Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Иркутский фотограф Петр Адамович Милевский (конец XIX - начало XX века)

Арестантский этап. Конец XIX в. Собрание автора.

Арестантский этап. Конец XIX в. Собрание автора.

Польские повстанцы в сибирской ссылке (слева направо, снизу вверх): 1. Листопадский, 2. (?), 3.(?) 4. Корзун, 5. (?), 6. Сиверест, 7. (?), 8. Л. П. Белетский, 9. (?), 10. А. В. Маковский, 11. (?). 1874-е гг. Собрание Л. С. Любимова

Польские повстанцы в сибирской ссылке (слева направо, снизу вверх): 1. Листопадский, 2. (?), 3.(?) 4. Корзун, 5. (?), 6. Сиверест, 7. (?), 8. Л. П. Белетский, 9. (?), 10. А. В. Маковский, 11. (?). 1874-е гг. Собрание Л. С. Любимова

Детский портрет в художественной виньетке. Фото П. А. Милевского. Конец XIX в. Собрание автора.

Детский портрет в художественной виньетке. Фото П. А. Милевского. Конец XIX в. Собрание автора.

Фотограф П. А. Милевский с семьей в собственном ателье. Автопортрет. 1880-е. Собрание ИОКМ.

Фотограф П. А. Милевский с семьей в собственном ателье. Автопортрет. 1880-е. Собрание ИОКМ.

Большая улица. Фото П. А. Милевского. Начало 1890-х. Собрание ИОКМ. Дома в квартале между 4-й и 3-й Солдатскими улицами. Слева - деревянный дом, в котором в 1880-1890-х. находилось фотоателье П. А. Милевского.

Большая улица. Фото П. А. Милевского. Начало 1890-х. Собрание ИОКМ. Дома в квартале между 4-й и 3-й Солдатскими улицами. Слева - деревянный дом, в котором в 1880-1890-х. находилось фотоателье П. А. Милевского.

Знаменская начальная школа на Малыгинской улице. Фото П. А. Милевского. 1890-е. Собрание НБ ИГУ.

Знаменская начальная школа на Малыгинской улице. Фото П. А. Милевского. 1890-е. Собрание НБ ИГУ.

Крестьянин из села Тихонова Падь В. К. Алалыкин с дочерью Екатериной. Фото П. А. Милевского. Середина 1880-х. Собрание П. С. Давыдова.

Крестьянин из села Тихонова Падь В. К. Алалыкин с дочерью Екатериной. Фото П. А. Милевского. Середина 1880-х. Собрание П. С. Давыдова.

Молодая женщина с ребенком Фото П. А. Милевского, Начало 1880-х. Собрание ИОКМ.

Молодая женщина с ребенком Фото П. А. Милевского, Начало 1880-х. Собрание ИОКМ.

Ремесленно - слободское городское начальное училище на Знаменской улице. Фото П. А. Милевского. 1890-е. Собрание ИГУ (из коллекции В. Щербакова)

Ремесленно - слободское городское начальное училище на Знаменской улице. Фото П. А. Милевского. 1890-е. Собрание ИГУ (из коллекции В. Щербакова)

Камергер царского двора, меценат П. А. Сиверс. Фото П. А. Милевского. 1880-е. Собрание НБ ИГУ

Камергер царского двора, меценат П. А. Сиверс. Фото П. А. Милевского. 1880-е. Собрание НБ ИГУ

Дом П. А. Сиверса на Тихвинской улице. Фото П. А. Милевского.(?) 1891. Собрание НБИГУ. Украшен по случаю пребывания наследника - цесаревича Николая Александровича

Дом П. А. Сиверса на Тихвинской улице. Фото П. А. Милевского.(?) 1891. Собрание НБИГУ. Украшен по случаю пребывания наследника - цесаревича Николая Александровича

Арка цесаревича Николая в Иркутске. Фото П. А. Милевского. 1891. Собрание НБ ИГУ

Арка цесаревича Николая в Иркутске. Фото П. А. Милевского. 1891. Собрание НБ ИГУ

Торжественная встреча наследника российского престола в Иркутске Фото П. А. Милевского (?). 1891. Собрание НБ ИГУ

