Гимназии №1 в Усолье-Сибирском исполнилось 20 лет
Категория: Усолье-Сибирское : О городе
Предыдущая статья | Следующая статья
Открыты все дороги
МОУ «Гимназия № 1» является одной из лучших школ нашего города. В ней работают настоящие профессионалы своего дела, перед выпускниками открыты все дороги. Хорошие ученики, соответствующий уровень образования - всё это отличает гимназию, которая 28 марта будет отмечать свой двадцатилетний юбилей. Мне удалось пообщаться с директором гимназии Кривобоковым Сергеем Анатольевичем, человеком, который сделал огромный вклад в развитие и становление гимназии, утвердил её статус и поднял на новый уровень.
- Сергей Анатольевич, сколько лет Вы уже являетесь директором гимназии?
- Так, сейчас у нас 2012 год... Получается 18 лет.
- А как Вы пришли в эту профессию, с чего начинали карьеру?
- Сначала, как и все, окончил Иркутский Государственный педагогический институт в 1984 году и сразу стал работать инспектором районо в Слюдянке. Мне было всего 25 лет, и мне просто сказали: «Ты должен идти работать инспектором». Хотя, эту должность обычно занимали люди после долгих лет работы. В те времена все мои ровесники были начинающими педагогами, а я вот оказался инспектором. Представляете, прихожу к директору, который меня выпускал, и начинаю его проверять. Ему было сложно понять, как это я стал инспектором, ведь тогда это были седовласые люди с двадцати-тридцатилетнем стажем, а меня вот так взяли и назначили. Потом я проработал почти девять лет заместителем директора педагогического училища в Усолье, а потом уже попал в гимназию на должность директора, на тот момент у меня уже было пятнадцать лет стажа.
- А как Вы чувствуете себя в этой роли?
- Тяжело, в этой роли всегда было тяжело, так как всегда были проблемы. Тут два основных момента. С одной стороны - работа с коллективом и с детьми. У нас стабильный хороший коллектив, мы везде участвуем, занимаем призовые места, дружим с Польшей и так далее. А с другой стороны у нас хороший подбор родителей всегда, за 18 лет особых конфликтов никогда не было. Ну, и соответственно учащиеся подобраны, тем более у нас гимназия, которых не так много в области. В этом плане всё хорошо. Другое дело, что всегда для директоров, когда я говорю, тяжело, я имею в виду финансовые проблемы, вечная нехватка денег, которая тянет за собой самые разные проблемы. А остальное у нас всё хорошо. Кадры хорошие, дети, родители всегда откликаются, в этом плане, так сказать, у нас проблем нет. Всё бы хорошо, если б не вечное недофинансирование, это скажет любой директор. Это самая страшная проблема для нас.
- А какой быта гимназия,когда Вы только пришли в неё?
- Во-первых, тогда было почти 960 учащихся. Гимназия создавалась на базе педагогического класса в 1989. Она была сначала с педагогическим уклоном. И, естественно, материальная база была не очень хорошая. В 1999 году была первая аттестация гимназии, к тому времени за три года мы проделали огромную работу. Отремонтировали гимназию, много сделали в классах, улучшили материальную базу. Но, самое главное, что мы расширили взаимодействие с вузами. Кроме педагогического института, мы к тому времени создали так называемый «Центр довузовской подготовки», вместе с завучем, у нас тогда Людмила Дмитриевна Зубцова была. Мы стали взаимодействовать с девятью вузами. В их числе была Академия туризма, лингвистический институт, железнодорожный, медицинский. И мы создали не только педагогические классы, а у нас был и железнодорожный класс, и сельскохозяйственный класс, арт-класс сотрудничал с театральным училищем. То есть мы создали ряд классов. Тогда еще о про- фильности обучения не говорили, а мы оказались, так сказать, впереди планеты всей. И вот до 2000 года у нас существовал «Центр довузовской подготовки». В нём учились не только дети с нашей школы, приходили дети с города, занятия шли после уроков, к нам приезжали преподаватели со всей области. И вот это был большой прорыв, мы тогда сделали очень большое дело за шесть лет. А потом с введением ЕГЭ и другими реформами в образовании пришлось потихонечку эту деятельность свернуть. У нас было то, чего не было ни в одной школе. Плюс, в эти же годы стали сотрудничать с министерством образования Польши. В 1995 году у нас возник польский класс, который существует и по сей день. Это были два таких больших дела, которые заложили основу, и мы на этой основе продолжаем дальше развиваться.
- Всё ли,что быто изначально задумано,удалось воплотить в жизнь к сегодняшнему дню?
