Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Градостроительная политика Иркутска: 2009 год

Ресурс или проблема?

Иркутская региональная организация Союза архитекторов России, представители академической и вузовской науки, профессиональная общественность на протяжении последнего десятилетия постоянно высказывали свою озабоченность негативной градостроительной политикой, проводимой администрацией города Иркутска. Она выражалась в том, что средовая деревянная застройка, вопреки здравому смыслу и действующему законодательству, но в интересах частных инвесторов, лишалась статуса «выявленных объектов культурного наследия» и уничтожалась. Сносились даже стоящие на государственной охране памятники деревянного зодчество, в целях высвобождения площадок под новое строительство. Совсем недавние примеры: Сурикова, 9; Дзержинского, 42; Володарского, 3; Софьи Перовской, 15.

Многолетние попытки убедить руководство города в том, что историческое наследие иркутской деревянной архитектуры – не только памятники, но также и рядовая, фоновая застройка – является незаменимой ценностью российской культуры, и даже объектом мирового значения, оказывались безрезультативными. Все предложения к мэрии принять решение о том, что на месте сгоревшего памятника или входящего в его окружение средового сооружения, может быть восстановлено исключительно то же самое здание – игнорировались. Критика предложений руководства города перенести памятники деревянного зодчества в несколько «архитектурных резерваций», а расчищенную от них территорию центра города застроить современными многоэтажными домостроениями – оставалась не услышанной.

В июле с.г. «ВостокСиб-Академцентр» – региональный академический научно-творческий и проектный центр Российской академии архитектуры и строительных наук выступил инициатором проведения серии экспертных семинаров по актуальным проблемам градостроительной политики в Иркутском регионе. К участию были приглашены ведущие специалисты, ученые, политики, руководители проектных институтов, эксперты по отдельным вопросам.

Наиболее пристальное внимание было направлено на три ключевые для нашего региона темы:

1. Агломерационные процессы (агломерация контактно-расположенных городов Иркутск – Ангарск – Шелехов. 

2. Байкальск и проблемы монопрофильных городов Иркутской области.

3. Историко-культурное наследие Иркутска.

Агломерационные процессы (агломерация городов Иркутск – Ангарск – Шелехов)

Факт, который сложно отрицать, – агломерация реально существует. Каждый день около 19 тысяч жителей из Шелехова и 20 тысяч из Ангарска едут в Иркутск и обратно на работу, учебу, в кино, в баню, на дискотеки. Подобные ежедневные маятниковые миграции – характерный признак сложившейся агломерационной структуры. Но, несмотря на этот очевидный факт, агломерация все же не существует, так как в документах территориального планирования она не узаконена и в реальных организационно-управленческих формах официально не закреплена.

Необходимо разработать единую схему территориального планирования собственно агломерации (в рамках схемы территориального планирования Иркутской области).

Предусмотреть:

– единую функционализацию территории,

– резервирование территории  под будущие общие инфраструктурные проекты,

– например, под индустриальные парки, которые сегодня невозможны, но в будущем будут реализованы, и земли под ними не должны быть растащены за годы кризиса;

– под зоны подземного водозабора, которые не должны быть застроены дачами,

– под единые межмуниципальные проекты очистки бытовых стоков, которые должны быть увязаны с размещением рекреаций,

– под формирование рациональной межгородской дорожной сети, не исключающее в будущем возможности строительства трасс скоростной связи (например, скоростного трамвая и т.п.).

Проекты устройства технической, инженерной, рекреационной и иной инфраструктуры, проекты повышения качества городской среды для контактно-расположенных городов Иркутска, Ангарска и Шелехова не имеют права быть «изолированными», «отдельными». Потому, что на раздельное осуществление проектов тратятся лишние деньги. А результат получается малоэффективным.

Агломерация – это, прежде всего, новый тип управления территориями, вызванный переходом от советской формы управления к рыночной, в результате которого местная власть в стремлении обрести максимально полную самостоятельность, «окуклилась» в своем мировосприятии и своих локальных действиях. А областная – оказалась законодательно лишена возможности влиять на местную, в целях «сборки» муниципалитетов на выполнение единых территориальных программ.