Торжественная встреча наследника российского престола в Иркутске Фото П. А. Милевского (?). 1891. Собрание НБ ИГУ

Для царствующей особы в пригороде Иркутска были проведены смотры войск местного горнизона. Фото П. А. Милевского. 1891. Собрание НБ ИГУ

Для царствующей особы в пригороде Иркутска были проведены смотры войск местного горнизона. Фото П. А. Милевского. 1891. Собрание НБ ИГУ

Арка, установленная у понтонного моста перед торжественным открытием в присутствии наследника престола Николая Александровича. Фото П. А. Милевского. 1891. Собрание НБ ИГУ

Арка, установленная у понтонного моста перед торжественным открытием в присутствии наследника престола Николая Александровича. Фото П. А. Милевского. 1891. Собрание НБ ИГУ

Николаевский понтонный мост через Ангару. Открытка. Фото В. К. Ястремского. 1893. Частное собрание

Николаевский понтонный мост через Ангару. Открытка. Фото В. К. Ястремского. 1893. Частное собрание

Вознесенский монастырь под Иркутском. Открытка. Открытка 1910-х. Частное собрание

Вознесенский монастырь под Иркутском. Открытка. Открытка 1910-х. Частное собрание

Цесаревич Николай во время посещения Иркутской золотосплавочной лаборатории. Фото П. А. Милевского. 1891. Собрание НБ ИГУ

Цесаревич Николай во время посещения Иркутской золотосплавочной лаборатории. Фото П. А. Милевского. 1891. Собрание НБ ИГУ

Кортеж наследника цесаревича у переправы через Енисей под Красноярском. Фото П. А. Милевского. 1891. Собрание НБИГУ (из коллекции В. Щербакова).

Кортеж наследника цесаревича у переправы через Енисей под Красноярском. Фото П. А. Милевского. 1891. Собрание НБИГУ (из коллекции В. Щербакова).

Встреча наследника цесаревича на станции Бирюса Енисейской губернии. Фото П. А. Милевского. 1891. Фрагмент. Собрание Л. С. Любимова.

Встреча наследника цесаревича на станции Бирюса Енисейской губернии. Фото П. А. Милевского. 1891. Фрагмент. Собрание Л. С. Любимова.

Здание музея ВСОИРГО. Фото П. А. Милевского после 1891. Собрание ИОКМ

Здание музея ВСОИРГО. Фото П. А. Милевского после 1891. Собрание ИОКМ

Фото «Рембрандт». Собрание ИОКМ. Фотозаведение начало работать в начале ХХ в. после покупки помещения у П. А. Милевского.

Фото «Рембрандт». Собрание ИОКМ. Фотозаведение начало работать в начале ХХ в. после покупки помещения у П. А. Милевского.

Сибирский след Петра Милевского

Манифестация против русского царя в 1861 году в Варшаве и польское восстание 1863 года вписали драматические страницы в биографии многих участников этих событий. Их арестовали и отправили по этапу через Петербург, Москву, Пермь, Тобольск, Томск, Красноярск и Иркутск. Можно предположить, что среди невольников был будущий иркутский фотограф Петр Адамович Милевский.

Весной 1866 года приближался серебряный юбилей свадьбы царской четы. в апреле в честь этого события была провозглашена частичная амнистия. До десяти лет сократили сроки каторжникам - бессрочникам, осужденным на шесть лет и более ссылка сокращалась наполовину, остальным заменили каторгу поселением. Манифестом от 25 мая 1868 года освобождались все ссыльные, осужденные до 1 января 1866 года. По новой амнис­тии каторжникам позволили самим выбрать место поселения. Многие осели в Иркутске, в том числе и П. А. Милевский, купив в 1883 году фотосалон у В. А. Динесса.

В истории польских повстанцев есть яркая страница пребыва­ния в Сибири. 10 июля 1865 года на усольскую каторгу привезли вождя революционных демократов  Николая Чернышевского. Появление в Сибири вольнoдумца - революционера вдохновило молодых бунтарей. Они объединились в тайную организацию, надеясь на поддержку всех политических ссыльных Восточной Сибири.

