Архиву Усольского районного Совета исполнилось 76 лет
Категория: Усольский район : О районе
Предыдущая статья | Следующая статья
Хранилищу истины - 76 лет
Райархив Усольского районного Совета был создан в январе 1935 года. Первыми заведующими были К.Н.Грозина, А.А.Гредасова, Е.И.Бархатова. В марте 1937 года было «описано единиц хранения 773, не описано 500 единиц или иначе 900 кг». Документы хранились в амбаре. А архивист ютился в холодном не отапливаемом помещении-кладовке около входной двери. Затем архивы поступили в подчинение НКВД.
С 1956 года районный архив преобразован в городской государственный архив. В 1956-1960 годы заведующими архивом работали Н.Смелая, А.П.Котляр, В.Н.Гряз- нова. В целях совершенствования сети государственных архивных учреждений области в городе Усолье-Сибирское был создан филиал Иркутского областного государственного архива. В период с 1961 по 1971 годы директорами Усолье-Сибирского филиала были: М.В.Фолина, Л.Ватрасова, В.Мартыновская, Л.А.Жигарева. С 1971 года его возглавляла Н.П.Никитина. Она выучила и подготовила молодое поколение архивистов, ей присвоено звание «Отличник архивного дела СССР». В 1986 году архив получил новое специальное здание. В 2004 году филиал областного государственного учреждения «Государственный архив Иркутской области» был ликвидирован и в соответствии с Федеральным законом «Об организации деятельности местного самоуправления» создано муниципальное учреждение «Муниципальный архив» города Усолье-Сибирское.
Для соблюдения всех условий по сохранности архивных документов прежде всего очень важно иметь хорошую материально техническую базу. Тысячи запросов граждан, а в архиве не было ни одного компьютера, имелся старый допотопный ксерокс и архивная печатная машинка. Пожарно-охранная сигнализация совершенно устарела и практически находилась в аварийном состоянии, поступали ежегодные акты охранного и пожарного надзора о ее замене. 20 лет капитально не ремонтировалась система отепления. В здании было очень холодно, серо, неуютно, крыша протекала. Стеллажное оборудование даже деревянное, дела закартонированы на 40 процентов, отсутствовали современные автоматические приборы для измерения температуры и влажности воздуха. В архиве создалась чрезвычайная ситуация по хранению архивных документов. А из-за отсутствия площадей документы лежали на полу в коридорах. За шесть лет деятельности МУ «Муниципальный архив» произошли значительные изменения. Финансирование архива за 2006-2008 годы, до периода оптимизации средств, в котором мы живем сейчас, позволило решить многие проблемы материально-технического обеспечения архивной отрасли. За это время площади архива увеличились в два раза (780 кв.м), мы имеем два здания, капитально отремонтированных. Однако процесс ликвидации и банкротства организаций все продолжается. И скоро резервные площади тоже заполнятся, хотя рассчитывали на 10 лет. С 2004 года количество хранящихся документов увеличилось почти в три раза. Сегодня в архиве 84000 единиц хранения или дел архивных документов. По объему документов наш архив второй в области, после города Братска.
Все документы закартонированы, то есть уложены в коробки и зашифрованы в соответствии с фондом, описью и их расположением в фонде. Они хранятся на металлических стеллажах, длиной более двух километров.
Сегодня каждый архивист обеспечен компьютером, оргтехникой. Ведутся и ежегодно обновляются тематические базы данных. Это ТБ по переименованию и наименованию улиц города Усолье-Сибирское, по отводу земельных участков частному сектору, под промышленную зону и строительство социальной инфраструктуры (школ, дошкольных учреждений, больниц, учреждений культуры и спорта и других социальных объектов), опеке и попечительству, награждению, ликвидированных организаций, научно-справочному аппарату. И основная база ПК «Архивный фонд», в которой 131 фонд, а фонд № 3-Л архивная коллекция документов по личному составу ликвидированных предприятий включает еще 137 организаций. Число фондов за шесть лет увеличилось в два раза.
