Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Архиву Усольского районного Совета исполнилось 76 лет

Хранилищу истины - 76 лет

Райархив Усольского районного Со­вета был создан в январе 1935 года. Первыми заведующими были К.Н.Грозина, А.А.Гредасова, Е.И.Бархатова. В марте 1937 года было «описано единиц хранения 773, не описано 500 единиц или иначе 900 кг». Документы хранились в амбаре. А архивист ютил­ся в холодном не отапливаемом поме­щении-кладовке около входной двери. Затем архивы поступили в подчинение НКВД.

С 1956 года районный архив преобра­зован в городской государственный архив. В 1956-1960 годы заведующими архивом работали Н.Смелая, А.П.Котляр, В.Н.Гряз- нова. В целях совершенствования сети го­сударственных архивных учреждений об­ласти в городе Усолье-Сибирское был создан филиал Иркутского областного го­сударственного архива. В период с 1961 по 1971 годы директорами Усолье-Сибирского филиала были: М.В.Фолина, Л.Ватрасова, В.Мартыновская, Л.А.Жигарева. С 1971 года его возглавляла Н.П.Никитина. Она выучила и подготовила молодое по­коление архивистов, ей присвоено звание «Отличник архивного дела СССР». В 1986 году архив получил новое специальное здание. В 2004 году филиал областного государственного учреждения «Государ­ственный архив Иркутской области» был ликвидирован и в соответствии с Феде­ральным законом «Об организации дея­тельности местного самоуправления» со­здано муниципальное учреждение «Муни­ципальный архив» города Усолье-Сибирское.

Для соблюдения всех условий по со­хранности архивных документов прежде всего очень важно иметь хорошую мате­риально техническую базу. Тысячи запро­сов граждан, а в архиве не было ни одно­го компьютера, имелся старый допотопный ксерокс и архивная печатная машинка. Пожарно-охранная сигнализация совер­шенно устарела и практически находилась в аварийном состоянии, поступали ежегод­ные акты охранного и пожарного надзора о ее замене. 20 лет капитально не ремон­тировалась система отепления. В здании было очень холодно, серо, неуютно, крыша протекала. Стеллажное оборудование даже деревянное, дела закартонированы на 40 процентов, отсутствовали современные автоматические приборы для измерения температуры и влажности воздуха. В ар­хиве создалась чрезвычайная ситуация по хранению архивных документов. А из-за отсутствия площадей документы лежали на полу в коридорах. За шесть лет деятель­ности МУ «Муниципальный архив» про­изошли значительные изменения. Финан­сирование архива за 2006-2008 годы, до периода оптимизации средств, в котором мы живем сейчас, позволило решить мно­гие проблемы материально-технического обеспечения архивной отрасли. За это время площади архива увеличились в два раза (780 кв.м), мы имеем два здания, ка­питально отремонтированных. Однако про­цесс ликвидации и банкротства органи­заций все продолжается. И скоро резер­вные площади тоже заполнятся, хотя рас­считывали на 10 лет. С 2004 года количе­ство хранящихся документов увеличилось почти в три раза. Сегодня в архиве 84000 единиц хранения или дел архивных доку­ментов. По объему документов наш архив второй в области, после города Братска.

Все документы закартонированы, то есть уложены в коробки и зашифрованы в со­ответствии с фондом, описью и их расположением в фонде. Они хранятся на ме­таллических стеллажах, длиной более двух километров.

Сегодня каждый архивист обеспечен компьютером, оргтехникой. Ведутся и еже­годно обновляются тематические базы данных. Это ТБ по переименованию и наи­менованию улиц города Усолье-Сибирское, по отводу земельных участков частно­му сектору, под промышленную зону и строительство социальной инфраструкту­ры (школ, дошкольных учреждений, боль­ниц, учреждений культуры и спорта и дру­гих социальных объектов), опеке и попе­чительству, награждению, ликвидированных организаций, научно-справочному аппара­ту. И основная база ПК «Архивный фонд», в которой 131 фонд, а фонд № 3-Л архи­вная коллекция документов по личному со­ставу ликвидированных предприятий вклю­чает еще 137 организаций. Число фондов за шесть лет увеличилось в два раза.

