Саянск город. В конкурсе «Лучшее муниципальное образование Иркутской области» Саянск, девять раз становился призером. На счету Саянска два первых, два вторых и пять третьих мест

Новая система оплаты труда в образовании

Пресс служба администрации г.Саянск 19 октября 2011
Категория: Саянск : О городе
Предыдущая статья  |  Следующая статья
Начальник Управления образования О.В.Безродных

Начальник Управления образования О.В.Безродных

Новая система оплаты труда учителей, которая была запущена с 1 января в двух пилотных школах нашего города, с первого сентября нынешнего года стала реальностью для всех школ Приангарья. Педагоги получили сентябрьскую зарплату по новой схеме.   Переход на новую систему – это не только повышение зарплаты, это первый шаг на пути к модернизации образования. Как изменились принципы ее начисления, о сути перестройки всей системы оплаты труда рассказала журналистам на пресс-конференции начальник Управления образования О.В.БЕЗРОДНЫХ.

- В апреле нынешнего года на заседании Правительства РФ В.В.Путин озвучил комплекс мер по модернизации системы общего образования. Реализация этого проекта, рассчитанного до 2013 года, начата по всей стране. За два года на преобразование российского образования планируется выделить 120 млрд. рублей. Каковы цели и задачи комплексных мер модернизации системы общего образования? Целью является сама модернизация, которая направлена на решение таких задач, как: повышение заработной платы учителей – это первоочередная задача; второе: создание качественных условий обучения и развития материально-технической базы школ; третье: повышение квалификации и профессиональной подготовки педкадров и руководителей школ в условиях введения новых федеральных  образовательных стандартов. К реализации этой задачи школы уже приступили - первые классы с нового учебного года начали обучаться по новым стандартам. Следующее – привлечение молодых специалистов в образовательные учреждения, комплектование библиотек и развитие дистанционного обучения школьников с особыми образовательными потребностями или школьников, находящихся в отдаленных территориях.

            Сегодня мы будем говорить только о первой задаче: повышении зарплаты учителей. Напомню, что школа № 2 и гимназия № 1 на новую систему оплаты труда перешли с января, остальные шесть школ – в мае. К сентябрю, когда в Приангарье все общеобразовательные учреждения перешли на новую систему, у нас  опыт уже имелся. Накопился и конкретный материал для того, чтобы отслеживать ситуацию повышения зарплаты педагогов.

            Переход на новую систему оплаты труда мы завершили к 1 мая 2011 года. Для этих целей нам был увеличен фонд оплаты труда (субвенция) на 17,5%. Кроме того, по рекомендации министерства образования Иркутской области с 1 сентября 2011 года в размере 4500 рублей установлен должностной оклад 4-й квалификационной группы, к которой относятся именно учителя. До этого размер оклада был 3740. Также рекомендовано установить иные повышающие коэффициенты за уровень квалификации учителя. Если до сего момента за высшую категорию у нас был повышающий коэффициент 20%, то с 1 сентября – 50%, за первую категорию был 12%, стал 30%,  за вторую категорию был 5%, стал 10%.

            Все это составляет базовую часть зарплаты учителя, которая в принципе зависит от объема выполняемой работы. Повышающие коэффициенты входят в базовую часть, тем самым, подвигая учителя повышать свой профессиональный уровень и стремиться к высшей квалификационной категории. Помимо этого в фонде оплаты труда предусмотрены стимулирующие надбавки, которые являются вознаграждением за результат труда учителя, за качество его работы, которое выражается в успешности его воспитанников: в победах в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях и пр.

            В ближайших планах Правительства - вывести среднюю зарплату учителей нашего региона на уровень средней зарплаты по экономике региона, чтобы учитель чувствовал себя полноценным членом общества. Средняя зарплата по экономике у нас в регионе составляет 20752 рубля, по отрасли – 17840 рублей.  Размер средней заработной платы учителей в Саянске сегодня составил 17306 рублей. Рост по отношению к средней зарплате педагогов в 1 квартале 2011 года составил 49,3 %. Разумеется, что размер зависит от объема выполняемых работ (нагрузки) и от уровня квалификации педагога. К примеру, педагог с высшей квалификационной категорией, работающий на нагрузке 16,5 часов: до перехода на НСОТ получал10406 рублей, в мае – 13988 и в сентябре – 17788.