- Наверное, не всё. Изменились времена. Например, мы начинали тогда, когда было больше свободы действий. Тогда был 1994-1995 год, можно было делать всё. То есть мы могли создавать свои программы, могли взаимодействовать больше с вузами и так далее. Мы хотели открыть 12-й класс, чтобы дети первый курс заканчивали на базе гимназии, потом дальше уходили учиться. Но потом, когда в государстве произошли перемены, стали более жёстко ко всему относиться, появился регламент, потом появился ЕГЭ, потом отменили сокращенные экзамены в вузы. Многое, что намечалось, пришлось отменить. Наступили новые времена, больше сейчас упор на информатизацию образования идёт, то есть дистанционное обучение и так далее. Хотя раньше об этом меньше всего говорили. Поэтому планы, которые были по ученическому управлению, больше демократии, свободы и многого другого, всё стало более регламентировано, более жестко. И немножечко, я бы даже сказал, стало более в каких-то рамках. Раньше было просто больше свободы для школ. Теперь её стало меньше, мы больше циркуляров исполняем, к сожалению, что не нравится ни ученикам, ни нам. Но другие времена - другие нравы, как мы сегодня говорим.
- А как Вы считаете,учитель - это мужественная профессия?
- По поводу мужественности.. Подвиги учитель, конечно, не совершает.. Учитель - это нужная очень профессия и важная. И она всегда была таковой. Начиная от царских гимназий, там был мужской коллектив практически всегда, сейчас большинство, конечно, это женщины. Это одна из самых нужных профессий, потому что человечество не придумало никакого другого способа передачи знаний. Только школа. Учитель - это очень тяжелая профессия. Потому что не все же ученики хотят учиться, но государство приняло закон об обязательном образовании, и всех должны обучать. Потому что, если сегодня закрыть школы, через 10 лет государство деградирует. Поэтому это важная и нужная профессия, наряду с другими, но она, наверное, более важна, так как это будущее. Приготовление детей вместе с родителями к дальнейшей жизни, какой-то вклад вносит в воспитание, развитие ребенка. Поэтому это, конечно, очень нужная профессия, без неё - никак. Пока государство ничего не придумало, чтобы заменить другими способами обучения.
Допустим, обучение во сне бы придумали! Проснулся - всё знаю. Но, к сожалению, ничего подобного нет. Всё, конечно, зависит от личности учителя. Какой он должен быть? Коммуникабельный, ответственный, чтобы умел общаться с детьми. Сегодня даже важным становится не только передача знаний, их ученик может взять из интернета, книг, дополнительных источников, а именно должно быть нормальное человеческое общение. Школа должна быть не только для информатизации, она должна всё-таки оставаться школой с человеческим лицом. Дети должны приходить не только за знаниями, они должны общаться, они должны уметь налаживать отношения между собой. То есть, если мы в детстве их не научим, им негде будет учиться, школа существует еще для этого - для общения, для воспитания, не только для передачи знаний. Но надо, чтобы ребёнок общался с учителем, чтобы тот ему объяснял что-то, рассказывал, эмоционально, чтобы он умел пошутить, чтобы ученик получал положительные эмоции, юмор понимал. Знания, общение - без этого школа не может существовать.
- А по Вашему мнению,сегодняшние дети - это цветы жизни или экзотические фрукты,с которыми трудно найти общий язык?
- Фрукты-то можно съесть, с ними проще, а вот экзотические- то фрукты не все съешь.. Нет, здесь дело не в детях, дети всегда одинаковые. Проблемы сегодня во времени, то есть изменилось время, изменился подход к детям. У нас изменилось общество. Мы сегодня говорим об индивидуализме, что каждый сам за себя, каждый должен стараться что-то сделать. То есть воспитание, то идет на 90 процентов от семьи. Школа должна смотреть за детьми, немножко корректировать ребенка, но мы не можем воспитать. Школа, в принципе, никогда не занималась этим. Сегодня дети просто- напросто более подвижные, более энергичные, более коммуникабельные, более информированные. Так как сейчас у них больше возможности получить информацию в свободном доступе. Они могут пользоваться интернетом, телефоном, компьютером и так далее. Но, с другой стороны,им,наверное, не хватает доброты, отзывчивости. Это важная проблема на сегодняшний день. А дети всегда остаются детьми, они становятся такими, какими их формируют взрослые. Они не могут быть однозначно плохими или хорошими. Другое дело, что сегодня требует общество - таких детей и воспитывают. Нельзя говорить, что они хуже или лучше. Общество меняется, а какое общество - такие и дети.