Новоиспеченные повстанцы начали готовить революционное восстание с целью захвата Иркутска и создания Сибирской республики во главе с вождем Н. Г. Чернышевским. Но начавшийся 24 июля бунт на Кругобайкальском тракте, в Култуке, был жес­токо подавлен.

Однако мятежные планы продолжали жить. «5 января 1871 года в Иркутск приехал находящийся на нелегальном поло­жении Герман Александрович Лопатин с планом освобождения Николая Гавриловича Чернышевского. Остановился в гостинице «Амур», а затем перешел в дом чиновника Чурина. Был узнан на улице, арестован жандармами и заключен в одиночную камеру при Иркутском жандармском управлении».

Иркутская летопись. 1661-1940 гг. Иркутск. 2003. / Составитель Ю. П. Колмаков, с. 70

Но и отсюда Лопатин совершает побег. Однако вскоре его задерживают на Ланинской улице и водворяют в карцер тюремного замка.

Через полгода, 18 декабря 1871-го года, в Иркутск привезли арестанта Н. Г. Чернышевского. Начальник жандармского управления  лично  отвечал  за сохранность опасного  преступника, потому поселил опального революционера у себя на квартире и через два дня отправил его в Вилюйск.

Только 29 декабря 1871 года Г. А. Лопатина освобождают из тюрьмы до суда, при условии «не выезжать из города без разрешения полиции, не отлучаться из квартиры в ночное время и не допускать у себя никаких сборищ».

Иркутская летопись. 1661-1940 гг. Иркутск. 2003. / Составитель Ю. П. Колмаков, с. 72

Но согласие исполнять предписания жандармов только усы­пило бдительность властей. 10 июня 1873 года Лопатин третий раз совершает побег теперь уже из помещения Иркутского верховного суда, который располагался на Тихвинской площади. Авторитет Лопатина в Сибири был настолько велик, что арестанту помогали даже те, кто рисковал потерять престижную работу. На первых порах его укрыл в своем доме полицмейстер Черепанов, а затем ему предоставил убежище известный в Иркутске фотограф, поли­тический ссыльный Петр Милевский, проживавший на Зверевской улице. Скрываясь месяц в темной комнате фотолаборатории под видом ретушера, беглец покинул город.

В те годы фотомастера П. А. Милевский и его товарищ Г. М. Богданович по настоянию жандармского управления зани­мались параллельно со своей непосредственной работой судеб­ной фотографией. Потому, вероятно, и не догадались каратель­ные органы искать Лопатина в фотографических заведениях.

Мало что известно сегодня о П. А. Милевском. Пo его работам можно судить о том, что фотограф был дружен с многими высокими сибирскими администраторами, купцами, золотопромыш­ленниками, учеными Восточно-Сибирского отдела Географичес­кого общества.

20 июля 1884 года П. А. Милевский переводит свое фотографическое ателье со Зверевской улицы на Большую, в дом Гуля­ева, напротив гостиницы «Деко».

Творческий потенциал мастера проявился особенно ярко в период активной застройки Иркутска после пожара 1879 года. Разобрав пепелища, иркутяне начали с возведения корпусов учебных заведений, жилых домов. Вновь выросшие здания, церкви, преображали столицу Восточной Сибири. Этого не могли не заметить фотографы. Петр Адамович Милевский сделал снимки здания бесплатного училища А. М. Кладищевой на Мяснорядской улице, других учебных заведений, а также серию снимков центральной части города.

В девяностые годы ХIХ века имя фотографа Петра Милевского стало известно не только в Сибири, но о нем узнали и на Всероссиийской фотовыставке 1889 года. Среди представлен­ных им работ были виды Прибайкалья, городская архитектура, храмы и монастыри, портреты иркутян, жанровые снимки. в ред­ких фондах иркутских музеев, архивов, библиотек собраны многочисленные фотографии П. А. Милевского: здание судебных установлений на Ивановской площади, Иркутский Вознесенс­кий монастырь, здание Горного управления и золотосплавочной лаборатории, городской думы на Амурской улице, банка сиропитательного дома Е. М. Медведниковой, гостиницы «Московс­кое подворье» в доме В. П. Сукачева, портреты Ядринцева, фото­графа Лаврентьева, купца П. А. Сиверса и другие.

