Экономика Усть-Удинского района имеет сельскохозяйственное направление с высокой долей лесозаготовок.

Новости, статьи

Владыка Евгений в селе Кочергинском (Кочерга) река Илим. 1913 год

Приписной храм в с. Кочергинском

Церковно-приходская школа в с. Кочергинском

Н.А. Пономарев. Поездка преосвященного епископа
Евгения в Киренский уезд в июне - июле месяцах 1913 г.
Иркутск. 2007. С. 230. (составители Крючкова Т.А., Шинковой А.И.).

Сохранены особенности написания географических названий, отдельных слов, некоторые особенности орфографии и пунктуации.

Небо заволокло тучами, ветер усиливался, поднимая пыль и заставляя шуметь «дуброву», во власть которой мы отдались… Свита уселась на верховых лошадей, а для Владыки была приготовлена двухместная тележка-фаэтон, на дрогах, данная одним из местных торговцев. Свернутая втрое кочма, брошенная на деревянное сидение, составляла единственное удобство предстоящего пути по хребтам. В 2 часа тро­нулись. Миновав крестьянские избы, сейчас же въехали в лес. Дорога представляла узкую тропу, удобную для верховой езды и едва сносную для езды тележной: поперек дороги то и дело попадаются корни деревьев, подбрасывающие тележку с седоками и значительно затрудняющие езду; к этому — дорога или спускается куда-то в пропасть, или поднимается на крутую гору. Пришлось ехать почти шагом. На протяжении всех 28 верст тропа ползет среди могучего, дикого леса, извиваясь змейкой по склонам хребтов. Вла­дыка много расспрашивал сидевшего «на козлах» ямщика о жизни местного населения, его занятиях, промыслах. Му­жичок откровенно выкладывал пред Архипастырем свою душу, считая себя счастливейшим из насельников Подво­лочной за беседу с Владыкой; не скрывал и своих поро­ков, особенно развитого у них порока пьянства. Беседуя с мужичком о деревенских способах лечения, Владыка, между прочим, поинтересовался, как крестьяне, в случае болезни, лечат своих кормильцев-землепашцев лошадей, — пни, ко­ряги и выбоины на пути то и дело грозили последним если не переломить, то вывихнуть ноги, — мужичок рассказал мно­гое о лечении вообще и коснулся, между прочим, способов костоправления. «Если лошадь «закопытится» (вывих баб­ки), — говорит мужичок, — надо лечить: на больной ноге лошадь идти не может. Ту ногу, которая рядом с больной, туго перевязывают, чтобы отерпла, и когда нога отерпнет, тогда лошадь гонят. Она не может ступить на отерпшую и ступает на больную — бабка направляется на свое место». Ветеринара не нужно… Беспомощность деревенская давно научила мужичка искать помощи у самого себя и выработа­ла для него своеобразные, подчас жестокие, способы лече­ния, костоправления, деревенского знахарства и т. под.