- А какие качества,Вы считаете,в первую очередь должны воспитывать в детях?
- Повторюсь, в детях школа почти ничего не должна воспитывать, потому что воспитывают родители, она должна корректировать. Дети - это будущее. Они должны отличаться элементарными качествами, которые должны быть везде и всем присущи, такими, как доброта, отзывчивость, коммуникабельность. Ребенок должен понимать, что он станет взрослым когда-то. Сегодня не хватает элементарных человеческих качеств: способность оказать помощь, подойти, спросить, что-то сделать. И это плохо. Потому что каждый ребенок станет взрослым, каждый взрослый - стариком. И чувство милосердия, которое должно быть привито детям, должно проявляться, и не надо забывать об этом. Бизнес, личные достижения - это хорошо, но человек живет в обществе, и он должен быть нормальным, интеллигентным человеком. Это важно. Сегодня слово «интеллигентный» звучит не так, как раньше, но, тем не менее, смысл тот же. Это главный показатель, что ребенок должен быть именно такой, и вырасти добрым человеком. Доброта, наверное, главное, что должно быть у нас. Чего у нас стало не хватать в последнее время.
- Многие выпускники добиваются успехов после окончания гимназии?
- Сегодня мы это называем социальная адаптация. Да, в принципе, да. Во-первых, начнём с того, что почти все поступают в вузы, это главная задача гимназии. У нас за все эти годы, за 18 лет моей работы, самый низкий показатель был 90 процентов. А так обычно 92-95 процентов. Наши дети социально адаптированные. Плюс, многие учатся в зарубежных вузах, в Польше учились, и даже там они адаптировались. Гимназия - единственная в России школа, которая подписала договор с Польшей, в стране больше таких школ нет. Тех знаний, что учащиеся получают в гимназии, хватает, чтобы обучатся в зарубежных вузах. Мы можем сказать, что готовим своих учащихся не только как хороших будущих специалистов, хороших выпускников для Российских вузов, но и на международном уровне. Всё- таки Польша - страна ЕС, и диплом, который получают ученики в Польше, котируется во всех странах мира. Поэтому, я считаю, что дети у нас социально адаптированные. По крайней мере, жалоб от учеников у нас нет.
- Как,по-вашему, 20 лет-это уже серьёзная дата?
- Я бы сказал, что 10, 20 лет - это не юбилей, это, скорее всего, еще один день рождения. Я всегда говорю, что его отмечать гораздо лучше, чем юбилей. Потому что все ещё живы на десятилетний, двадцатилетний юбилей. Вот когда 50 лет отмечают в школе, тогда уже многих нет, и мы начинаем вспоминать. Сейчас отмечаем двадцатилетие, и у нас 90 процентов коллектива тот же, который был. И это очень хорошо, что мы все еще раз успеваем всем своим коллективом отметить двадцатилетие гимназии. Не знаю, как 30 лет, а сейчас очень приятно, что у нас стабильный коллектив сохранился, что мы отметим этот юбилей вместе.
- А какой Вы видите гимназию в будущем?
- Самое главное, чтобы было меньше бюрократии, а больше дано прав и свобод и для учеников и для учителей. Гимназия должна спокойно учить, работать, стать более самостоятельной, учителя должны меньше заниматься рутинной работой, они должны приходить, учить детей, чтобы дети себя комфортно чувствовали. И конечно, более благоустроенной: с евроремонтом, бассейном, стадионом. А самое главное, чтоб гимназия сохранилась, чтобы остались уважительные отношения, хороший микроклимат, созданный учителями, учениками и их родителями. Чтобы материальная база лучше стала, и меньше было рутинной работы. Гимназия нужна не только для образования, но и для общения.
- А что бы Вы хотели пожелать выпускникам?
- Во-первых, удачи, которая потребуется им сейчас на ЕГЭ, и, естественно, исполнение всех желаний, чтобы всё, что они задумали, сбылось! И, конечно, чтобы они не забывали нас, а мы в свою очередь, не забудем их. С праздником всех!
Кривобоков Сергей Анатольевич с удовольствием ответил на все интересующие нас вопросы, поделился планами на будущее и рассказал нам о становлении Гимназии то, о чем мы даже не догадывались! Нам в свою очередь остаётся поздравить МОУ «Гимназию № 1» с двадцатилетним юбилеем, отмечать который она будет 28 марта, и пожелать хороших учеников, успехов в образовательной, общественной и творческой деятельности, дальнейшего развития и процветания! Поздравляем!
Беседовала Яна Колотеева
Газета «Усольские новости» № 13 (911) от 29 марта 2012 года