Им выполнена серия снимков, на которых запечатлен момент спуска на воду со стапелей ледокола-парома «Байкал».

В 1890 году П. А. Милевский показал свои работы на Москов­ской Всероссийской выставке, посвященной 50-летию изобрете­ния фотографии, за что удостоился серебряной медали.

Когда общественность Иркутска готовилась к встрече наслед­ника Николая Александровича, администрация губернии, прав­ление Географического общества предложили ответственную фотосъемку Петру Адамовичу Милевскому. Решение это во многом зависело от чиновников канцелярии генерал-губернатора, администрации города, купцов и золотопромышленников.

Учитывая масштабность события, фото­граф заранее продумал точки съемки: первый кадр - момент прибытия в Иркутск почетного гостя и встречу с жителями города он запечат­лел с крыши высокого здания, расположен­ного рядом с аркой, воздвигнутой в честь цар­ской особы.

В книге князя Э. Э. Ухтомского, сопровож­давшего цесаревича в путешествии, записано: «...Наступило 23 июня - давно и с нетерпе­нием ожидаемый день прибытия Его Импе­раторского Высочества в Иркутск. Разук­рашенный флагами, зеленью, вензелями и транспарантами город принял праздничный

вид. C самого раннего утра народ массами направлялся к берегу Ангары, так чтобы к 12 часам дня вся набережная от генерал-губернаторского дома до самой арки близ Кафедрального собора была буквально запружена народом... На мостках разместились воспитанники мужских и женских духовных и светских учебных заведений во главе со своими начальниками. Ровно в половине второго часа дня раздался на колокольне Крестовоздвиженской церкви, а затем и всех других церквей звон, возвещавший иркутянам о приближении Августейшего гостя. Вся многотысячная масса народа, в которой были не только городские жители, но и множество приехавших из окрестных селений с благоговейным трепетом осенила себя крестным знамением и в безмолвном ожидании обратила свой взор в ту сторону, откуда должен показаться пароход. Из Кафедрального собора начался крестный ход, в котором принимало участие не только городское духовенство, но и множество сельских священников, прибывших к этому вре­мени в Иркутск.

Во главе крестного хода шествовали архипастыри: высокопреосвященный Вениамин, архиепископ Иркутский и Нерчинский и преосвященный Агафангел, епископ Киренский, викарий Иркутской епархии, за ними духовенство в золотых парчовых облачениях в два ряда по старшинству, а впереди хор архиерейс­ких певчих в парадных костюмах.

Около двух часов показался пароход «Сперанский», на кото­ром изволил прибыть Его Императорское Высочество. По приближении парохода к пристани и выходе на площадку на набе­режной, Его Имп. Высочество был встречен гласными Думы во главе с городским головой В. П. Сукачевым, поднесшим Его Имп. Высочеству по русскому обычаю, от граждан Иркутска хлеб-соль на изящном блюде. С речью выступил высокопреосвя­щенство Вениамин...».

Журнал «Иркутская старина». 1993. № 1. /Вера Шведова. Наследник цесаревич в Иркутске, с. 8-14

П. А. Милевский запечатлел большинство моментов торжеств. Авторство снимков золотых и серебряных блюд, других подар­ков, поднесенных высокому гостю, также принадлежит Петру Адамовичу Милевскому.

С раннего утра следующего дня фотограф со своей аппара­турой был готов сопровождать будущего монарха со свитой. Наследник направился в летние лагеря с целью познакомиться с воинскими подразделениями. П. Милевский запечатлел некото­рые моменты.

На следующий день продолжились торжества по случаю освящения и открытия понтонного моста через Ангару.

