Баяндаевский район. Основа производственного потенциала Баяндаевского района – сельское хозяйство. На территории Баяндаевского района сельскохозяйственным производством занимаются 7 сельхозорганизаций, 16 КФХ, 4153 ЛПХ. В течение 2008 года образовано 8 КФХ.

Беларусская вёска

Парфёнов Илья, Тургеневка

Над моим селом встаёт рассвет,
Тают горы в сизо – синем дыме.
Носишь ты уже немало лет
Доброе писательское имя…
Милая Тургеневка моя!
Я в краю далёком не забуду
Родины любимые края
И ТЕБЯ, КАК ПОДЛИННОЕ ЧУДО!..

Рассказ о своей малой Родине я начал строками из стихотворения Александра Рыжего, когда-то приехавшего в наше село музыкантом и прожившего здесь всего несколько лет. Красота и просторы белорусской вёски в Сибирской глубинке, поразили автора строк. Тургеневка стала для него родной и любимой. Он посвятил ей своё стихотворение…

Я счастлив и горд тем, что живу в таком живописном уголке земли, богатом своей историей, культурой и традициями.

История моего села уходит корнями в начало прошлого века, когда в годы Столыпинской реформы началось переселение крестьян с центральных районов России в Сибирь. Коренные жители Тургеневки – переселенцы из Белоруссии, из Гродненской губернии. Всё это я узнал, когда посетил наш школьный музей. Ознакомился с документами (есть даже копии 1910 года, оригиналы купюр 1898 г. и т.д.).

В 1907 году в Сибирь были отправлены ходоки, чтобы не ехать семьями неизвестно куда, а знать место наверняка. Место им понравилось: пригодное для распашки и небольшая река Булга рядом. Но и работы, конечно, было много, ведь дремучая тайга, необходимо было корчевать лес. И вот в феврале 1909 года более 60 семей отправились на поезде в далёкую Сибирь. Ехали долго – выехали в феврале, приехали в мае. Каждой семье выделили по гектару земли, и белорусы сразу начали обустраиваться: вырубали лес, выкорчевывали пни, распахивали земли. Из всех переселенческих участков Тургеневский был самым крупным. Тургеневка названа так в честь великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Однако есть и такая версия, что земли, на которых располагается деревня, принадлежали буряту Тургэну.

Я же всё-таки придерживаюсь первой версии, ведь сёл с таким названием в России несколько, а также доказательством тому служит тот факт, что неподалёку от неё расположены и другие «писательские» деревни: Толстовка, Васильевск.

Первое время переселенцы жили в землянках, которые они называли «будами». Но вскоре они вынуждены были их покинуть, т.к. их жилища были затоплены во время весеннего наводнения. После чего деревню поставили повыше, на том месте, где нынче стоит Тургеневка. Из-за сурового климата некоторые не выдержали и вернулись на Родину. Но самые стойкие, невзирая на лютые сибирские морозы, продолжали строить село.

Прежде чем появились признаки улиц, белорусы составили план своего поселения. Улица широкая, ровная. Через каждые шесть домов – переулок, возле дома палисадник. Улицы протянулись с востока на запад. Удачно была выбрана «роза ветров». Эта планировка сохранена и по сей день. За лесом ездить не приходилось. Вокруг была тайга. Пилили деревья, обрезали обзол. Поэтому первые дома переселенцев были не из круглых брёвен, а из лафета (при помощи топора и пилы двуручной получался лафет), и потому внутри дома стены были ровные, и женщины стали белить их белой глиной. Белая глина есть совсем рядом. Крыши крыли сначала корьём, потом соломой, дранкой, тёсом. Дома рубили сообща, так было быстрее и легче, и следующая зима не была уже такой страшной. Печи клали из плитняка. Печь стояла посреди дома. Окна были маленькие, выходили на восток. Потолки были низкими – всё это для того, чтобы удержать тепло.

Была в избе немудрёная мебель – лавки, стол, «скрыня» – сундук, у кое-кого привезённые кровати. Делали и полати, на которых спали дети. Среди приехавших были мастера – плотники. Это Онуфрий Зарембо с сыновьями и Подаровский Иван с сыновьями. Их часто нанимали для строительства домов. Некоторые дома, построенные ими почти сто лет назад, стоят до сих пор.

