудольф
Категория: Иркутская область : История
Предыдущая статья | Следующая статья
Сибирский след Петра Милевского
Манифестация против русского царя в 1861 году в Варшаве и польское восстание 1863 года вписали драматические страницы в биографии многих участников этих событий. Их арестовали и отправили по этапу через Петербург, Москву, Пермь, Тобольск, Томск, Красноярск и Иркутск. Можно предположить, что среди невольников был будущий иркутский фотограф Петр Адамович Милевский.
Весной 1866 года приближался серебряный юбилей свадьбы царской четы. в апреле в честь этого события была провозглашена частичная амнистия. До десяти лет сократили сроки каторжникам - бессрочникам, осужденным на шесть лет и более ссылка сокращалась наполовину, остальным заменили каторгу поселением. Манифестом от 25 мая 1868 года освобождались все ссыльные, осужденные до 1 января 1866 года. По новой амнистии каторжникам позволили самим выбрать место поселения. Многие осели в Иркутске, в том числе и П. А. Милевский, купив в 1883 году фотосалон у В. А. Динесса.
В истории польских повстанцев есть яркая страница пребывания в Сибири. 10 июля 1865 года на усольскую каторгу привезли вождя революционных демократов Николая Чернышевского. Появление в Сибири вольнoдумца - революционера вдохновило молодых бунтарей. Они объединились в тайную организацию, надеясь на поддержку всех политических ссыльных Восточной Сибири.
Новоиспеченные повстанцы начали готовить революционное восстание с целью захвата Иркутска и создания Сибирской республики во главе с вождем Н. Г. Чернышевским. Но начавшийся 24 июля бунт на Кругобайкальском тракте, в Култуке, был жестоко подавлен.
Однако мятежные планы продолжали жить. «5 января 1871 года в Иркутск приехал находящийся на нелегальном положении Герман Александрович Лопатин с планом освобождения Николая Гавриловича Чернышевского. Остановился в гостинице «Амур», а затем перешел в дом чиновника Чурина. Был узнан на улице, арестован жандармами и заключен в одиночную камеру при Иркутском жандармском управлении».
Иркутская летопись. 1661-1940 гг. Иркутск. 2003. / Составитель Ю. П. Колмаков, с. 70
Но и отсюда Лопатин совершает побег. Однако вскоре его задерживают на Ланинской улице и водворяют в карцер тюремного замка.
Через полгода, 18 декабря 1871-го года, в Иркутск привезли арестанта Н. Г. Чернышевского. Начальник жандармского управления лично отвечал за сохранность опасного преступника, потому поселил опального революционера у себя на квартире и через два дня отправил его в Вилюйск.
Только 29 декабря 1871 года Г. А. Лопатина освобождают из тюрьмы до суда, при условии «не выезжать из города без разрешения полиции, не отлучаться из квартиры в ночное время и не допускать у себя никаких сборищ».
Иркутская летопись. 1661-1940 гг. Иркутск. 2003. / Составитель Ю. П. Колмаков, с. 72
Но согласие исполнять предписания жандармов только усыпило бдительность властей. 10 июня 1873 года Лопатин третий раз совершает побег теперь уже из помещения Иркутского верховного суда, который располагался на Тихвинской площади. Авторитет Лопатина в Сибири был настолько велик, что арестанту помогали даже те, кто рисковал потерять престижную работу. На первых порах его укрыл в своем доме полицмейстер Черепанов, а затем ему предоставил убежище известный в Иркутске фотограф, политический ссыльный Петр Милевский, проживавший на Зверевской улице. Скрываясь месяц в темной комнате фотолаборатории под видом ретушера, беглец покинул город.
В те годы фотомастера П. А. Милевский и его товарищ Г. М. Богданович по настоянию жандармского управления занимались параллельно со своей непосредственной работой судебной фотографией. Потому, вероятно, и не догадались карательные органы искать Лопатина в фотографических заведениях.
Мало что известно сегодня о П. А. Милевском. Пo его работам можно судить о том, что фотограф был дружен с многими высокими сибирскими администраторами, купцами, золотопромышленниками, учеными Восточно-Сибирского отдела Географического общества.
20 июля 1884 года П. А. Милевский переводит свое фотографическое ателье со Зверевской улицы на Большую, в дом Гуляева, напротив гостиницы «Деко».