Агломерация – такой тип управления территориями, когда между уровнем федерального управления (субъекта федерации) и местного самоуправления (муниципалитетами) формируется промежуточный уровень – соорганизующий местные самоуправления и губернскую власть. Этот уровень законодательно позволяет координировать усилия и финансовые средства муниципалитетов и федеральной власти на решение общих задач, осуществлять контроль над использованием средств и над качеством исполнения.

Цель проекта агломерации – повышение конкурентоспособности региона. Три города, как единая зона развития качества жизни, значительно привлекательнее и для людей, и для инвесторов в условиях конкуренции городов, нежели каждый в отдельности.

Отдельная и очень непростая тема – новый аэропорт. Поздняково – площадка для аэропорта неудачная и абсолютно нереалистичная. Это тот случай, когда политический вопрос сильно препятствует вопросам хозяйственно-экономическим.

Проблема монопрофильных городов Иркутской области

Монопрофильняе города – поселения возводимые подле одного градообразующего предприятия. Их судьба, безусловно, не проблема одного только Иркутского региона. Это проблема 500 подобных «монофункциональных» городов в России.

И, как правило, это не только вопрос судьбы технологически устаревшего, подчас вредного производства, на инженерной инфраструктуре которого «висит» городская инфраструктура (теплоснабжение, очистные и т.п.). Это проблема «перепрофилирования» населения.

Необходимо не только в каждом конкретном случае решать вопросы утилизации производства и его отходов (рекультивация территорий, определение возможностей инновационного использования производственных площадей, разработка стратегии реформирования городской инфраструктуры и т.п.), но и осуществлять социокультурные проекты по «жизнеустройству» населения.

В отношении Байкальска необходимо разработать «эталонную» программу «перепрофилирования города», чтобы она служила образцом для осуществления подобного типа работ по изменению качества жизни во всех остальных «монопрофильных» городах России.

Для любого города самое главное – это такая городская среда, которая воспринимается его жителями как комфортная (собственно, это и является «качеством среды»), а также возможность людей самовыражаться в жизни и работе (это приносит «ощущение удовлетворенности»). В современном мире именно качество населения (это называется «человеческий капитал») и качество городской среды определяют инновационный потенциал населенного места или региона. Инфраструктурная обеспеченность региона, эффективность и технологичность экономики – очень важны, но оцениваются только лишь как вторичные.

Задачи повышения качества среды обитания и человеческого капитала не ставились и не решались в советский период. Основным было, прежде всего, наращивание производственного потенциала и усиление градообразующей базы. Подобное представление до сих пор остается определяющим в менталитете современного городского менеджмента.

Причины оттока населения:

– поиск интересной работы в интеллектуальных, креативных  сферах деятельности;

– поиск мест обитания со сбалансированными условиями оплаты труда и затратами на жизнеобеспечение;

– поиск мест, обеспечивающих возможность самореализации

– поиск мест, обеспечивающих личную безопасность и свободу коммуникаций.

Политика местной власти, основная цель городской экономической стратегии должны быть направлены на:

– повышение эффективности городских ресурсов;

– переход к инновационной экономике и экономике услуг;

– повышение «креативности» городов («креативные города» – те, в которых мотивом для жизни и работы является самореализация, интерес, утверждение индивидуальности, личного статуса и персональных амбиций);

– улучшение условий жизни горожан, в своем большинстве переставших быть работниками промышленных предприятий.

В логике этой стратегии необходимо кардинальное изменение городской политики, менталитета городского руководства, изменение ценностей в оценке эффективности городского управления. Это своеобразная «реструктуризация активов» (в том числе и интеллектуальных).

Историко-культурное наследие Иркутска

До сих пор для городских властей приоритетным было и, к сожалению, остается осуществление административных, финансовых, ресурсных и прочих вложений в отрасль (например, строительную), а не в городскую историческую среду. Городская власть не понимает ценности исторической среды и воспринимает ее лишь как плацдарм под новое строительство. Стремление к повышению «качества городской среды» направлено лишь на стремление снести ветхое жилище или перенести в какую-нибудь музейную зону для того, чтобы возвести на его месте новые современные домостроения.

