Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Владыка Евгений в селе Коченгском (Коченга). Река Илим, 1913 год

Алексеевский храм в с. Коченгском

Церковно-приходская школа в с. Коченгском

Н.А. Пономарев. Поездка преосвященного епископа
Евгения в Киренский уезд в июне - июле месяцах 1913 г.
Иркутск. 2007. С. 230. (составители Крючкова Т.А., Шинковой А.И.).

Сохранены особенности написания географических названий, отдельных слов, некоторые особенности орфографии и пунктуации.

Село Коченгское расположено на левом берегу р. Или­ма при слиянии двух речек — Коченги и Илима; в нем 53 двора. Приходский храм вне села, в поле, посвящен име­ни св. Алексия, человека Божия11, существует с 1862 года, имея при себе 1210 душ прихожан обоего пола. Храм достаточно прочен и всем нужным снабжен, обнесен хорошей деревянной оградой. По штату положен священ­ник и псаломщик. Священник Мичурин12 только что при­ехал, будучи переведен из Шамановой. Бывший священник о. Лыхин выехал из Коченги 20 марта, значит, приход сто­ял свободным 2 1/2 месяца, заведовал им илимский свя­щенник о. Н. Савватеев13. О. Мичурин с образованием 3 кл. духовного училища, в сане священника служит 18 лет. Должность псаломщика относит Василий Плетенев14, обу­чавшийся в Киренской второклассной школе, 19 лет. Про­сил Владыку о рукоположении его в сан диакона; получил отказ, за малолетством и неподготовленностию.

В 8 час. утра Владыка вышел из лодки. По пути к храму он выслушал краткий доклад о. благочинного о состоянии прихода; многочисленная толпа в глубоком молчании сопровождала нас. В храме Владыка отслужил молебен св. Алексию, человеку Божию и св. Иннокентию Иркутскому с акафистом. Народу собралось более 300 челов. Так как Коченгский приход в значительной степени подвержен пороку пьянства, то Владыка признал нужным предложить наро­ду назидание о вреде и пагубности пьянства. Прекрасное слово его было выслушано при гробовой тишине и, несом­ненно, запало глубоко в сердца слушателей… Храм и все церковные документы найдены в порядке, деньги и свечи в целости. Из храма Владыка проследовал в местную цер­ковно-приходскую школу, где произвел экзамен выпускным ученикам по всем предметам курса, сделавши отметку в визитационной книге, что познания учащихся вполне удовлетворительны. В школе всего обучается 15 мальчиков и 8 девочек. Учащим состоит дочь крестьянина, девица Ксения Попова с 11 февраля 1913 года, с образо­ванием Малышевской второклассной учительской школы. Имущество школы в порядке. Преподавши благословение ученикам и раздавши привезенные гостинцы — пряники и конфекты, Владыка посетил местного благотворителя школьного и церковного К.И. Щегорина, священника о. Ми­чурина и псаломщика Плетенева. Коченгское было настро­ено по-праздничному. Мужики и бабы, разодетые, сидели около домов и тотчас вставали, как Владыка показывался на улице. В 2 часа дня отправились дальше. Плыть теперь было безопасно, р. Коченга углубила воды Илима вдвое, шиверы встречались редко, да если и попадались, то камни были на значительной глубине, не представляя опасностей для нашей флотилии. Отсюда мы отправились на четырех крытых лодках: в одной плыл Владыка с сопровождавшим его священником, в другой — свита, в третьей — становойпристав и в четвертой — благочинный.

Примечание:

11 Святой Алексий, человек Божий, преподобный (около 360–411). Родился в Риме в богатой и благочестивой семье се­натора. По желанию родителей вступил в брак с царской родственницей, но в день свадьбы тайно скрылся из дома и на ко­рабле уплыл в г. Едес, где прожил 17 лет нищим, пребывая на церковной паперти в строгом посте и непрестанной молитве. По воле обстоятельств вернулся в Рим и 20 лет жил в хижине у ворот родительского дома как нищий, не узнанный своими родителями и женой, которые его постоянно оплакивали. Сердце Алексия над­рывалось от жалости к родным, но любовь к Богу все побеждала. Перед кончиной он описал свою жизнь. Погребен был в церкви мученика Вонифатия в Риме. Мощи преподобного Алексия были обретены в 1216 г. День памяти 17 (30 по н. ст.) марта.

