Экономика Бодайбо
Фрагмент из книги М.А. Винокурова и А.П. Суходолова
«Города Иркутской области», 2010 год
На сайте "Прибайкалье" (www.pribaikal.ru)
публикуется с разрешения авторов
Экономика. Градообразующей основой Бодайбо является золотодобывающая промышленность. Благодаря развитию данной отрасли возник и существует современный город. Отрасль представлена как крупными золотодобывающими предприятиями (ОАО «Лензолото», ЗАО «Артель старателей «Витим», ОАО «Высочайший», ООО «Ленская золоторудная компания»), так и небольшими старательскими артелями, действующими на территории Бодайбинского района.
Кроме золотодобывающей промышленности в Бодайбо развивались строительство и промышленность строительных материалов. В конце 1980-х гг. восточнее аэропорта начал строиться завод крупнопанельного домостроения (в кризисные 1990-е годы его строительство было остановлено).
В числе прочих отраслей торговля, бытовое обслуживание, общественное питание и др. Данными видами деятельности занимается около сотни частных предпринимателей.
Ископаемые ресурсы. В пределах Бодайбинского района сосредоточено 95 % россыпного и примерно столько же рудного золота Иркутской области. Кроме того, в районе имеются запасы кварца, кирпичных глин (в Бодайбо действовал кирпичный завод), песка, гравия, извести, сапропеля, чароита и др.
Транспортная доступность. В дореволюционный период к приискам витимской системы можно было попасть из Иркутска — сначала до поселка Жигалово по гужевой дороге (400 км), затем пароходом вниз по Лене и далее вверх по Витиму (350 км). Был еще один путь — по Ангаре через несколько порогов, затем через водораздел между Ангарой и Леной по грунтовой дороге (длиной 260 км) и вновь на пароходедо Бодайбо. Только исключительные богатства россыпей давали возможность золотопромышленному району успешно развиваться в этом глухом и отдаленном уголке Восточной Сибири.
Водный транспорт. В настоящее время реки Лена и Витим продолжают оставаться основными транспортными магистралями для доставки в Бодайбо и золотопромышленный район крупных грузов и горюче-смазочных материалов. Реки судоходны с конца мая до конца октября (пять месяцев в году). В Бодайбо находится несколько пристаней, наиболее крупная — в центральной части города.
Авиатранспорт. Первые воздушные линии между Иркутском и Бодайбо были организованы в конце 1930-х гг. Грузовые транспортные самолеты стали совершать полеты с 1967 г.
В настоящее время аэропорт Бодайбо относится к категории внутренних и находится в пределах городской черты, в 3 км к востоку от центра города. Он имеет грунтовую взлетно-посадочную полосу протяженностью 1 600 м и шириной 42 м. Может принимать легкие (Ан-2) и средние (Ан-24 и -26, Як-40) самолеты, а также вертолеты всех типов. В советское время с бодайбинского аэропорта осуществлялось много авиарейсов в различные города и поселки Иркутской области и Якутии, а также внутрирайонные авиаперевозки. Ныне регулярные авиарейсы выполняются только до Иркутска. Но, несмотря на сокращение числа авиаперевозок, аэропорт продолжает сохранять свое значение важного северного авиаузла.
Еще в советский период в Бодайбо начали строить мост. Строительство было прервано с началом кризисных 1990-х годов. Сейчас в летнее время в городе действует паромная переправа, соединяющая город с автодорогой Таксимо — Бодайбо.
В целом же город Бодайбо, как и весь Бодайбинский район, относится к территориям Иркутской области, куда массовый завоз грузов осуществляется в ограниченные сроки, главным образом водным транспортом в летний период или автотранспортом по зимникам.
ЖКХ. Общая площадь жилищного фонда города Бодайбо — более 450 тыс. м2, или 0,8 % жилищного фонда Иркутской области. Водопроводом и канализацией оснащено примерно 70 % жилья, централизованным отоплением — около 80 %, горячим водоснабжением — 65 %, напольными электроплитами — 74 %. Газификации нет.
В городе намечены мероприятия по реконструкции систем теплоснабжения. За счет формирования единой централизованной системы теплоснабжения планируется сократить объем завоза жидких энергоносителей (соответственно, и бюджетные расходы). Мероприятия предусматривают модернизацию котельной ЦОК-1 с увеличением ее установленной мощности, системную реконструкцию тепловых сетей города и строительство их новых участков, установку локальных котельных, модульных центральных тепловых пунктов и создание гидравлически независимых трехступенчатых тепловых контуров. Несмотря на высокую стоимость всего проекта, он характеризуется 15-процентной рентабельностью, что позволяет привлечь для его реализации внебюджетные инвестиции.