Компьютерное оснащение, создание локальной сети и выход в Интернет, элек­тронная почта позволили нам обеспечить системную оперативную работу с органи­зациями-источниками комплектования МУ «Муниципальный архив», своевременно оказывать им методическую и практичес­кую помощь. Сегодня мы уже иной не представляем работу с 46 источниками комплектования архива, это совершенно другой уровень. Формируется электронный тематический каталог по фонду Р-1: ад­министрация муниципального образования г. Усолье-Сибирское. В 2008, 2010 годах на базе МУ «Муниципальный архив» про­водились областные совещания-семинары по укреплению материально-технической базы и созданию автоматизированных ин­формационных ресурсов архивных учреж­дений, конвертации третьей версии и вне­дрению четвертой версии ПК «Архивный фонд». Около 60 руководителей архивной службы городов и районов области, работ­ники областного агентства посетили наш архив. На нашей базе по внедрению чет­вертой версии ПК «Архивный фонд» обу­чались все архивисты области. Отзывы были очень хорошие. Сейчас мы готовим информационные документы на сайт МУ «Муниципальный архив». Хотим обеспечить население информацией о составе фон­дов архива, как сделать запрос и что для этого нужно. Как и по всей стране идет подготовка к выполнению муниципальных услуг по сети Интернета. Введена про­грамма по регистрации социально-право­вых и тематических запросов и ответов на них. За счет компьютерных технологий по­высился уровень технической обработки и качество подготовки архивных справок и ответов по социально-правовым, темати­ческим запросам. Число запросов соци­ально-правового характера ежегодно ра­стет, что непосредственно отражает соци­альную обстановку в стране. Много зап­росов связано с назначением и переофор­млением пенсий, социальных льгот, с вы­купом земельных участков в собственность в результате «дачной реформы», привати­зацией, оформлением права собственнос­ти на имущество, жилье, земельные участ­ки, переименованием учреждений и сме­ной форм собственности. Количество зап­росов граждан за шесть лет увеличилось в пять раз, сегодня в год мы выполняем их около 5000. Низкий процент отрицатель­ных ответов, однако, они есть. В письмах люди пишут и говорят: «Прошу выслать мне справку для начисления трудовой пенсии по старости», «от вашего отношения ко мне будет зависеть вся долгая или короткая, нищенская или более-менее сносная ос­тавшаяся старая жизнь». Они надеются на нас. А мы порою им и помочь не можем из-за отсутствия необходимых документов. Я думаю, эти слова горести и надежды должны всегда помнить те кадровики, бух­галтера и руководители организаций, от которых зависит правильное ведение и учет документов и их сохранность, чтобы их пенсионеры не плакали и не страдали в старости. Начались проблемы и у быв­ших работников ООО «Усольехимпром» и ОАО «Усолье-Сибирский химико-фарма­цевтический завод». Им не дают нужных справок и направляют в МУ «Муниципаль­ный архив», хотя документы по личному составу находятся на предприятиях. По­ясняют, что они не правопреемники. Это что-то новое. ООО «Продтовары», находя­щееся в здании ГАИ, повесило объявле­ние, что все документы находятся в архи­ве, однако никто их в МУ «Муниципальный архив» не сдавал. Нужно прекратить изде­ваться над вашими бывшими работника­ми, гонять их за справками из одного кон­ца города в другой. Нам придется по это­му поводу обратиться в прокуратуру, фак­тов уже достаточно. Мы всем посетителям, кому не дают документов по зарплате, ста­жу, переименованию организации, совету­ем обращаться в прокуратуру и суд. Их права, определенные Конституцией и Фе­деральными законами Российской Феде­рации, нарушаются. Руководители этих предприятий должны подготовить докумен­ты государственной собственности в со­ответствии с требованиями Правил, утвер­жденных Министерством юстиции РФ, и сдать их в МУ «Муниципальный архив».

Специалистами архива ведется разъяс­нительная работа по вопросам местона­хождения документов по личному составу. За 20 лет разделения и изменения форм собственности мы пожинаем плоды боль­шой безответственности к судьбам людей в виде утраты огромного количества до­кументов по личному составу, которые не­обходимы для подтверждения трудовых отношений работника и работодателя при назначении пенсии или пособия.

 

В.Б.Сокольникова, директор МУ «Муниципальный архив»

Окончание в следующем номере.

Газета "Усольские новости" № 10 (856)
от 10 марта 2011 года