Шелеховский район. Шелеховский район является одним из крупнейших промышленных центров Иркутской области. На территории Шелеховского района осуществляют свою деятельность 14 промышленных предприятий, таких отраслей промышленности как цветная металлургия, машиностроение, строительство, энергетика, лесная и пищевая промышленность.

Из истории строительства Кругобайкальского тракта

На 110 км Кругобайкалки. Западный портал тоннеля сквозь Чайкин утес (тоннель № 13 "Чайкинский"). Сентябрь 2009 года. Фото Юрия Гукова

Русская Америка и Восточная Сибирь: материалы региональной научно-практической конференции с международным участием (г. Кяхта, 14 августа 2009 г.)

фотографии Кругобайкальской железной дороги

Шелеховский район — один из молодых районов Иркутской области, был создан 20 января 1993 г., его населенным пунктам более 300 лет. Рождением своим они обязаны Иркутскому Вознесенскому мужскому монастырю и главной государевой дороге, строили которую казаки, крестьяне и государевы люди. Имена многих из них канули в Лету, судьбы их неизвестны, но плоды их радения из глубины трех веков дошли до наших дней. Это не изменившие ни местоположения, ни свои названия села нашего района — Введенщина, Баклаши, Моты, Олха, Глубокая, а также дорога, ставшая для них источником жизни, — Кругобайкальский тракт.

Историческое определение транспортного пути, который в XVIII в. прошел через населенные пункты современного Шелеховского района, определило тему исследования Кругобайкальского тракта на участке дороги, расположенном между г. Иркутском и пос. Култук.

Все дороги в России по степени важности были разделены на пять разрядов. Дороги вокруг Байкала относились к первому разряду — к дорогам главных сообщений, или государственным.
Активизация торговых и дипломатических отношений с Китаем в конце XVIII в. способствовала созданию новых дорог. Кругобайкальский (Кругоморский) тракт стал одной из них, связывая Иркутск с Забайкальем.

В 1780 г. иркутский губернатор Франц Николаевич Кличка сообщил купечеству, что получено разрешение вести торг в Китае с мая месяца, а в 1781 г. он представил Сенату проект сооружения дороги вокруг Байкала через Тункинские горы. Путь от Иркутска до Кяхты составил 394 версты (1 верста = 1 067 м) и стал золотой жилой для сибирских купцов, которые вели торг шелком, чаем и мехом морских животных. В Кяхте известный купец Г.И. Шелехов имел торговые дома.

К изыскательским работам по Кругоморскому тракту по поручению сибирского генерал-губернатора М.М. Сперанского был привлечен инженер-капитан по Корпусу инженеров путей сообщения будущий декабрист Гавриил Степанович Батеньков. Ему поручают проверить «возможность учредить трактовую дорогу вдоль берега Байкала, вместо существующей теперь Кругоморской». К исследованиям Г.С. Батенькова присоединяется местный (верхнеудинский) исправник М.М. Геденштром, известный ученый и знаток Сибири. Именно он подал идею построить новую дорогу после Култука по южному берегу Байкала. Проект, руководимый Батеньковым, обеспечивал большую доступность сооружения дороги и впоследствии обещал удобства передвижения. Правда, длина дороги увеличивалась до 665 верст вместо 421 версты старой дороги. Вот этот факт и послужил основанием для отклонения в Петербурге проекта Кругобайкальской трактовой дороги, предложенного Г.С. Батеньковым.

Для иркутских купцов важнее было создание именно торгового пути, нежели государственной дороги. Поэтому спроектированный купцом Игумновым и им же профинансированный отрезок пути от Култука к долине Утулика, а далее через верховья р. Снежной, отроги Хангарульского Мало-Хамардабанского хребтов, через долину р. Джиды в Кяхту был выстроен и эксплуатировался почти полвека.

Несмотря на проходившие в правительственных кругах длительные согласования, путь от губернского Иркутска до с. Култук сразу после принятия решения о начале реконструкции тракта собственными усилиями местных властей и сельских сообществ оформляется в настоящий тракт с почтовыми станциями, находящимися рядом кузницами, постоялыми дворами.

В 1827 г. проезжающий через Сибирь правительственный чиновник и путешественник Алексей Мартос сообщает: «От Иркутска до Култука считается 93 версты. Первая перемена почтовых лошадей в слободе Введенской, за 25 верст от города, от Введенского на 19 версте в Мотском поселении, далее чрез 20 верст в Кругосланском, и далее едут до Култука 29 верст...».

