Первые иркутские фотографы: Портретное дело
Берестёнев Рудольф
Категория: Иркутск : История
Предыдущая статья | Следующая статья
Всматриваясь в старые снимки, невольно представляешь образ темной, душной, наполненной химическими запахами комнаты с мерцающим огоньком красного фонаря. в таких фотолабораториях проводили многие часы своей жизни люди, сохранившие нашему поколению отпечатки давнего времени.
Сегодня только по крупицам можно собрать малую толику того, что свидетельствует о творчестве первых иркутских фотографов, сделавших свои снимки на заре изобретения светописи. Отдельные имена пионеров фотографии отмечены в старых летописях да архивных фондах только одной строкой без упоминания их работ. в собраниях редких фондов порой лежат конверты со старыми безымянными металлическими дагеротипами, фотографиями на тонких жестяных пластинках, стеклянными негативами.
В начале книги я рассказывал о драматической судьбе первых иркутских портретов ссыльных декабристов, сделанных заезжим фотографом в Сибири в середине ХIХ века, чудом сохранившихся в некоторых музеях России и за рубежом.
Современным историкам фотографии еще предстоит разобраться в сокровищницах многочисленных фотографических архивов, чтобы поставить все на свои места. Однако их ждут неожиданные сюрпризы, попросту говоря, головоломки. Листая старые фотографии, они обязательно обратят внимание на пожелтевшие от времени отпечатки, на паспарту которых отмечены имена и фамилии авторов работ или названия их заведений. Исследователи ошибутся, если все, что написано, примут за веру. На самом деле окажется, что фотоснимок одного автора наклеен на паспарту другого. Это обстоятельство можно объяснить только одним. Коллекционеры, стараясь сохранить ценные снимки на тонкой фотобумаге, наклеивали их на малоценные, с научной точки зрения, паспарту других фотографов.
К примеру, портрет первого иркутского фотографа середины ХIХ века, архиепископа Нила, из собрания протоиерея Федора Верномудрова, хранится на паспарту, датированном 1909 годом с упоминанием московского фотографа П.Павлова. Портрет сибирского публициста Афанасия Прокопьевича Щапова также ждет своей разгадки. Он хранится в Научной библиотеке Иркутского университета под фамилией петербургского фотографа П. И. Репнина. Вероятнее всего автором этого портрета является старейший иркутский мастер Август Гофман, в пользу этого предположения говорит тот факт, что Август Гофман тиражировал портрет сибирского публициста Афанасия Щапова для продажи, с целью поддержать материально оставшихся после смерти писателя членов его семьи. «Фотограф А. К. Гофман прислал в редакцию газеты «Сибирь» три дюжины фотографических карточек для продажи по 50 копеек в пользу его сестры Мальцевой».
Иркутская летопись 1857-1880 гг. с. 340
Размножение снимков было возможно лишь при наличии негатива. Известно, что опальный писатель был выслан в Сибирь за свои прогрессивные революционно просветительские статьи и лекции. Поселившись в Иркутске, семья Щаповых оказалась без средств существования, бедствовала. Многие труды Афанасия Прокопьевича так и не были изданы из-за отсутствия финансирования. Восточно-Сибирское Императорское географическое общество, членом которого являлся А. П. Щапов, всячески поддерживало писателя в издании его трудов.
И хоронили Афанасия Прокопьевича на деньги членов ВСО-ИРГО, некоторых сибирских писателей и друзей.
Вглядываясь в лица на портретах, сохранившихся в редких фондах или частных коллекциях, узнаешь людей, с именами которых связана целая историческая эпоха, о которых и сегодня не перестают говорить наши современники.
Во многом это произошло благодаря подвижнической, альтруистической деятельности иркутского летописца, коллекционера Нита Степановича Романова (1871-1942), собравшего и передавшего в различные фонды иркутских музеев и библиотек сотни редких документов, фотографий ХIХ - нач. ХХ веков, в том числе портретов.
Может быть, после посещения фотоателье иркутского фотографа Августа Карловича Гофмана в конце ХIХ века Нит Степанович, получая свой портрет, решил собирать работы именитых мастеров, чтобы сберечь память об их творчестве.
В 70-х годах ХIХ века в Иркутске активно увлекался портретной фотографией политический ссыльный И. Д. Мальмберг, купец 2-й гильдии, владелец ателье. Ему принадлежат фотографии народников, политических ссыльных, портреты «Иркутский генерал-губернатор Иван Константинович Педашенко», «Великий князь Алекесандр Александрович, посетивший фотосалон на Большой улице в 1873 году», «Иван Степанович Хаминов, купец 1-й гильдии, потомственный Почетный гражданин Иркутска» и другие.