12 Мичурин Константин Яковлевич (1863 — после 1921). Родился в г. Верхнеудинск Забайкальской области Иркутской губернии в семье дьячка Верхнеудинской Спасской церкви. Обу­чался в Иркутском духовном училище, по болезни вышел из 3-го класса. В августе 1880 г. был определен исполняющим должность псаломщика в собор Спаса Нерукотворного Образа в пос. Бала­ганск Балаганского уезда Иркутской губернии (ныне Балаганс­кий район Иркутской области). 14 марта 1886 г. рукоположен в диакона церкви Покрова Пресвятой Богородицы с. Новая Уда Балаганского уезда Иркутской губернии (ныне Усть-Удинский район Иркутской области). 1 июля 1887 г. переведен к церкви Пресвятой Троицы д. Малышевка Балаганского уезда Иркутской губернии (ныне Усть-Удинский район Иркутской области) на ту же должность. 26 ноября 1894 г. рукоположен в священника цер­кви Преподобного Алексия, Человека Божия с. Коченгское Киренского уезда Иркутской губернии (ныне Усть-Удинский район Иркутской области). 26 августа 1905 г. переведен в Новоудинс­кую Покровскую церковь. 22 июня 1907 г. переведен в церковь Трех Святителей Вселенских с. Шаманское Киренского уезда Иркутской губернии (ныне Усть-Илимский район Иркутской об­ласти). 15 февраля 1913 г. переведен в Коченгскую Алексеевскую церковь. В 1921 г. временно исполнял обязанность благочинного Балаганского уезда.

13 Савватеев Николай Стефанович (около 1863 — после 1914). Родился в мещанской семье, образование получил в Красноярской учительской семинарии, после окончания которой в 1883 г. был назначен учителем в Карапчанское училище Киренского уезда. 23 января 1885 г. по собственному прошению определен испол­няющим должность псаломщика при церкви Святителя Николая Чудотворца с. Карапчанка Киренского уезда Иркутской губернии (ныне Усть-Илимский район Иркутской области). 20 января 1892 г. рукоположен в диакона и оставлен при Карапчанской церкви. 22 июля 1893 г. рукоположен в священника церкви Трех Святителей Вселенских с. Шаманское Киренского уезда Иркутской губернии (ныне Усть-Илимский район Иркутской области). 10 апреля 1906 г. переведен на должность священника церкви Преподобных Зо­симы и Савватия Соловецких с. Падунское Нижнеудинского уезда Иркутской губернии (ныне Братский район Иркутской области). 2 мая 1909 г. по собственному прошению переведен в церковь Спаса Нерукотворного Образа г. Илимск Киренского уезда Иркутской губернии (ныне Нижнеилимский район Иркутской области), где служил более 5 лет. С 1909 г. состоял законоучителем двухклас­сного училища г. Илимска.

14 Плетенев Василий Яковлевич (около 1893 — после 1913). Родился в семье псаломщика. Обучался в Киренской второклассной школе. 21 октября 1910 г. временно командирован исполнять должность псаломщика при миссионерской церкви Рождества Пресвятой Богородицы д. Молька Балаганского уезда Иркутской губернии (ныне Усть-Удинский район Иркутской области). 24 ян­варя 1912 г. переведен с тем же званием в церковь Преподобного Алексия, Человека Божия с. Коченгское Киренского уезда Иркут­ской губернии (ныне Усть-Удинский район Иркутской области).

 

На сайте www.pribaikal.ru
публикуется с разрешения издателя
Архитектурно-этнографического музея «Тальцы»

Книга издана при финансовой поддержке 
Государственного архива Иркутской области