Творческий потенциал мастера проявился особенно ярко в период активной застройки Иркутска после пожара 1879 года. Разобрав пепелища, иркутяне начали с возведения корпусов учебных заведений, жилых домов. Вновь выросшие здания, церкви, преображали столицу Восточной Сибири. Этого не могли не заметить фотографы. Петр Адамович Милевский сделал снимки здания бесплатного училища А. М. Кладищевой на Мяснорядской улице, других учебных заведений, а также серию снимков центральной части города.
В девяностые годы ХIХ века имя фотографа Петра Милевского стало известно не только в Сибири, но о нем узнали и на Всероссиийской фотовыставке 1889 года. Среди представленных им работ были виды Прибайкалья, городская архитектура, храмы и монастыри, портреты иркутян, жанровые снимки. в редких фондах иркутских музеев, архивов, библиотек собраны многочисленные фотографии П. А. Милевского: здание судебных установлений на Ивановской площади, Иркутский Вознесенский монастырь, здание Горного управления и золотосплавочной лаборатории, городской думы на Амурской улице, банка сиропитательного дома Е. М. Медведниковой, гостиницы «Московское подворье» в доме В. П. Сукачева, портреты Ядринцева, фотографа Лаврентьева, купца П. А. Сиверса и другие.
Им выполнена серия снимков, на которых запечатлен момент спуска на воду со стапелей ледокола-парома «Байкал».
В 1890 году П. А. Милевский показал свои работы на Московской Всероссийской выставке, посвященной 50-летию изобретения фотографии, за что удостоился серебряной медали.
Когда общественность Иркутска готовилась к встрече наследника Николая Александровича, администрация губернии, правление Географического общества предложили ответственную фотосъемку Петру Адамовичу Милевскому. Решение это во многом зависело от чиновников канцелярии генерал-губернатора, администрации города, купцов и золотопромышленников.
Учитывая масштабность события, фотограф заранее продумал точки съемки: первый кадр - момент прибытия в Иркутск почетного гостя и встречу с жителями города он запечатлел с крыши высокого здания, расположенного рядом с аркой, воздвигнутой в честь царской особы.
В книге князя Э. Э. Ухтомского, сопровождавшего цесаревича в путешествии, записано: «...Наступило 23 июня - давно и с нетерпением ожидаемый день прибытия Его Императорского Высочества в Иркутск. Разукрашенный флагами, зеленью, вензелями и транспарантами город принял праздничный
вид. C самого раннего утра народ массами направлялся к берегу Ангары, так чтобы к 12 часам дня вся набережная от генерал-губернаторского дома до самой арки близ Кафедрального собора была буквально запружена народом... На мостках разместились воспитанники мужских и женских духовных и светских учебных заведений во главе со своими начальниками. Ровно в половине второго часа дня раздался на колокольне Крестовоздвиженской церкви, а затем и всех других церквей звон, возвещавший иркутянам о приближении Августейшего гостя. Вся многотысячная масса народа, в которой были не только городские жители, но и множество приехавших из окрестных селений с благоговейным трепетом осенила себя крестным знамением и в безмолвном ожидании обратила свой взор в ту сторону, откуда должен показаться пароход. Из Кафедрального собора начался крестный ход, в котором принимало участие не только городское духовенство, но и множество сельских священников, прибывших к этому времени в Иркутск.
Во главе крестного хода шествовали архипастыри: высокопреосвященный Вениамин, архиепископ Иркутский и Нерчинский и преосвященный Агафангел, епископ Киренский, викарий Иркутской епархии, за ними духовенство в золотых парчовых облачениях в два ряда по старшинству, а впереди хор архиерейских певчих в парадных костюмах.
Около двух часов показался пароход «Сперанский», на котором изволил прибыть Его Императорское Высочество. По приближении парохода к пристани и выходе на площадку на набережной, Его Имп. Высочество был встречен гласными Думы во главе с городским головой В. П. Сукачевым, поднесшим Его Имп. Высочеству по русскому обычаю, от граждан Иркутска хлеб-соль на изящном блюде. С речью выступил высокопреосвященство Вениамин...».
Журнал «Иркутская старина». 1993. № 1. /Вера Шведова. Наследник цесаревич в Иркутске, с. 8-14
П. А. Милевский запечатлел большинство моментов торжеств. Авторство снимков золотых и серебряных блюд, других подарков, поднесенных высокому гостю, также принадлежит Петру Адамовичу Милевскому.
С раннего утра следующего дня фотограф со своей аппаратурой был готов сопровождать будущего монарха со свитой. Наследник направился в летние лагеря с целью познакомиться с воинскими подразделениями. П. Милевский запечатлел некоторые моменты.
На следующий день продолжились торжества по случаю освящения и открытия понтонного моста через Ангару.
