Шелехов - обладатель награды «Золотой рубль» в номинации «Лучший город РФ по экономическим показателям финансового развития», дважды был признан самым благоустроенным городом России в группе малых городов.

Шелеховский городской Музей Г.И.Шелехова

История создания музея

Наталья Ивановна Волкова
директор городского музея Г.И.Шелехова
г. Шелехов Иркутской области, 2005 год

Казалось бы, еще совсем недавно мо­лодые, окрыленные идеей пройти по пути первопроходцев, исследователей северных просторов, покорителей Тихого океана и земель Северной Америки, мы стояли на берегу красавицы-реки с дивным названием Лена (Элюэнэ, как величали ее эвенки), смотрели на уходящие в даль зе­леные сопки, покрытые великолепным лесом, представляли, как некогда валили этот лес крепкие мужики. Они распускали его на плахи, дабы соорудить из него карбаза для транспор­тировки в Якутск, а затем и далее в Охотск мудреного скарба для мореплавания русские промысловики, среди которых был Он — человек-легенда, впоследствии нареченный Колумбом Российским — Григорий Шелихов (Шелехов).

Кавалькада из шести надежно сооруженных плотов медленно отходила от берега с уютно притихшим се­лом Тутура в Жигаловском районе, и каждый из участников первой экспедиции твердо верил, что это начало большого пути с символичным названием «Путь Шелихова» имеет для каждого из нас гораздо большее значение, чем просто летняя экспедиция.

Затем начались будни: первые встречи со старожилами в селах Усть-Илга, Коношаново, Марково и сбор экспонатов для будущего музея. Мы, как малые дети, радовались первым находкам и щедрым подаркам — утюгам, кованым гвоздям, чиркам и ичигам, сельнице из-под муки, которые слезно выпросили у хозяюшки в селе Сполошино, большому холсту новой самотканой дорожки, полученному за две банки сгущенки, и дырявым самоварам, которые находили в забро­шенных, поросших высокой травой дворах.

Мы не знали, каким он будет, но попытка систематиза­ции экспонатов, тогда еще робкая, вселила уверенность — Музею быть!.. Потом, позднее, будут вторая, третья и четвертая экспедиции, встреча с учеными Б.П. Полевым, Н.Н. Болховитиным, с американкой Лидией Блэк в Петро­павловске-Камчатском на международной конференции и II Свято-Иннокентьевских чтениях. Душевная поддержка уче­ных давала нам веру в то, что мы действительно вершим важное дело — изучая исторические материалы, по крупицам собираем новые сведения о человеке, чьим именем назван наш город Шелехов.

Наивная необузданная вера в то, что собранный в экспедициях материал должен быть размещен в музее, чтобы о подвигах наших земляков знало сегодняшнее поколение, не забывало и гордилось их великими деяниями, осознанная заинтересованность и поддержка главы городской администрации В.В. Поздняка, а также неутомимая деятельность краеведов А.Б. Ружникова, М.Н. Сапижева, Н.И. Волковой, Н.В. Дергачёвой и других энту­зиастов, которые верой и усердием заложили в благодатную почву золотое зерно, проросшее итоговым документом — постановлением мэра г. Шелехова № 1237 от 29 сентября 1995 года «О создании Музейно-выставочного центра имени Г.И. Шелихова».

Итак, решение о создании МВЦ (музейно-выставочного цен­тра) принято, все документы подписаны, назначены директор, Н.И. Волкова, и научный сотрудник, М.Ю. Зырянова. Но между этими событиями — решением о создании музея и первой экспозицией — лежал временной отрезок длиною в пять лет.

В те первые годы дни летели своим чередом — шли по­иски здания, бесконечные кочевания по приспособленным помещениям, сбор и систематизация существующих коллек­ций и обработка новых материалов. Только что родившему­ся музею родственники А.А. Леднёва — одного из первых редакторов городской газеты, старейшего краеведа города, передали в дар огромный архив — около 10 тысяч рукопис­ных листов, фотографий, газет и журналов, блокнотов, рабо­чих записей журналиста. Из Центра творчества был передан материал Музея боевой славы, которым долгое время ру­ководила Т.А. Валеева — историк, краевед, биограф многих участников войны, строителей города. Слишком рано уйдя из жизни, она не успела подготовить себе преемника, и, к сожалению, не нашлось в Центре творчества человека, ко­торый принял бы на свои плечи этот бесценный груз памяти о войне.