Одним из первых фотографов, наряду с А. К. Гофманом и И. Д. Мальмбергом, был В. А. Динесс.
Он был провизором и открыл в 1843 году первую частную аптеку в Иркутске.
Но, судя по оставшимся работам, он был незаурядным фотографом. Ему принадлежат фотоснимки: «Одна из представительниц рода Сибиряковых», «Портрет Иннокентия Портнягина» и др. Его фотоателье «Собственная фотография В.Динессъ. Тихв. пл., Горное упр.»работало до 1883 года, а потом он продал его П. А. Милевскому.
Портрет представительницы известных иркутских купцов, меценатов Котельни-ковых выполнил старейший фотограф, польский ссыльный И. Завальский. Он работал в Иркутске в 70-80-е годы ХIХ века, снимал ссыльных поляков, поселенцев народников разных направлений, ранний Иркутск.
Однажды, пытаясь отыскать деревянный брусок в строительных отходах, я в куче мусора обнаружил выброшенные стеклянные негативы со старыми фотографиями известных иркутских мастеров П. А. Милевского, А. К. Гофмана и Г. М. Богдановича. Мно-
гие негативы были разрушены и восстановлению не подлежали. Сохранившиеся же я попытался реставрировать. в числе старинных снимков оказались «Портрет молодого мужчины», «Семья иркутского музыканта А. А. Каминского», судя по паспарту, исполненные Богдановичем.
Известный иркутский фотограф Габриэль (Гавриил) Михайлович Богданович, потомственный дворянин, владелец фотозаведения на Большой улице, напротив Благовещенской церкви, в доме Сотникова, работал в городе в 1884-1895-х годах.
На протяжении всей 150-летней истории сибирской фотографии портретное дело было главным занятием большинства иркутских мастеров. Известно, первые фотографические заведения, открывшиеся в городе в 1858 году, стали чуть ли не главными достопримечательностями губернской столицы. На домах старого Иркутска появились броские названия ателье, рекламные щиты, зазывающие жителей именно в эти заведения. Посетителями иркутских фотосалонов были люди разных сословий: от великих князей из царской фамилии, генерал-губернаторов Восточной Сибири, купцов, золотопромышленников, до простых городских и сельских жителей, решивших увековечить свой образ у местных фотографов.
В 1895 году в бывшем фотоателье Богдановича работало заведение под необычным названием «Парижская фотография. Parisienne Granderie. Иркутск, Большая ул. д. Сотникова, против Благовещенской церкви». Владельцем этой фотографии стал портретист Н. А. Лавров. Ему принадлежат снимки: «Молодая воспитанница Института благородных девиц Восточной Сибири Евсталия Давыдова» и другие.
Людмила Петровна Давыдова заказала свой портрет у фотографа Владимира Васильевича Дегтярева, фотозаведение которого размещалось на Большой улице в доме Иодловского, близ цирка. Этот мастер снимал портреты политических ссыльных Софьи Ивановны Годлевской и Антона Войцеховича, Ефима Аристарховича Сергеева, служащих чайного магазина Полякова, сделал первый снимок нового Иркутского городского театра, построенного в 1896 году, и другие.
Николай Аполлонович Чарушин отбывал каторгу в Забайкалье во второй половине ХIХ века. После освобождения, в конце 80-х годов жил на поселении в Троицкосавске, продолжал общественную революционную деятельность. в конце ХIХ века освоил фотодело, открыл в городе собственное ателье. Сотрудничая с отделами Троицкосавско Кяхтинского и Восточно-Сибирского Географических обществ, стал их членом. Он много снимал, путешествуя в составе научных экспедиций, портреты золотопромышленников, купцов, общественных деятелей.
В Иркутске в конце ХIХ начале ХХ века считалось престижным заказать портрет в «придворном, Петербургском» фотосалоне Тиле и Серебрина. Потому пользовались такой возможностью люди богатые, состоятельные, известные в городе. Заведение под этим названием открывалось дважды - до губительного иркутского пожара и в начале ХХ века. Летописцы сообщали: «13 августа 1911 года придворная фотография Тиле и Серебрина купила у владельца электротеатра «Мираж» Угрюмова право на аренду помещения, и с этого числа принимает своих клиентов». Благодаря им мы можем видеть портрет Владимира Михайловича Посохина, снятый в 1911 г.,
Известный сибирский книготорговец и общественный деятель Владимир Михайлович Посохин вместе со своим дядей Петром Ивановичем Макушиным построил в Иркутске дом на Большой улице, в котором открыли книжный магазин и типографию, оснащенную современными машинами и зарубежными шрифтами.
