Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

В Усольском районе прошла XVII отчетно-выборная конференция Усольского районного отделения Иркутской областной общественной организации охотников и рыболовов

отец и сын Валерий и Роман Крыловы, добывшие двух волков

Хобби

Казалось бы, ну какая мо­жет быть охота в наших вырубленныхи неоднократно горевших лесах? Только и остается петь: «Здесь птицы не поют...» А вот и нет! И пти­цы поют, и зверье водится. В этом я убедился на XVII отчетно-выборной конферен­ции Усольского районного отделения Иркутской облас­тной общественной органи­зации охотников и рыболо­вов, на которой присутствовало 67 делегатов из первич­ных коллективов.

С отчетным докладом высту­пил председатель общества Александр Пономарев. Кстати, придя на конференцию, я гла­зам своим не поверил. Люди, с которыми я знаком не один де­сяток лет, оказывается, охотни­ки и рыбаки, да еще и заядлые! Художник Анатолий Скопцов, бывший директор сользавода Леонид Кожевников и другие. Так что, охота не просто есть, а охота хорошая. И наше охотрыболовобщество одно из лучших в регионе. Недаром оно суме­ло в трудные годы не только сохранить свой потенциал, но и значительно увеличить свою численность и финансово-хозяйственные показатели. Се­годня членами общества явля­ются 3200 человек. Все члены общества объединены в 53 первичных коллектива, 33 из которых находятся в городе, ос­тальные в районе. Среди ста­бильно работающих охотколлективов: «Красный камень» - председатель Василий Рогов, «Ягаты» - Виктор Иванов, «Объединенный сельский кол­лектив «Рысь» - Роман Крылов, «Русичи» - Александр Иванов­ский, «Сатурн» - Сергей Борищук. Продолжается работа в секции стрелкового спорта - руководитель Владимир Стригалев и охотничьего собаковод­ства - кинолог Марина Болгова. Никогда бы не подумал, пос­ле того как кончили Крюковку, что существует и благополучно развивается секция прудового хозяйства, которая своими си­лами обеспечивает сохранность ранее созданных искусственных водоемов и их зарыбление. Это водоемы в Тельме, Большой Елани, Целотах, Жилкино.

Браконьер, он и в Африке браконьер

Хотя на сегодняшний день общая площадь закрепленных охотничьих угодий составляет 555 тысяч гектаров, находящих­ся в долгосрочной аренде на право пользования объектами животного мира, сроком на 25 лет, значительная часть этих уго­дий потеряла свою ценность для охоты. Особенно пагубно сказывается вырубка лесов в местах глухариных токов, местах отела и роста молодняка копыт­ных, местах зимних концентра­ций животных. В полной мере это относится к местам, где про­водится добыча полезных иско­паемых, в частности каменного угля в районе села Раздолье.

Охотники неоднократно выс­казывали свои претензии к организациям, занимающимся распределением лесных ресур­сов, полезных ископаемых, кото­рые не считают нужным согласовывать свою деятельность с охотпользователями, и этим на­носят непоправимый ущерб среде обитания диких живот­ных. С 2002 года общественные инспекторы лишены законного права охранять свои угодья от браконьеров. На сегодняшний день на четыре района, в том числе и Усольский, закреплен один инспектор службы охраны и рационального использования объектов животного мира. Ну как он может эффективно рабо­тать на площади, равной иному европейскому государству? Тем более учитывая сегодняшнюю техническую оснащенность бра­коньеров, имеющих мотопарап­ланы, дельтапланы, мощные вез­деходы.