А между тем только что родившийся МВЦ имени Г.И. Шелихова должен был работать, и его сотрудники, еще не имея помещения, готовили передвижные выстав­ки в художественной школе, в центральной библиотеке и в кинотеатре «Юность».

Приняв участие в археологических раскопках на территории Иркутского Вознесенского монастыря в 1996 году, а затем и в Калифорнии, в Форте Росс, мы стали поднимать мощный пласт истории Шелеховского района, старинные села которого — Введенщина, Баклаши, Олха и Моты — были основаны 300 лет назад как монастырские села Вознесенского монастыря. Здесь пролегал единственный сухопутный Кругобайкальский (Кругоморский) тракт, уходивший из Иркутска на восток и в Китай, и в XVIII веке именно по нему осуществлялись грузо­перевозки товаров Российско-Американской компании, в том числе мягкой рухляди — меха морских животных, добытых промысловиками компании Г.И. Шелихова.

Тем временем в Управлении архитектуры и градострои­тельства готовилась документация для реконструкции под музей  освободившегося  здания  филиала  библиотеки.   Был объявлен конкурс среди художников и архитекторов на создание особого облика здания: чтобы оно заключало в себе суть основного имени — Ше­лихова — купца, путешест­венника, стало особым для архитектуры молодого города и подчеркивало ин­дивидуальный стиль.

Из рассмотренных де­сяти предложений был вы­бран проект заслуженного художника В.Н. Шаргина, в соответствии с которым маленькое одноэтажное здание бывшей библиоте­ки разительно преобрази­лось. Пристрой к зданию и второй этаж увеличили экспозиционные площади, а взметнувшиеся ввысь плоскости крыши, напо­минающие паруса, напол­ненные   ветром, придали особый, неповторимый облик новому зданию. Желание художника совместить внешний облик традиционных сибирских деревян­ных строений и жилищ алеутов на Американ­ском континенте дало рождение балконным и фасадным декорам зда­ния. До февраля 2000 года велись строитель­ные и отделочные ра­боты на особо важном строительном объекте города, а между тем художники-дизайнеры под руководством В.Н. Бешнова работали над формированием первых экспозиционных залов первого городского му­зея Г.И. Шелихова.

Третье тысячелетие стало началом новой ступени   развития   МВЦ.

29 февраля 2000 года по решению городской администра­ции Музейно-выставочный центр имени Г.И. Шелихова был реорганизован в музей Г.И. Шелихова, который 2 июля 2000 года распахнул двери для посетителей. В этот же день была произведена закладка памятной капсулы в основание нового православного храма Святых Апостолов Петра и Павла — покровителей моряков, путешественников и рыбаков. Так в городе появилось два центра, призванных аккумулировать веру, историю, культуру и распространять их среди жителей Шелеховского района.

Для рождения нового музея символично, что он создан по инициативе молодежного туристическо-краеведческого объ­единения «Наследники», ветеранов-первостроителей и крае­ведов города, при активной поддержке ученых Центра северо-американских исследований Института всеобщей истории Российской академии наук. В сложнейший и противоречивый период 90-х годов XX века, именно обществен­ность города и молодежное объединение выступили с граж­данской инициативой о создании музейного центра.

В своем концептуальном аспекте музей Г.И. Шелихова уникален. Он является пока единственным на территории Сибирского региона по своей тематике. Сотрудники музея занимаются целенаправленным изучением деятельности из­вестного российского купца, именитого рыльского гражда­нина, основателя постоянных русских поселений в Северной Америке, инициатора создания Российско-Американской ком­пании.

Цель музея — создать из разрозненных материалов архив Шелиховых для его разнопланового изучения, а также через изучение деятельности Г.И. Шелихова и источниковед­ческой базы — документов государственных архивов России, Аляски, Калифорнии, выявлять и сохранять материалы об ир­кутских и российских купцах, государственных деятелях, про­славивших Россию в XVIII—XIX веках, таких как Н.П. Резанов, А.А. Баранов, И.А. Кусков, Э. Лаксман, и о менее знаменитых россиянах и сибиряках.