Не могу не рассказать о том, как начинали обучать детей. Всего приехали около шестидесяти семей. Приехали люди грамотные, и им хотелось, чтобы и их дети обучались. В 1910 году староста Тургеневского участка Давид Гурин отправился в г. Иркутск в администрацию губернатора с прошением о строительстве школы. В прошении была изложена просьба переселенцев – белорусов о строительстве школы. Письмо подписывали 60 человек, кроме того было изложено обоснование, причины строительства учебного заведения. На начало 1910 года насчитывалось 64 ребенка школьного возраста. Прошение было одобрено и решено было выделить 2320 рублей на строительство школы. С 1911 года началось строительство школы.

Пока шло строительство школы, детей обучали в частных домах. Первыми учениками были Дриго Григорий Петрович, Горошко Филипп Иванович. Их учителями были – Шайдорова Нина Ивановна – дочь Харатского церковного служителя и Григорий Иванович Грангов.

В 1913 году была построена первая школа под названием народное училище. В центре села – высокое круглое здание, покрытое железом. Два входа, три комнаты, одна из которых служила квартирой для учителей. В каждом классе была печь, классные доски и парты были покрашены в черный цвет, освещение керосиновое. Вокруг школы был глухой забор, во дворе построены баня и амбар. Занятия в школе велись в две смены. Осенью занятия начинались только после того, как выкопают картофель, ведь он был основным продуктом питания. До 1918 года в школе преподавали «Закон божий», приезжал священник из Баяндая на лошади один раз в неделю. Долгие годы работали в школе Лаврова Таисия Григорьевна и Дурницына Елизавета Владимировна.

В начале тридцатых годов в стране вводится обязательное начальное образование, количество учащихся возрастает. В 1930 году в школе была создана пионерская организация. Классы были по тридцать человек. Заканчивая четыре класса, многие продолжали учебу дальше, в Баяндае или Хоготе. Например, Горошко Татьяна Степановна (Макаревич) закончила семь классов и впоследствии она вела курсы ликбеза. Во время войны учителя и школьники после занятий собирали колоски в поле, занимались прополкой полей. Было очень трудное время, но всё выдержали! Я просто поражаюсь стойкости людей того времени!

День за днём, год за годом, трудились люди в родном селе, благоустраивали свои дома, быт. Занимались растениеводством, животноводством. Росло производство зерновой, молочной и мясной продукции. В селе создаётся сельхозартель им. Пушкина, которая в последующем будет переименована в колхоз им. Чапаева. Благодаря трудолюбию, ответственности, сплочённости народа, грамотности руководства, на протяжении многих лет, хозяйство нашего села считалось лучшим не только в районе, но и в области.

Передовые механизаторы и доярки награждались медалями, грамотами, путёвками на лучшие курорты, приобретали вне очереди машины и мотоциклы.

Война. Это жестокое, страшное, кровавое слово заглянуло почти в каждый дом советского народа. Убило счастье, радость и покой миллионов людей. Не прошла война стороной и наше село. В те роковые сороковые ушли на фронт
140 юношей, а вернулись 63 солдата. Судьба у каждого воина своя, одна, неповторимая.

Мои односельчане воевали на разных фронтах. Среди них есть те, кто дошёл до Берлина: мой дедушка Лойко Алексей Андреевич, Горошко Михаил Иванович, Синкевич Василий Иванович, Гуревский Василий Фёдорович, Здышов Илья.

Я горжусь своими земляками, их подвигом и отвагой. Ради светлого будущего они рисковали жизнью, шагая под пулями вперёд, к Победе…

В центре села Стоит обелиск…

Это слова из песни «Обелиск», которую написал наш земляк, заслуженный деятель культуры, Чувашов Виктор Она посвящена всем воинам, отдавшим свою жизнь за любимую Родину.

В нашем селе Тургеневка в 1975 году был установлен обелиск, где на гранитных плитах высечены имена и фамилии воинов-земляков, павших на полях боёв. Также высечены имена героев, вернувшихся домой. Каждый год, в день Победы, мы приходим к обелиску, чтобы отдать дань Памяти тем, кто победил фашизм и завоевал мир на земле…

К сожалению, уже нет в живых ветеранов войны, нет вдов ветеранов. Редеют ряды и ветеранов тыла. Их вклад в Победу бесценен. Будучи детьми, подростками, трудились они в полях, лесах, наравне со взрослыми.

Да разве об этом расскажешь,
В какие ты годы жила.
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла…

«Всё для фронта! Всё для Победы!»

О себе думать было некогда. Оставшись на селе без мужской силы, женщины и дети выполняли тяжелейшую работу: возили возами сено на лошадях, пахали на тракторах, боронили, заготавливали в лесу дрова, пасли скот. Нужно было жить, выживать, помогать фронту. Продукты, вязаные вещи (варежки, носки) – всё отправляли на фронт, солдатам.

