Город Тайшет. Более века назад в Тайшет пришел Транссиб, с тех пор судьбы многих жителей Тайшета тесно связаны с железной дорогой.

Экономика, ископаемые ресурсы, ЖКХ

Фрагмент из книги М.А. Винокурова и А.П. Суходолова
«Города Иркутской области», 2010 год

На сайте "Прибайкалье" (www.pribaikal.ru)
публикуется с разрешения авторов

 

Ископаемые ресурсы. К северу от Тайшета имеется три месторож­дения бурого угля: Конторское (в 15 км, с балансовыми запасами 1,5 млн т); Урало-Ключевское (в 35 км, с балансовыми запасами 90 млн т); Шиткинское (в 70 км, с прогнозными ресурсами около 600 млн т).

Примерно в 100-150 км к югу от Тайшета, в предгорьях Восточ­ного Саяна, расположены Александровское и Вишняков-с к о е месторождения редких металлов (тантал, ниобий и др.), а также Малотагульское (на границе Тайшетского и Нижнеудинского районов) месторождение ильменит-титано-магнетитовых руд с про­гнозными ресурсами титана 120 млн т.

В окрестностях города имеются также ресурсы строительных материалов — глины и суглинков (пригодных для производства кир­пича), известняка, кварцевого песка, песчано-гравийной смеси (по берегам Бирюсы). В долине реки Байроновки известны залежи торфа.

Экономика. Градообразующей отраслью Тайшета является же­лезная дорога, благодаря которой он возник и развивается. Эта отрасль представлена Тайшетским филиалом (отделением) Восточно-Сибирской железной дороги, железнодорожной станцией, локомотив­ным и вагонным депо, рядом других подразделений и служб ВСЖД.

На станции Тайшет ведется реконструкция путевого хозяйства, позволяющая формировать составы в 75-100 вагонов, разделяются четные и нечетные грузовые потоки. Внедряется новая система управ­ления перевозками. Планируется установить современный комплекс диагностики и контроля подвижного состава и претворить в жизнь идею увеличения плеч пробега вагонов без технического осмотра до 1200 км. В этом случае поезда из Тайшета будут следовать на проход до Улан-Удэ, где также началось крупномасштабное переустройство станции для приема и технического обслуживания длинносоставных поездов.

В городе работал крупнейший в стране шпалопропиточный завод, снабжавший действующую Транссибирскую и строившуюся Байкало-Амурскую магистрали. Вместе с БАМом завод пережил свой звездный час. В настоящее время потребность в деревянных шпалах сокращается в связи с переводом российских железных дорог на железобетонные шпалы.

Второй важной отраслью экономики Тайшета становится цвет­ная металлургия. Значение этой новой для местной экономики отрасли постоянно растет. В начале 2000-х гг. на базе обанкротившего­ся комбината строительной индустрии был создан экспериментальный участок «Алюком-Тайшет».

В 2007 г. в нескольких километрах к северу от Тайшета, вблизи железнодорожной станции Акулынет, компания «РУСАЛ» приступила к строительству крупного алюминиевого завода мощностью 750 тыс. т «крылатого металла» в год. Данное предприятие позволит «РУСАЛу» увеличить объем производства алюминия почти на 18 %. Планируется, что завод будет работать по технологии электролиза РА-400, обеспечи­вающей высокие экологические и технико-экономические показатели (на уровне мировых стандартов). В состав завода войдут 4 корпуса электролиза, в которых будут расположены 672 электролизера, а также приемное устройство глинозема, газоочистные сооружения, литейное производство и производство обожженных анодов, другие объекты энергопроизводственной инфраструктуры. Общая сумма инвестиций для создания столь масштабного производства предварительно оце­нивается в 3 млрд дол. На строительных работах будет задействовано более 6 тыс. чел.

Третьей по значимости отраслью Тайшета является лесная и лесоперерабатывающая промышленность. В окрестностях го­рода всегда велась масштабная лесозаготовка и требовались мощности для первичной переработки древесины. В настоящее время здесь также имеются лесоперерабатывающие производства.

Важными отраслями для Тайшета были строительство и промышленность строи­тельных материалов. В пе­риод возведения БАМа по специ­альному титулу в Тайшете был построен крупный комбинат строи­тельной индустрии. Он обеспечи­вал строительными материалами и конструкциями не только БАМ, но и Тайшет. Именно в то время в го­роде появились новые микрорайо­ны крупнопанельных пятиэтажек, изменивших облик провинциального деревянного городка. Прибавилось в нем и жителей. Но в 1990-х гг. эти некогда востребованные великими стройками отрасли оказались в упадке. На базе обанкротившегося ком­бината создали экспериментальный участок алюминиевого производства.

В советское время в городе развивалось также машинострое­ние.  Данная отрасль была представлена относительно небольшими и устойчиво работавшими ремонтными производствами локомотивного и вагонного депо, а также крупным за­водом по ремонту дорожно­строительных машин, в том числе ориентированным на потребности БАМа. Сегодня завод превратился из «номер­ного» в заурядное предприя­тие, у которго несколько раз сменился собственник.

К числу прочих отрас­лей можно отнести торговлю, общественное питание и бы­товое обслуживание. В горо­де работают 270 магазинов, 170 торговых павильонов и киосков, 1 рынок, 24 столовые и закусочные, 19 кафе и ресто­ранов, 17 аптечных магазинов и киосков, около 10 автозапра­вок.  Бытовые услуги населению оказывают 25 парикмахерских, 9 фотоателье, 16 авторемонтных мастерских и 11 ремонтно-строительных организаций.

ЖКХ. Общая площадь жилищного фонда Тайшета — примерно 800 тыс. м2 (по состоянию на 2005 г.), или 1,5 % областного жилищного фонда. Цен­тральным отоплением охвачено 44 % жилищного фонда, горячим водо­снабжением — 39 %, водопроводом и канализацией — 48 %. Газифика­ция отсутствует. Напольные электроплиты установлены в 53 % домов.