Представляют большую историческую ценность художественные портреты, изготовленные фотографом Восточно-Сибирского Императорского географического общества Петром Адамовичем Милевским. Работая в краеведческом музее, он часто выезжал в экспедиции с учеными, исследователями Сибири, выполнял заказы ВСОИРГО, не упускал случаев снять портреты знаменитых людей: ученых, писателей, чиновников, предпринимателей.
Портрет известного ученого - географа и натуралиста Ричарда Карловича Маака (1825-1886) Петр Адамович снял необычно, в профиль. Создается впечатление, что знаменитый исследователь Сибири и Дальнего Востока не замечал фотографа во время съемки.
Р. К. Маак посвятил исследованию Сибири многие годы своей жизни. в Иркутске работал с 1852 по 1879 годы. Возглавлял Вилюйскую экспедицию, впервые описал геологию и быт населения района рек Вилюя, Олекмы и Чоны. Исследовал Уссурийский край. Материалы научных экспедиций опубликованы в его трудах.
Милевский, работая в Иркутске, создал обширную галерею портретов сибирских публицистов, сотрудников газет «Восточное обозрение», «Сибирь» и других. Его коллективные фотографии с портретами знаменитых людей отличаются изысканным подбором художественной обстановки фотографического заведения, создающей впечатление богатой гостиной. Удивительно то, что на многочисленных фотографиях П. Милевского не встретишь повторяющихся художественных фонов. Можно только представить, насколько был богат набор полотен в салоне мастера.
Им было создано несколько портретов известного общественного деятеля Сибири, литератора, этнографа и археолога Николая Михайловича Ядринцева, первого издателя петербургской газеты «Восточное обозрение», рассказывающей о российском Востоке. Н. М. Ядринцев опубликовал капитальный труд «Сибирь как колония». в 1887 году перевел свою газету в Иркутск, стал действительным членом Восточно-Сибирского Императорского географического общества. «Весною 1889 года на средства отдела Николай Михайлович снаряжает в Кяхте караван и вступает в таинственную Монголию, чтобы отыскать знаменитый Каракорум, что ему удалось. Он вывез оттуда до 15 тысяч рунических знаков, рисунков, обломки и др. Открытие Ядринцева привлекло к себе внимание всего ученого мира».
Романов Н. С. Летопись города Иркутска. В.-С. кн. изд. Иркутск. 1993. с. 314
Фотограф-любитель Н.Герасимов работал в Иркутске в начале ХХ века. в редких фондах сохранились лишь единицы выполненных им снимков. Один из них «Портрет купца Н.Л. Родионова».
Благодаря фотографу мы знаем как выглядел этот замечательный человек, владелец уникальной библиотеки, друг знаменытых путешественников Пржевальского, Потанина, Семенова-Тян-Шанского, гениального Менделеева.
Известный фотограф портретист И. В. Булатов с 1902 года создал массу портретов иркутян: чиновников, купцов, воспитанников учебных заведений.
Портретное дело одно из самых сложных видов фотографического искусства. Оно требует от мастера не только больших знаний психологии человека, композиционного осмысления в процессе съемки, но и светового решения, подбора технических средств, оптики, светочувствительного материала.
Фотографы ранней поры при изготовлении портретов вынуждены были пользоваться примитивной аппаратурой, не оснащенной механизмом короткой выдержки, слабочувствительными материалами.
Только в конце ХIХ - начале ХХ веков на фотографическом рынке появились фотокамеры с автоматическими выдержками, набором оптики, высокочувствительные материалы.
Журнал «Фотографические новости» за 1914 год сообщал: «Акционерная компания «Кодак» выпустила особые светочувствительные пленки специально для портретной фотографии. Пленки Истмена покрыты очень мелкозернистой эмульсией, чувствительность которой по сенситометру Гуртера и Дриф-фильда достигает 400 ед.». У иркутских фотографов - портретистов появилась возможность покупать новые фотографические принадлежности и материалы в магазине «Кодак», открывшемся на Большой улице в начале ХХ века.