Нелёгкая судьба выпала на долю и моей бабушки – Лойко Людмилы Ивановны. Когда началась война, ей было всего 10 лет. Отец ушёл на фронт, а дома осталась беременная жена и пятеро детей, старшему из которых было 14 лет. Это были тяжелейшие годы в истории страны, которые сумели пережить и мои земляки.

Послевоенные годы были не менее тяжёлыми для народа: голод, разруха. Но нужно было строить мирное будущее. Вернувшиеся с войны мужчины приступили к работе в колхозе. Дел было немало: нужно было выращивать урожай, увеличивать поголовье скота, заниматься благоустройством села. В мирное время обучение в школе стало более всесторонним: появились новые учебники, учителя стали больше времени уделять занятиям с учениками, появилась восьмилетняя система обучения, теперь уже, начиная с 1987 года, школа имеет статус средней школы.

Благодаря трудолюбию односельчан, село наше быстро развивалось: была построена АЗС, большое зернохранилище, три молочно-товарные фермы, клуб (ныне МБУК ИДЦ МО «Тургеневка»), врачебная амбулатория, детский сад, музей, школа, сельская библиотека, магазины.

В этом году наша беларусская вёска будет отмечать своё 112-летие.В селе работают люди разных профессий, мастера, специалисты. Многие жители села – заслуженные люди, имеющие государственные награды. Есть почётные граждане района, округа.

Школа славится учителями, имеющими звания и награды.

В селе сохраняется и развивается белорусская культура (обычаи, обряды, национальная кухня). Сотрудничаем с белорусскими товариществами из города Иркутска. Проводятся совместные праздники («Гуканье вясны», «Дожинки», «Покровы», «Калядки»). Есть белорусский ансамбль «Варэнички», детский фольклорный ансамбль «Рушничок».

Есть в нашей вёске мастер, который занимается старинным ремеслом – плетением из бересты – Еликов А.В. Его берестяные туески, корзины, вазы – настоящие шедевры!

Украшением села является школьный историко-этнографический музей, где хранится вековая история белорусского народа, его жизнь. Заведующая музеем Гуревская В.В бережно хранит исторические предметы наших предков, документы, информационные справочники – всё то, что дорого нам, напоминает о жизни наших предков. В 2016 году на территории музея была открыта мемориальная доска, посвящённая нашему земляку, Гуревскому Анатолию Степановичу. Всю свою жизнь он посвятил развитию нашего села.

В годы его управления, колхоз являлся многократным лидером по производству сельхозпродукции. За достигнутые успехи коллектива он был удостоен высшей награды Родины – ордена Ленина, Ордена Отечественной войны 1 степени, награждён медалями «За победу над Японией», «30 лет
Советской Армии и флоту», «20 лет победы в ВОВ», бронзовой, серебряной и золотой медалями ВДНХ, был почётным гражданином Усть-Ордынского Бурятского Автономного Округа.

В нашем селе есть строения, которые можно назвать историческими памятниками, построены они почти век назад: мельница, колодец (ветряк), старинные дома с резными наличниками, сделанные местными мастерами.

Я думаю, что история нашего села безгранична. Ведь имея такую богатую историческую биографию, «Тургеневка» продолжает шагать «в ногу со временем»

Сейчас в селе развиваются крестьянско-фермерские хозяйства: КФХ Шкилевич М.И, КФХ Гончарук А.В, КФХ «Булга», КФХ Зданович А.А, КФХ «Даниловка». Это животноводческие и растениеводческие хозяйства.

Есть в селе пекарня, где выпекают душистый ароматный хлеб, занимается этим семья Шурко А.В.

Шесть лет назад в Тургеневке построили школу, которую посещает более ста детей. Это современное двухэтажное здание – долгожданная радость всех жителей села.

«Жизнь прожить – не поле перейти», гласит народная мудрость.

Если село процветает, дома жителей утопают в садах, на улицах резвится детвора, а люди куда-то спешат – значит, живёт село!!!

К 100-летию села глава Администрации Недосекина С.В сочинила красивое стихотворение, а учитель музыки Юрецкая Л.А подобрала мелодию. Так появился гимн Тургеневки.

Я люблю свою малую Родину, её красивые леса и золотистые поля, люблю свой дом, семью. Я счастлив, что у меня такая БОЛЬШАЯ МАЛАЯ РОДИНА.

И свою конкурсную работу я хочу завершить словами из песни «Гимн Тургеневки»

…Приезжаю, прилетаю, возвращаюсь,
И волнуюсь, слёзы не тая.
Ты живи, живи, живи, моя родная
Родина, Тургеневка моя!!!…