Как сказал председатель об­щества Александр Пономарев: «Статус егерей общественных объединений сегодня совер­шенно утерян. А раньше они были хозяевами в лесу. Суды зачастую привлекают к ответ­ственности самих егерей, по их мнению, неправильно задержав­ших браконьеров. А между тем егерями и другими штатными работниками и членами коллек­тивов, кроме борьбы с брако­ньерами, регулярно ведется борьба с вредными животными. Уничтожено 24 волка, 256 бро­дячих собак и кошек и более 800 ворон, которые очень силь­но наносят ущерб животному миру грызунов, птенцов, мелких животных. Борьба с волками могла быть более эффективной, не будь запрета на применение ядохимикатов. А ведь раньше таким способом уничтожалось около 80 процентов всех добы­тых хищников. Плохо сказыва­ется и то, что администрация области прекратила выплату премий за добытого волка. Правление Усольского обще­ства, понимая тот вред, который наносят волки, определило пре­мию за каждого убитого хищни­ка в размере пяти тысяч руб­лей. Получается, любители- охотники понимают проблемы, связанные с использованием охотугодий, а государство и ре­гиональное правительство - нет.

Но в наших угодьях еще со­храняется промысловая числен­ность косули, боровой дичи. Еще можно добыть таких крупных животных как медведь, лось, изюбрь, кабан. Во многом это благодаря тем биотехническим работам, которые проводятся силами членов охотобщества. Ими ежегодно заготавливаются и закупаются корма, устроено 232 солонца, 156 кормушек, 176 галечников и 62 подкормочные площадки. Ежегодно проводят­ся учетные работы по глухарю, тетереву на току, вальдшнепа на «тяге», ондатры. К сожалению, наблюдается некоторое сниже­ние численности лося, косули, мелких пушных видов, таких как белка, колонок, заяц-беляк, со­боль. В то же время наблюда­ется небольшой рост численно­сти изюбра, кабана, кабарги, бо­ровой дичи.

Ловись, рыбка, большая и маленькая!

Чем-чем, но рыбалкой Иркут­ская область славилась всегда. Есть рыба в Ангаре и сегодня. Но, как говорят сами рыбаки, - и рыбка уж не та, и ловится она не так, как раньше. И виной этому, прежде всего, мы сами. Посмот­рите, что делается на берегах реки Ангары в городской и про­мышленных зонах. Все берега рек захламлены, промстоки, да и элементарных бытовых отходов хватает. Общество подготовило пакет документов для получения в долгосрочную аренду водную акваторию по реке Ангаре. Но, согласно законодательству, на арендатора налагаются обязан­ности по содержанию водоемов и береговой линии в должном порядке. А вот это-то охотникам и рыбакам не под силу. Но зато силами первичных коллективов поселков Тельма, Большая Елань, Жилкино, Целоты проведено за­рыбление своих водоемов.

Весной, после схода льда, будет проведено обследование водоемов, чтобы узнать, как чув­ствует себя молодь.

А после отчетного доклада началось самое интересное. Охотники и рыболовы, члены об­щества и гости конференции де­лились опытом работы, рассказы­вали о своих проблемах и удачах. Было очень много выступлений, посвященных вырубке лесов и лесным пожарам, всесилию осна­щенных по последнему слову тех­ники браконьеров и безразличию власти к вопросам, связанным с природой. О том, что ягодники и шишкари являются подлинным бичом для тайги. В прениях выс­тупили егерь Владимир Былков, государственный инспектор по охране и использованию живот­ного мира Андрей Графеев, быв­ший начальник Байкало-Ленского заповедника, а теперь белоре- ченец Александр Заяц, председа­тели первичек и активисты обще­ства. Все выступающие почти единогласно заявляли, что «у го­сударства нет денег на охрану охотничьих угодий, отсюда охота с воздуха и с фарами с джипов на беременных самок и молодняк. Отсюда огромное количество не­суразиц в существующем зако­нодательстве».

Но я недаром начал свою ста­тью со слов, что леса Усольского района еще дают возможность для охоты, а реки и пруды - для рыбалки. За отчетный период членами общества добыто: 34 лося, 54 изюбра, 172 косули, 63 кабарги, более тысячи зайца-бе­ляка, глухари, тетерева, рябчики, более 10 тысяч единиц водопла­вающей дичи.

Наши леса и реки еще бога­ты и птицей, и дичью, а реки - рыбой. Сохранить все это богат­ство для наших потомков - одна из задач членов Усольской орга­низации охотников и рыболовов.

 

А.Ильинский

Газета «Усольские новости» № 11 (857)
от 17 марта 2011года