В своей книге «В поисках Минизини» Эльвира Каменщикова пишет: «В Иркутск по приглашению И. В. Булатова в 1905 году приезжают из Киева фотографы Густав Еннэ и Рому ал ьд Каупе. Первое время они работают у Булатова, Еннэ ретушером, а Каупе - съемщиком».
Каменщикова Эльвира. в поисках Минизини. Изд. Библиотека журнала «Камены». Иркутск. 2005. с. 20
Фотоателье Ромуальда Иосифовича Каупе открылось в Иркутске 21 июня 1908 года на улице Тихвинской (близ Большой). Он создал целую серию портретов иркутян, посетивших его салон в начале ХХ века.
Реклама владельца иркутского заведения Густава Еннэ «Художественная фотография» красовалась на угловом доме улиц Арсенальской и 6-й Солдатской и позже на 4-й Красноармейской, 3. Он создал фотографическое объединение, в котором работали его помощники, фотографы ретушеры: Г. Г. Еннэ, А. Г. Еннэ и К. Н. Зицерман.
Сто лет назад, в декабре 1908 года в Иркутске было создано Фотографическое общество, первым председателем которого стал учитель, фотограф-любитель Иннокентий Михайлович Портнягин. Это начинание объединило многих мастеров фотографии, всколыхнуло творческую инициативу увлеченных фотографическим делом людей. в городе стали активнее проходить выставки и конкурсы лучших работ, открылись курсы молодых фотографов.
Иннокентий Портнягин приехал с семьей из Забайкалья в 1903 году в Иркутск уже зрелым мастером художественной фотографии, портретистом. Работая учителем в различных заведениях города, он открыл свое ателье на 3-ей Солдатской улице в доме номер 39. Здесь же распологалось и правление Иркутского фотографического общества. Он много снимал портретов детей, купцов, крестьян, чиновников, священнослужителей, военных, каторжан - строителей Транссибирской магистрали.
Заведение иркутского мастера Дмитрия Николаевича Мамонова «Сибирская фотография» работало с 1891-го по 1927 годы в его усадьбе, расположенной вблизи Интендантского сада. Фотограф снимал портреты строителей Транссибирской магистрали, общественных и культурных деятелей, простых иркутян. Многочисленные стеклянные негативы, изготовленные Д. Н. Мамоновым, и павильонная деревянная фотокамера ХIХ века (18х24 см.) хранятся в фондах Музея истории города Иркутска.
На улице Ланинской, в доме Худякова в начале ХХ века работало фотографическое ателье «Воскресная фотография», владельцем которого был В.Арнольд. Он также много работал над портретной фотографией, но нам больше известны его фотографии зданий и улиц старого Иркутска.
Ателье владельца фотографического заведения А. Н. Осецкого находилось на 1-й Солдатской в доме 4.
А о фотографе М. И. Ярославцеве, владельце иркутского фотосалона, информация практически отсутствует. Известно только то, что его мастерство было высоко оценено, об этом говорят четыре медали, полученные на различных выставках. Ему принадлежит снимок «Портрет девушки». О других его работах ничего неизвестно.
Фамилия иркутских фотографов братьев Жутеевых была известна в начале ХХ века. Первое сообщение об открытии фотографии «Жутеев и компания» на Большой улице в доме Никитина появилось в печати 2 ноября 1906 года. Хозяином ее стал старший, И. С. Жутеев. Ему принадлежат фотографии: «Плашкоут на Ангаре. 1900 г.», «На перекрестке Большой, Ивановской и Пестеревской улиц», «Торжественное открытие памятника императору Александру III. 1908 г.», «Амурские ворота. 1909 г.», «Дом Е. Н. Кузнецовой. 1910 г.» и другие.
Но до нас дошли портреты, выполненные его младшим братом П. С. Жутеевым. Его ателье принимало клиентов в Иркутске с 1919-го по 1925 годы на углу 6-й Солдатской и Арсенальской в доме Кудрявцева. Этому фотографу принадлежат многочисленные портреты иркутян, а также снимки первых велосипедистов.
Нынешнее поколение фотографов создает прекрасные портреты наших современников, оставляя их образы для будущих поколений.
Фрагмент из книги Рудольфа Берестенева Яркий почерк светописцев. Фотообразы времени"
На сайте "Прибайкалье" (www.pribaikal.ru)
фотографии и текст публикуются с разрешения автора книги
По вопросам приобретения книги:
Адрес: Иркутск, ул. Пушкина 32, «Анком»
Тел.: (3952) 510510
E-mail: av@ankom.ru