Главная для Иркутска проблема – неукоснительное исполнение градостроительной документации. Необходимо превратить Иркутск в общероссийский образец умного и твердого градостроительного регулирования, в сложных условиях деградирующей исторической среды.

Для этого необходимо прекратить такое «развитие» города, при котором старое беспощадно уничтожается новым. Необходимо реабилитировать уникальный мелкий масштаб и редчайший декор деревянной застройки. Причем реанимировать не просто отдельные здания-памятники (находящиеся, как правило, в чуждом окружении новостроек), а восстановить целостные фрагменты деревянной среды, сохранить функции жилья, мелкого обслуживания, индивидуального ремесленного предпринимательства и т.п.

Превратить Иркутск в полигон отработки государственной градостроительной политики для решения проблем исторического города, типичных для многих региональных центров.

В генеральном плане Иркутска приняты решения по оптимизации функционирования всей планировочной структуры города. Для частичного выноса ряда функций за пределы исторического центра были специально зарезервированы территории. Вынос обеспечивал ослабление давления торговых, офисных, административных и других функций на историческую часть.

Сейчас, в условиях кризиса, вряд ли возможно быстрое практическое воплощение этого решения. Поэтому предлагается на несколько лет ввести мораторий на застройку всей центральной исторической части города. За это время обеспечить непреклонный надзор над исполнением Проекта зон охраны, разобраться в незаконных землеотводах и самовольных застройках, окончательно решить все вопросы с транспортной схемой в центральной части, расширить количество пешеходных зон, определить их конкретные места и т.п.

Но, что самое важное, провести проектную работу по «комплексной реабилитации объектов культурного наследия в границах «достопримечательного места». Эта работа позволит наметить места перемещения памятников культурного наследия, которые сегодня определены для «переноса» (но никто не знает, куда их следует переносить)

Осуществить кадровое укрепление Службы по сохранению объектов культурного наследия Иркутской области, которая за последние годы вывела из списка вновь выявленных памятников 250 объектов. И не ввела ни одного (?!). Служба должна охранять, а не уничтожать!

Необходим жесткий контроль государственной власти (в лице субъекта Федерации) над использованием федеральных средств органами местного самоуправления. Над «закладыванием» денег в бюджеты будущих работ. А это значит – над разработкой градостроительной документации всех уровней.

Исторический центр Иркутска – один из ключевых ресурсов развития города. Его реконструкция – важнейшее направление. Новая градостроительная политика должна быть основана на переходе от стратегии регулирования притока инвестиций к стратегиям реструктуризации активов – выделению самых ценных активов и работе по их капитализации. Историческая среда является ценнейшим активом. Ее регенерация с сохранением функций жилья, мелкого обслуживания, ремесленничества; с сохранением индивидуального усадебного типа застройки – способно дать приток мелких, но множественных частных инвестиций в реконструкцию исторической городской среды. Подобная направленность способна повысить капитализацию и территории, и недвижимости.

Необходимо прекратить старую градостроительную политику, при которой повышение капитализации территории исторических центров городов связывается исключительно с заменой старого неблагоустроенного жилого фонда на современные благоустроенные дома и крупные объекты обслуживания (торговые, офисные центры, гаражные кооперативы и т.п.). Необходим запуск процесса инвестирования в качество городской среды в целом, а не по отдельным объектам. Причем с обязательным сохранением внешнего облика старых зданий, их размеров, декоративного убранства, дерева как строительного материала, усадебного типа расположения на  территории, объемов озеленения и т.п. – всего того, что определяет качество исторической среды.

Причем формирование новой градостроительной политики в отношении исторических центров городов должно быть направленно не только на реабилитацию отдельных зданий-памятников, а на восстановление целостных фрагментов деревянной среды с сохранением традиционных функций (жилой, обслуживания, индивидуального предпринимательства) и усилением современных функций (повседневного отдыха и досуга, самореализации, самодеятельности и т.п.).

Работа с природным и культурным наследием городов и региона в целом есть способ восстановления уникальных локальных преимуществ территорий. В современном мире, локальные культурные особенности –  объекты культурного наследия, традиции, памятники являются основой для развития экономики и повышения оценки качества среды и жизни.

 

журнал "проект байкал/project baikal"
№21 2009 год стр. 64-65