Декабрист Николай Иванович Лорер в сочинении «Записки моего времени. Воспоминания о прошлом» дает весьма подробное описание своего пути из Иркутска в Мертвый Култук — место, определенное для него ссылкой: «Мой провожатый казак был добрый малый и очень разговорчивый. На первых же порах он высказал мне, что он очень радуется, что ему удалось делать этот путь зимою, потому, что летом дорога делается невыносимою, или, лучше сказать, невозможною; что будто бы часто случается, что медведи ложатся поперек дороги. Говорил он мне, что даже однажды подобные незваные-непрошеные гости заставили кяхтинскую почту вернуться в Иркутск...»

Вероятно, горестные мысли о предстоящей жизни в пустынной, Богом заброшенной местности отвлекали Николая Ивановича, но некоторые приметы уже существующего тогда Кругоморского пути отложились в его воспоминаниях: «Скоро проехали мы бедную деревушку, где переменили лошадей, и мой казак сказал мне, что и она кому-то назначена на жительство из наших [1]. "Ведь есть же счастливцы, которым достаются подобные места", — подумал я, представляя себе страшный свой (Мертвый) Култук. Места, по которым мы проезжали, представляли собой почти всюду сплошной вековой лес, с узенькой тропинкой, едва приметной... На одном, совершенно неожиданном повороте я увидел беленький домик, обнесенный обвалившимся частоколом, с выбитыми рамами и стеклами, явно европейской конструкции, и узнал, что тут поселен был когда-то какой-то ссыльный, но в одну ночь его схватили и увезли, а с тех пор домик разваливается без присмотра... Все тем же лесом стали мы подниматься в гору, мороз был страшный... На рассвете на одном из перевалов я увидел впереди высокий хребет гор и узнал, что горы эти называются Хамар-Дабан...».

Но направление дороги вдоль южного берега Байкала, выбранное Батеньковым, привлекало специалистов своей простотой и удобством. В 1854—1855 гг. инженер-полковник Шац производит новые изыскания по данной трассе. В новом проекте были приняты почти все предложения Г.С. Батенькова.

Для содержания дороги в нормальном состоянии был установлен сбор с подорожных, а также с курьеров взимали плату за прогоны деньгами и серебром.

В1863 г. по высочайшему положению Сибирского комитета была разрешена постройка 11 станционных домов, в число которых вошли почтовые станции Введенская, Мотская, Большая Глубоковская. По техническим сметам было выделено 29236 р. 17к. из запасного капитала. Станции должны были быть построены к началу осени 1864 г. [2].

9 сентября 1866 г. в донесении на имя иркутского гражданского генерал-губернатора Шалашникова говорится о том, что «окончена постройка станционных домов Мотского, Большеглубоковского». На постройку Мотского станционного дома затрачено 4 607 р. 40 3/4 к. [3].

Строительство станционных домов Восточной Сибири осуществлялось по чертежам, утвержденным 2 декабря 1848 г. Высочайшим указом.

Все имущество почтовых станций, а также имеющихся при них построек подлежало учету. В Иркутском областном архиве в фонде Управления строительной и дорожной частями в Восточной Сибири сохранились описи на станционные почтовые дома со службами на Михтеевской, Утуликской, Мысовой почтовых станциях с подробным перечислением всего имущества. «Дом для проезжающих и писаря в длину 5 сажень, в ширину 4 сажени, с пристройками двух ретирад, обшитых тесом. Крыша окрашена краскою вохрою на масле, обшивка дикого цвета краскою на клею — одна штука. В ней комнат 4; образ во имя Спасителя в ризе под фальгою под стеклом, стоящий 1 рубль 50 копеек — одна штука; окон десять; дверей внутренних, столярной работы филенчатых окрашенных под ясень на желтых петлях — 4; к ним скоб медных — 8; наружных дверей — 2, одна обшита внутри войлоком; печей голландская — 1 штука; русская — 1 штука, камин с чугунной задвижкой, стол складной под политурой стоящий 12 рублей серебром — 2 штуки; диван турецкий, покрытый американской клеенкой, стоящий 12 рублей — 1 штука; стулья под политурой дюжина стоящие 25 рублей серебром — 12 штук; зеркало — 2 штуки вышиной 13, шириною 9 вершков в рамах под орех, стоящие 40 рублей с желтыми крючками и позолоченными решетками; стол для писаря с ямщиками — окрашенный — 1. Флигель для ямщиков в длину по улице 3 сажени, в ширину сажень — 1. Двор огорожен с трех сторон забором, который составляет и стену навеса — всего звен 13 штук. Два фонарных столба с желтыми фонарями, выкрашенными зеленою краскою и застекленными, стоящими 5 рублей — 2 штуки. Орел над воротами выкрашенный и позолоченный стоимостью 15 рублей — 1 штука» [4].