Иркутские летописцы сообщали: «О начале церемонии извес­тил перезвон колоколов Чудотворской (Прокопьевской) церкви, который подхватили все городские храмы. Затем крестный ход во главе с архиепископом двинулся в сторону понтонного моста по Набережной улице. При прибытии крестного хода к устроен­ному около моста возвышению, покрытому красным сукном, свя­тые иконы были поставлены вблизи него. Присутствующие на торжествах разместились вокруг помоста, на заранее назначенных местах. Громкое «ура» возвестило о приближении из гене­рал-губернаторского дома Цесаревича Николая и его свиты и генерал-губернатора А. Д. Горемыкина с супругой. По прибытии Наследника началось молебствие. По окончании его цесаревич выслушал почетный рапорт архитектора, автора проекта понтон­ного моста В. А. Рассушина и речь городского головы В. П. Сука­чева о необходимости такого сооружения. Затем Рассушин пере­дал ножницы Наследнику, который разрезал ленточку при гром­ких криках «ура». Все присутствующие в предшествии крестного хода проследовали по мосту на левый берег реки, где военный оркестр исполнил народный гимн «Боже, Царя храни».

Журнал «Иркутская старина». 1993. № 1./Вера Шведова. Наследник цесаревич в Иркутске, с. 13

На левом берегу Наследник сел в экипаж и последовал в Вознесенский мужской монастырь, где Петр Адамович Милевский запечатлел царскую делегацию.

В иркутской истории это религиозное сооружение занимает положение особое. Место упокоения первого иркутского епископа святого старца Иннокентия, старейшее в Восточной Сибири. О нем написано и выпущено большое количество иллюстрирован­ных книг, открыток, фотографий.

Пребывание цесаревича в Иркутске продолжалось. Из Вознесенского монастыря наследник со свитой вернулся на правый берег Ангары по новому мосту. Снимки о посещении золотосплавочной лаборатории выполнил П. А. Милевский, запечатлел момент вру­чения цесаревичу хлеб-соль на золотом блюде.

В память о посещении музея Восточно-Сибирского отдела Географического общества наследнику был подарен альбом видов и типов Восточной Сибири, а также труды Отдела, в издании кото­рых участвовали многие фотографы Сибири.

К вечеру 24 июня цесаревич покинул Иркутск на пароходе «Сперанский» при торжественном колокольном звоне всех городских церквей. Следом на пароходе «Сокол» отправился по Ангаре до пристани Бархатово и фотограф П. А. Милевский. Судя по содержанию архива мастера, он продолжил съемку пребывания наследника и в Енисейской губернии. Фотографии, на которых запечатлены сцены встреч Николая Александровича с жителями Канска, Рыбного, Березовского, Кемчуга и Ачинска, также прина­длежат П. А. Милевскому.

В «Путешествии Государя» описывается сцена отъезда Наследника из Канска: «...30-го июня жители города поднялись вместе с солнышком. в восемь часов лошади уже стояли у крыльца. Момент, когда Его Имп. Высоч. вышел из дома (И. Г. Гадалова), успел схва­тить фотограф, и теперь картина выхода его к коляске красуется на стенах у многих жителей Канска».

Журнал «Иркутская старина». 1993. № 1./Вера Шведова. Наследник цесаревич в Иркутске, с. 14

Петр Милевский объявил о своем отъезде из Иркутска и начал распродажу своего имущества в 1901 году. Но, судя по работам, его связь с Сибирью еще продолжалась до 1907 года. Музей ВСОИРГО - один из последних снимков, сделанных в Сибири Милев-ским. Он запечатлел дорогое для себя место, где работал многие годы своей жизни. Дальнейшая судьба его не известна.

В иркутской летописи сообщалось, что 7 января 1897 года типография Р. А. Лейбовича переехала из помещения П. Милевского в дом К. М. Иодловского на Большой улице. А образовавше­еся в Иркутске «Общество граммофонов» разместилось в доме Милевского. На фотографических карточках начала ХХ века обна­руживаешь новые записи: «Фотография расположена в бывшем доме Милевского». А это значит, что следующее поколение иркут­ских фотографов продолжило дело пионеров сибирской фото­графии, как поступил в свое время Петр Милевский, приобретая фотоателье у В. А. Динесса.

 

 

 

Фрагмент из книги Рудольфа Берестенева Яркий почерк светописцев. Фотообразы времени" 

На сайте "Прибайкалье" (www.pribaikal.ru)
фотографии и текст публикуются с разрешения автора книги
 

 

По вопросам приобретения книги:

Адрес: Иркутск, ул. Пушкина 32, «Анком»
Тел.: (3952) 510510
E-mail: av@ankom.ru