В 8 часов вечера мы делали последний спуск с крутого хребта. 28 верст ехали 6 часов… Владыка чувствовал себя разбитым и утомленным, болела голова от непривычного и трудного пути… Вот начались крестьянские пашни. За ними где-то далеко внизу виднелось заброшенное среди дебрей Илимских село Кочергинское. После 6-часового путешест­вия по глухой тайге нам оно показалось каким-то особенно приветливым… Слышался радостный приветственный звон, будивший тишину деревенского вечера, несшийся навстречу усталым путникам и затем терявшийся где-то там, далеко, далеко среди величественной сибирской тайги… Но вот и спуск к речке… — через нее надо переехать вброд, чтобы попасть в Кочергинское. Чувствовалось свежо. Около доро­ги мужички разложили костер и грелись в ожидании при­бытия Владыки. С затаенным нетерпением смотрели они на опушку леса, откуда должна была показаться кавалькада в 15–20 лошадей. Выстроившись рядами, чтобы всем видеть высокого гостя, они благоговейно обнажили свои головы, как только показалась из леса давно жданная тележка, а когда Владыка подъезжал к ним, они, как один, опусти­лись на колени и стояли так, пока он не миновал их. Меня тронуло это до слез… Как могут и умеют, они выражают Архипастырю свои чувства, благоговейно чтя его высокий сан… Владыка с любовию благословлял свою паству. Ко­чергинское было убрано по-праздничному: улица выметена, толпа разнаряжена во всевозможные цвета, от реки до хра­ма — путь устлан зеленью и цветами. Все село на берегу… Кочергинское — в 30—35 дворов, первый жилой пункт по р. Илиму, первое село Киренского уезда на нашем пути. Жители наполовину землепашцы, наполовину звероловы. В селе есть небольшой молитвенный дом в честь святых апостолов Петра и Павла, приписной к приходскому Коченг­скому храму [фото 1]. При входе Владыки в храм местный благочинный9 о. Беляевский10 встретил его приветственной речью, в которой, выяснив всю трудность путешествия по захолустному Илимскому краю, выразил радость от лица духовенства и населения, наконец дождавшегося посещения Архипастырского. В переполненном народом храме Владыка отслужил молебен свв. апостолам Петру и Пав­лу, после чего сказал прочувствованное слово о спасении, в котором выяснил — что для нашего спасения от греха, проклятия и смерти сделано Христом и что требуется от нас для получения совершенного Им спасения. В заклю­чение Владыка призывал слушателей просить благодатной помощи в борьбе с грехами и соблазнами мира у покровите­лей их и их храма — святых апостолов-мучеников Петра и Павла — и деятельно стремиться в продолжение всей своей земной жизни к спасению вечному, счастью не земному, тленному и скоропреходящему, а небесному, нескончаемо­му…* Молящихся было до 220 человек. Благословив на­род, Владыка проследовал в местную церковно-приходскую школу [фото 2], где спрашивал учеников по Закону Божию, русскому языку и арифметике. Ребятенки робели, ответы были не всегда удачны, но в общем удовлетворительны. Учительницей состоит Надежда Слободчикова, окончившая курс Малышевской второклассной школы. Учащихся — 9 мальчиков и 3 девочки. Здание школы построено в 1903 г. на средства попечителя — крестьянина Кочергинского села Николая Александр[овича] Облизанова; для этого забро­шенного села можно признать его весьма благоустроенным. Испытанием учеников в школе и закончился вечер 3-го числа. На другой день в 8 час. утра был детально осмот­рен храм и проверены школьные документы, а в 9 час., в сопровождении благочинного и пристава П.К. Гросса, отправились дальше вниз по р. Илиму. Пристав оказался очень предупредительным, как власть, и очень прекрас­ным, как человек. Для Владыки была доставлена неболь­шая крытая лодка, мелкосидящая, а братия отправилась на берестянках, в каждой по одному пассажиру; отдельно вез­ли на берестянках багаж. Целая флотилия… Илим, можно с уверенностью сказать, еще не видывал такого зрелища… Передвигались с быстротою по 8 верст в час. Лодка то и дело ударялась о камни, так как глубины здесь всего око­ло полуаршина. Речушка — шириной 4–5 саж., протекает между гор; по берегам дикий лес, преимущественно, ель; сразу от берега начинается непролазная густая чаща леса, так что медведи нередко выходят к самому берегу реки и, оставаясь невидимыми, караулят свои жертвы. Рассказыва­ют, что не так давно медведь спокойно поселился в зимовье, на берегу реки, против деревни и, пользуясь тем, что мужс­кое население уходило в это время на промысел, некоторое время безнаказанно благодушествовал, похищая то лоша­дей, то коров… Население терпеливо переносило лишения, пока наконец Топтыгин не отважился напасть на мужичка, приехавшего к зимовью за сеном, отобрал у него лошадь, но за то и самому после этого было отказано в радушном приеме… побрел Миша в родную стихию, был нагнан и… оставил шкуру на память о своей отважности…

Примечание:

9 Благочинный — священник, возглавляющий благочиние и являющийся помощником правящего епископа в надзоре за прихо­дами и духовенством церквей. Права и обязанности благочинного довольно обширны. Он следит за благоустройством церквей, пра­вильным ведением церковного хозяйства, церковных документов и за нравственностью духовенства.

10 Беляевский Евграф Алексеевич (1865 — после 1929). Родился в д. Паршино Киренского уезда Иркутской губернии. Сын священника (по другим сведениям — сын чиновника). После окончания в 1887 г. курса Иркутской учительской семинарии 11 лет работал учителем приходских училищ в селах Верхоленского уезда Иркутской губернии Манзурка и Знаменское. 28 июля 1898 г. рукоположен в сан диакона церкви Пророка Илии с. Анга Верхо­ленского уезда Иркутской губернии (ныне Качугский район Ир­кутской области), а 5 августа 1901 г. — в сан священника церкви Покрова Пресвятой Богородицы с. Нижнеилимское (Тушамское) Киренского уезда Иркутской губернии (ныне Нижнеилимский район Иркутской области). В 1909 г. переведен в церковь Михаи­ла Архангела с. Романово Киренского уезда Иркутской губернии (ныне Нижнеилимский район Иркутской области) на должность священника и 13 марта 1909 г. утвержден исполняющим долж­ность благочинного 3-го округа Киренского уезда. В 1920-е гг. служил священником в церкви Успения Пресвятой Богородицы Иркутска и в Иркутском соборе Богоявления Господня.

* В поучениях Владыки привожу только главные мысли. Записать полностию поучения не было возможности, за недостатком времени.

 

На сайте www.pribaikal.ru
публикуется с разрешения издателя
Архитектурно-этнографического музея «Тальцы»

Книга издана при финансовой поддержке 
Государственного архива Иркутской области