Семинар «Патриотическое воспитание в учреждениях культуры клубного типа» прошел в Тайшетском районе
Категория: Тайшетский район : О районе
Предыдущая статья | Следующая статья
Мы живем в очень сложное время, когда отклонения становятся нормой. Считается нормальным любой ценой уклониться от службы в армии (и на то, к сожалению, есть основательные причины), не заводить детей ради материальных благ. Мы начинаем спокойно относиться к открытию сиротских приютов для детей при живых родителях. В период вседозволенности и «полной свободы» на наше общество обрушился шквал разношерстной безвкусицы, а порой и аморальной продукции, индустрия массовой культуры работает на полную мощность и вторгается в каждый дом с «помощью» телерадиовещания. Эстрада словно превратилась в большой кабак, где звучат в угоду «новым русским» песни, не отвечающие высокому вкусу. Все это не могло не отразиться на подрастающем поколении. И как следствие – безнравственность, преступность, наркомания. Взрослые в ответе за юное поколение. И об этом должны помнить родители, школа, учреждения культуры. На сегодняшний день всем социальным институтам необходимо поставить заслон безвкусице и безнравственности. Именно такую задачу мы должны решать на сегодняшний день.
Какие темы на сегодняшний день остры и о чем, необходимо говорить с детьми и молодежью? О нашей истории, культуре! Лики земли неповторимы. И задача каждого поколения - сохранить эту самобытность. Мы же, в немалой степени, растеряли национальные черты, предали забвению русскую народную культуру. Терпение, доброта, милосердие, стремление к духовности - вот что всегда лежало в основе быта и традиций русского человека.
Воспитывать патриота надо на конкретных героических примерах, по которым веками жила могучая Россия.
Еще 15-20 лет назад существовала четкая идеология государства советского времени, и воспитание патриотов означало воспитание в ее русле.
Сейчас в стране с многопартийной системой мы нередко говорим о проблеме воспитания патриотизма. Неужели он пропал, неужели любовь к Родине у людей исчезла? Скорее всего – нет, просто понятие Родины стало более абстрактным: в СССР Родина – это и сама страна, «где вольно дышит человек», и «народное» правительство и «народные законы». Как сейчас воспринимается понятие Родины у россиян - сказать однозначно весьма затруднительно. А популярное искусство на сегодняшний день стало - «искусством развлекающим», так как, развлекая публику, «разноцветным хламом и смешной забавой», оно отвлекает людей от постановки серьезных проблем, на которые толкает жизнь.
20 апреля 2011 года в муниципальном учреждении культуры «Районный Дом культуры «Юбилейный» состоялся районный семинар «Патриотическое воспитание в учреждениях культуры клубного типа Тайшетского района».
В первой половине дня проходили выступления руководителей учреждений культуры Тайшетского района, в которых творческие работники делились опытом работы по решению проблем патриотического воспитания среди подрастающего поколения. Как сказала директор Квитокского Дома досуга и творчества, Елена Петровна Далинкевич: «Невозможно объять необъятное», поэтому каждый специалист в своём докладе акцентировал свое внимание на основных приоритетах воспитания гражданина-патриота. Из опыта работы Квитокского ДДиТ было выделено центральное место в данном направлении сотрудничеству участников клубных формирований с ветеранами Великой Отечественной войны. В 2010 году актив Дома досуга чествовал ветеранов и тружеников тыла на дому.
Дерево патриотизма на территории поселка Квиток произрастает, цветет и приносит плоды в благоприятной почве: семье, школе, где формируется любовь к традициям своего народа и уважение к старшим не словом, а делом. Поэтому в традиции Дома досуга вошли встречи поколений, встречи с ветеранами войны и труда за круглым столом, проведение торжественных мероприятий, посвященных Дню Победы и т.д.
Учреждения культуры имеют богатый опыт работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, молодежи, однако на протяжении последних лет формы и методы этой работы стали меняться. Художественный руководитель Центра досуга «Сибирь» (п.Юрты), Татьяна Геннадьевна Фальковская поделилась опытом работы. Её мнение о том, что работу с детьми и подростками необходимо поднять на качественно новый уровень и наполнить новым практическим содержанием подтверждается собственными достижениями в данном направлении. Специалистами ЦД «Сибирь» были выбраны конструктивные формы и методы работы с молодежью – патриотическое воспитание подростков в процессе спортивно-оздоровительной деятельности. Примером для молодежи здесь служит старшее поколение, которое принимает активное участие в летних, зимних спортивных играх.
Ученики средних, старших классов, имеющих положительные оценки в образовательной школе, несут «Вахту памяти» у обелиска погибшим солдатам Великой Отечественной войны, что отражается на их положительном имидже среди населения, в том числе их сверстников.