Иркутские летописцы сообщали: «О начале церемонии известил перезвон колоколов Чудотворской (Прокопьевской) церкви, который подхватили все городские храмы. Затем крестный ход во главе с архиепископом двинулся в сторону понтонного моста по Набережной улице. При прибытии крестного хода к устроенному около моста возвышению, покрытому красным сукном, святые иконы были поставлены вблизи него. Присутствующие на торжествах разместились вокруг помоста, на заранее назначенных местах. Громкое «ура» возвестило о приближении из генерал-губернаторского дома Цесаревича Николая и его свиты и генерал-губернатора А. Д. Горемыкина с супругой. По прибытии Наследника началось молебствие. По окончании его цесаревич выслушал почетный рапорт архитектора, автора проекта понтонного моста В. А. Рассушина и речь городского головы В. П. Сукачева о необходимости такого сооружения. Затем Рассушин передал ножницы Наследнику, который разрезал ленточку при громких криках «ура». Все присутствующие в предшествии крестного хода проследовали по мосту на левый берег реки, где военный оркестр исполнил народный гимн «Боже, Царя храни».
Журнал «Иркутская старина». 1993. № 1./Вера Шведова. Наследник цесаревич в Иркутске, с. 13
На левом берегу Наследник сел в экипаж и последовал в Вознесенский мужской монастырь, где Петр Адамович Милевский запечатлел царскую делегацию.
В иркутской истории это религиозное сооружение занимает положение особое. Место упокоения первого иркутского епископа святого старца Иннокентия, старейшее в Восточной Сибири. О нем написано и выпущено большое количество иллюстрированных книг, открыток, фотографий.
Пребывание цесаревича в Иркутске продолжалось. Из Вознесенского монастыря наследник со свитой вернулся на правый берег Ангары по новому мосту. Снимки о посещении золотосплавочной лаборатории выполнил П. А. Милевский, запечатлел момент вручения цесаревичу хлеб-соль на золотом блюде.
В память о посещении музея Восточно-Сибирского отдела Географического общества наследнику был подарен альбом видов и типов Восточной Сибири, а также труды Отдела, в издании которых участвовали многие фотографы Сибири.
К вечеру 24 июня цесаревич покинул Иркутск на пароходе «Сперанский» при торжественном колокольном звоне всех городских церквей. Следом на пароходе «Сокол» отправился по Ангаре до пристани Бархатово и фотограф П. А. Милевский. Судя по содержанию архива мастера, он продолжил съемку пребывания наследника и в Енисейской губернии. Фотографии, на которых запечатлены сцены встреч Николая Александровича с жителями Канска, Рыбного, Березовского, Кемчуга и Ачинска, также принадлежат П. А. Милевскому.
В «Путешествии Государя» описывается сцена отъезда Наследника из Канска: «...30-го июня жители города поднялись вместе с солнышком. в восемь часов лошади уже стояли у крыльца. Момент, когда Его Имп. Высоч. вышел из дома (И. Г. Гадалова), успел схватить фотограф, и теперь картина выхода его к коляске красуется на стенах у многих жителей Канска».
Журнал «Иркутская старина». 1993. № 1./Вера Шведова. Наследник цесаревич в Иркутске, с. 14
Петр Милевский объявил о своем отъезде из Иркутска и начал распродажу своего имущества в 1901 году. Но, судя по работам, его связь с Сибирью еще продолжалась до 1907 года. Музей ВСОИРГО - один из последних снимков, сделанных в Сибири Милев-ским. Он запечатлел дорогое для себя место, где работал многие годы своей жизни. Дальнейшая судьба его не известна.
В иркутской летописи сообщалось, что 7 января 1897 года типография Р. А. Лейбовича переехала из помещения П. Милевского в дом К. М. Иодловского на Большой улице. А образовавшееся в Иркутске «Общество граммофонов» разместилось в доме Милевского. На фотографических карточках начала ХХ века обнаруживаешь новые записи: «Фотография расположена в бывшем доме Милевского». А это значит, что следующее поколение иркутских фотографов продолжило дело пионеров сибирской фотографии, как поступил в свое время Петр Милевский, приобретая фотоателье у В. А. Динесса.
Фрагмент из книги Рудольфа Берестенева Яркий почерк светописцев. Фотообразы времени"
На сайте "Прибайкалье" (www.pribaikal.ru)
фотографии и текст публикуются с разрешения автора книги
По вопросам приобретения книги:
Адрес: Иркутск, ул. Пушкина 32, «Анком»
Тел.: (3952) 510510
E-mail: av@ankom.ru