В фондах Иркутского краеведческого музея были найдены две фотографии с изображением Мотской и Большеглубоковской почтовых станций. Здания почтовых станций, изображенные на них, в настоящее время не существуют.

30 января 1871 г. в Управление строительством дорожных частей пришел запрос № 520 на выдачу из Иркутского губернского казначейства 853 р. 21 к. на исправление почтовых станций Мотской и Большеглубоковской. Выделенные средства были использованы на оплату печнику — 58 р., штукатуру — 22 р. 64 к., плотнику — 25 р., маляру — 1р. 43 к., чернорабочим — 22 р., приобретены сосновые доски на 81 р., масло конопляное на 11 р., железо на 13 р. 20 к. и т. д. [5].

К 1863 г. на Кругобайкальском тракте было построено 16 почтовых станций. При станциях были кузницы, постоялые дворы, трактиры, здесь содержали от 4 до 10 пар лошадей. Жители сел занимались ремонтом участков тракта, закрепленных за селами и каждым двором, — содержание тракта являлось государственной повинностью.

В ремонте тракта принимали участие не только крестьяне сел, но и иногородцы, т. е. рабочие из отдаленных населенных пунктов Иркутской губернии. В 1899 г. при ремонте тракта Моты — Большеглубоковская работали 50 человек китойских рабочих, а также рабочие Кажальского ведомства [6].

Летом 1883 г. в результате наводнения на р. Иркут был значительно разрушен участок тракта между Смоленщиной и Введенщиной. Разрушения на протяжении 15 верст полотна дороги были столь велики, что не имело смысла их ремонтировать. Новая почтовая дорога прошла по существующей проселочной дороге, минуя Смоленское и Введенское селения, через Олхинское селение на Мотскую станцию, сокращая расстояние на 7 верст. От Иркутска до Олхинской станции было 18 верст, а от Олхинской до Мотской — 19 верст. Эта дорога устраивала почтовое ведомство. Новая дорога использовалась недолго, так как давно сложившийся путь проходил через три населенных пункта, а новое направление лишало население этих сел хорошо отлаженных связей. Тракт вдоль р. Иркут был восстановлен. В фондах Музея Г.И. Шелехова есть копия карты «Проект проложения нового пути по Кругобайкальскому тракту» [7].

Жители притрактовых сел кроме ремонта занимались извозом. Договор, заключенный Российско-американской компанией на базе Иркутской конторы 30 ноября 1831 г., свидетельствует о перевозе ими на своих лошадях товаров этой компании: «...под высочайшим Его Императорского величества покровительством Российскою Американскою Иркутской конторе дали сей контракты Иркутского округа Жилкинской волости, крестьяне деревень Олхинское, Мотской Василий Кошкин и Баклашинские Тимофей Александров Соколов в том что 1-е договорились доставить на собственных лошадях и своими рабочими людьми из Иркутска в Кяхту по Круго-морской дороге компанейских пушных товаров...».

Кругоморский тракт был самым удобным путем сообщения Иркутска с Кяхтой в XVIII—XIX вв.

Исследование по изучению истории участка Кругоморского тракта Иркутск — Култук и роли жителей притрактовых сел Введенщина, Моты Большая Глубокая, Олха в строительстве и обслуживании тракта продолжается.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. В с. Введенском жил на поселении с августа 1839 г. по январь 1840 г. декабрист Александр Николаевич Сутгоф.
  2. ГАИО. Ф. 31. Д. 453. Л. 1-2.
  3. Там же. Л. 130.
  4. Там же. Л. 65-67.
  5. Там же. Д. 465. Л. 24-27.
  6. Там же. Ф. 208. Оп. 3. Д. 593. Л. 98.
  7. Там же. Ф. 31. Оп. 32. Д. 483. Л. 4.

 

Н.П. Дулепова

Порталу www.pribaikal.ru материалы предоставлены архитектурно-этнографическим музеем Тальцы