Компьютерное оснащение, создание локальной сети и выход в Интернет, электронная почта позволили нам обеспечить системную оперативную работу с организациями-источниками комплектования МУ «Муниципальный архив», своевременно оказывать им методическую и практическую помощь. Сегодня мы уже иной не представляем работу с 46 источниками комплектования архива, это совершенно другой уровень. Формируется электронный тематический каталог по фонду Р-1: администрация муниципального образования г. Усолье-Сибирское. В 2008, 2010 годах на базе МУ «Муниципальный архив» проводились областные совещания-семинары по укреплению материально-технической базы и созданию автоматизированных информационных ресурсов архивных учреждений, конвертации третьей версии и внедрению четвертой версии ПК «Архивный фонд». Около 60 руководителей архивной службы городов и районов области, работники областного агентства посетили наш архив. На нашей базе по внедрению четвертой версии ПК «Архивный фонд» обучались все архивисты области. Отзывы были очень хорошие. Сейчас мы готовим информационные документы на сайт МУ «Муниципальный архив». Хотим обеспечить население информацией о составе фондов архива, как сделать запрос и что для этого нужно. Как и по всей стране идет подготовка к выполнению муниципальных услуг по сети Интернета. Введена программа по регистрации социально-правовых и тематических запросов и ответов на них. За счет компьютерных технологий повысился уровень технической обработки и качество подготовки архивных справок и ответов по социально-правовым, тематическим запросам. Число запросов социально-правового характера ежегодно растет, что непосредственно отражает социальную обстановку в стране. Много запросов связано с назначением и переоформлением пенсий, социальных льгот, с выкупом земельных участков в собственность в результате «дачной реформы», приватизацией, оформлением права собственности на имущество, жилье, земельные участки, переименованием учреждений и сменой форм собственности. Количество запросов граждан за шесть лет увеличилось в пять раз, сегодня в год мы выполняем их около 5000. Низкий процент отрицательных ответов, однако, они есть. В письмах люди пишут и говорят: «Прошу выслать мне справку для начисления трудовой пенсии по старости», «от вашего отношения ко мне будет зависеть вся долгая или короткая, нищенская или более-менее сносная оставшаяся старая жизнь». Они надеются на нас. А мы порою им и помочь не можем из-за отсутствия необходимых документов. Я думаю, эти слова горести и надежды должны всегда помнить те кадровики, бухгалтера и руководители организаций, от которых зависит правильное ведение и учет документов и их сохранность, чтобы их пенсионеры не плакали и не страдали в старости. Начались проблемы и у бывших работников ООО «Усольехимпром» и ОАО «Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод». Им не дают нужных справок и направляют в МУ «Муниципальный архив», хотя документы по личному составу находятся на предприятиях. Поясняют, что они не правопреемники. Это что-то новое. ООО «Продтовары», находящееся в здании ГАИ, повесило объявление, что все документы находятся в архиве, однако никто их в МУ «Муниципальный архив» не сдавал. Нужно прекратить издеваться над вашими бывшими работниками, гонять их за справками из одного конца города в другой. Нам придется по этому поводу обратиться в прокуратуру, фактов уже достаточно. Мы всем посетителям, кому не дают документов по зарплате, стажу, переименованию организации, советуем обращаться в прокуратуру и суд. Их права, определенные Конституцией и Федеральными законами Российской Федерации, нарушаются. Руководители этих предприятий должны подготовить документы государственной собственности в соответствии с требованиями Правил, утвержденных Министерством юстиции РФ, и сдать их в МУ «Муниципальный архив».
Специалистами архива ведется разъяснительная работа по вопросам местонахождения документов по личному составу. За 20 лет разделения и изменения форм собственности мы пожинаем плоды большой безответственности к судьбам людей в виде утраты огромного количества документов по личному составу, которые необходимы для подтверждения трудовых отношений работника и работодателя при назначении пенсии или пособия.
В.Б.Сокольникова, директор МУ «Муниципальный архив»
Окончание в следующем номере.
Газета "Усольские новости" № 10 (856)
от 10 марта 2011 года