В современном мире особое значение придается формированию социально-активной, духовно-богатой и нравственно-здоровой личности, преданной своей стране и способствующей ее процветанию. Подлинный патриотизм включает в себя общечеловеческие и национальные компоненты, и исторически сложившиеся элементы: привязанность к родной земле, к языку своего народа, к его традициям, культуре. Осознание патриотизма у детей и подростков начинается с любви к родным местам, понимания роли и значимости родного края в истории Отечества. С целью воспитания у подрастающего поколения бережного отношения к родному краю работники Березовского сельского Дома культуры осуществляют деятельность по реализации социально-значимого проекта «Разноцветное лето». Совестно с детьми и подростками в летний период специалисты Дома культуры занимаются благоустройством прилегающей территории учреждения культуры, осуществляют работы по преобразованию ландшафтного дизайна, что отражается на воспитании гуманного отношения к окружающей среде среди детей и подростков, развитии экологической культуры селян.
В докладе Елены Геннадьевны Круг, директора Бирюсинского краеведческого музея обосновывается роль учреждений социально-культурной сферы в воспитании патриотизма и гражданственности на примере деятельности краеведческого музея (г.Бирюсинск). Основной путь формирования и развития творческих способностей детей - включение их в активную творческую деятельность. Над формированием патриотической позиции подрастающего поколения музей работает во взаимодействии с дошкольными образовательными учреждениями, Центром культуры и досуга «Надежда»: образуется единое воспитательно-образовательное пространство, где каждое учреждение, являясь уникальным по своим целям, содержанию, методам и приемам деятельности, дополняет другие, вносит свой вклад в развитие личности ребенка.
После небольшого перерыва работу семинара продолжила Наталья Николаевна Гапонько, методист по развитию фольклора, возрождению и сохранению народных традиций. Её выступление сопровождалось докладом на тему «Народная игра как средство воспитания гражданско-патриотических чувств». Накопление детьми социального опыта жизни в своём городе (селе, посёлке), усвоение принятых норм поведения и взаимоотношений, приобщение к культурным традициям может считаться базовым этапом воспитания любви к Родине. Особенность игры как воспитательного средства заключается в том, что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции: семейные, трудовые, празднично-игровые. Народные игры способствуют приобщению детей не только к игровой практике народа, но и народной культуре в целом. Радость движения во время игры сочетается с духовным обогащением, у детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально-положительная основа для развития гражданско-патриотических чувств, для формирования взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Резонанс среди участников семинара вызвало выступление Татьяны Павловны Романовой, методиста по военно-патриотическому воспитанию. В докладе говорилось о «чужих праздниках», которые с каждым годом в нашей стране приобретают всё большую популярность – это Хэллоуин и День святого Валентина.
Ещё накануне 60-летия Великой Победы над фашизмом русский писатель Валентин Распутин сказал страшную правду о том, что мы встречаем этот святой праздник в оккупированной России. Ведь оккупация – это установление врагом своего миропорядка на захваченной территории. Вокруг нас всё чужое: чужая России форма власти и экономики, система образования, чужой язык и миропонимание, чуждая культура…
Вместо известной и признанной во всем мире великой русской культуры, возвышающей и возвеличивающей человека, телевидение, радио и печать насаждают губительную для нашей страны культуру, рекламирующую вражду, зло и насилие. Говорят, если хотите развалить страну, начните с ее культуры. Одной из наиболее успешных форм ведения «информационной войны» против России является внедрение в нашу культуру чуждых для русского человека праздников.
Настоящие патриоты предлагают не поддаваться влиянию экспансии «чужих» нашему народу слов, «чужой» культуры, подавляющих и вытесняющих настоящие ценности, традиции, историю нашей страны и предлагают праздновать День Петра и Февронии – праздник, не имеющий сексуальной подоплеки, праздник, воспевающий супружескую любовь и верность.
Заключительным этапом работы семинара стал доклад Оксаны Николаевны Винницкой, методиста информационно-аналитической службы «Музыка в патриотическом воспитании».
Любой вид искусства оказывает большое воздействие на развитие личности. «Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования», - так говорил Аристотель. Поскольку музыка воздействует на чувства, настроение человека, то она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир.
На сегодняшний день современные демократические государства не определяют рамок для массовой музыкальной культуры, а музыкальное воспитание считается лишь одним из многих средств социализации человека. И получается, что музыкальное искусство сегодня в большинстве стран мира «свободно» от политического влияния, оно существует отдельно от идеологии государства – лишь изредка пересекаясь с ней. При этом, музыка стремится удовлетворять потребности общества, иногда даже становясь в «оппозицию» традиционной культуре страны. Россия в этом плане не исключение, хотя еще 20 лет назад и музыкальное искусство, и музыкальное воспитание находилось под пристальным вниманием государства и правящей партии КПСС, большая часть музыки создавалась по госзаказу. Хорошо это было или плохо? Нельзя ответить однозначно. Однако музыкальное воспитание в Советском Союзе признавалось как «важная, если не самая главная часть воспитания патриотов…».
Подводя итог работе семинарского дня можно с твердой уверенностью сказать, что значимость воспитания патриотизма и гражданственности молодежи сомнений не вызывает. Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у подрастающего поколения чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у детей и молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга по защите интересов Родины.
Методист информационно-аналитической службы
МУК РДК «Юбилейный» О.Н.Винницкая