            Педагог с первой квалификационной категорией при нагрузке 32,5 часа (больше полутора ставок) до перехода получал 16327 рублей, в мае – 19141, в сентябре 28 тыс. рублей

            Педагог, имеющий вторую категорию и нагрузку 25,5 часов, до перехода получал 11868 рублей, в мае - 14815, в сентябре - 21300.

Есть педагоги, не имеющие квалификационной категории. При нагрузке 18,5 часов до перехода их зарплата была 8239, в мае - 10098, в сентябре – 12802.

            У отдельных учителей максимальная зарплата около 34 тысяч рублей.

Схема распределения стимулирующих выплат отработана в пилотных школах - во второй она производилась дважды. Наработанный опыт в этом плане изложил директор школы №2 В.П.Михальчук, также присутствовавший на пресс-конференции. Средства субвенций поступают в школу из расчета от количества учеников. В учреждении, по его словам, разработано Положение о стимулирующих выплатах, согласно которому деньги распределяются поквартально. Комиссия, в состав которой входят представители профсоюза, руководители школьного методического объединения, учителя с различными квалификационными категориями, рассматривает показатели, которые каждый педагог прописывает в своем самооценочном листе. Размером стимулирующих выплат является успешность педагога и составляет от 800 до 12000 рублей. Процедура распределения средств очень прозрачная, в случае, если педагог не согласен с оценкой своей деятельности, он может подать апелляцию – все пункты начисления  стимулирующих выплат прописаны в Положении.

- Политика, которую преследует Правительство на данном этапе, поможет не только повысить статус учителя, но и снять проблему нехватки учителей, привлечь в школу квалифицированные кадры, - продолжила Ольга Владимировна. - Этому способствует повышение базовой части оплаты труда. Но, постоянное увеличение окладов может привести к консервации низкого качества образования. Поэтому  в перспективе упор будет делаться на увеличение стимулирующей части фонда оплаты труда, чтобы у учителя усилилась мотивация давать лучший результат, аккумулирующийся в успехах его учеников.

Однако, переход на новую систему оплаты труда не коснулся ряда педагогических работников – вне зоны внимания остались педагоги-психологи, социальные педагоги, организаторы, библиотекари и др. Директора школ испытывают тревогу по поводу сложившейся ситуации. Специалисты, выполняющие важные воспитательные функции, не должны остаться за бортом реформ. И пока  на высших уровнях власти обсуждается вопрос о внесении  в Положение об оплате труда и других видов работы с детьми, кроме образовательных, на местах администрации школ вправе поддерживать результаты деятельности социальных педагогов, психологов и пр. стимулирующими выплатами.

- Мы ставим также вопрос о переводе на новую систему работников учреждений, которые находятся полностью на балансе местного бюджета, - сказала О.В.Безродных. -  Это детские сады – у воспитателей, выполняющих важную, ответственную работу, безобразно низкая зарплата, а также дополнительное образование, педагоги которого получают зарплату значительно меньшую. Какие меры принимаем? Вся подготовительная работа проведена: разработано примерное положение об оплате труда работников дошкольного образования, работников дополнительного образования, примерные положения разработаны в каждом учреждении. Мы только ждем команды: «переходить!». Но постановление такое в городе не принято, потому что администрация ждет гарантий от области по повышению субсидий на выплату зарплаты по НСОТ. Многие территории перевели учреждения на новую систему оплату труда за счет местного бюджета, применяя несколько иной подход к исчислению зарплаты, в результате зарплата увеличилась минимально. Мы подготовили письма в министерство финансов области, в министерство образования за подписью мэра, где писали о том, что в муниципальном образовании «город Саянск» проведена большая работа по оптимизации неэффективных расходов, что все подготовительные мероприятия проведены, мы готовы перейти на новую систему оплаты труда, только дайте денег. И вопрос этот, скорее всего, в ближайшее время решится: на видеоконференции с руководителями муниципальных управлений образований министр образования области В.Басюк заявил, что на введение НСОТ в дошкольных образовательных учреждениях Приангарья из областной казны в муниципалитеты будут направлены 100 млн. рублей. После внесения изменений в областной бюджет на одной из сессий Заксобрания, в Саянск, при условии увеличения фонда оплаты труда в детских дошкольных учреждениях на 20%, должно поступить 1,8 млн. рублей.

            На сайте Управления образования и на сайтах всех школ размещен информационный плакат «О реализации проекта по модернизации региональных систем общего образования и повышению заработной платы учителей», где наглядно видна схема поступления и распределения средств. Желающие могут ознакомиться с его содержанием.

 

Записала В.МОРГУЛИС