Бодайбинский район : История
История. История города Бодайбо берет свое начало с лета 1863 года, когда одна из поисковых партий иркутского купца 1 гильдии Михаила Сибирякова под руководством казака Ивана Новицкого обнаружила в бассейне речки Бодайбо золотоносную россыпь. Спустившись к устью Бодайбо, Новицкий застолбил участок для будущей резиденции. Выгодное месторасположение новой резиденции – правобережье полноводного Витима, одного из основных притоков Лены – вскоре по достоинству оценили и другие золотопромышленники.
С появлением постоянного населения стали возникать торговые и питейные заведения, открылись отделения Государственного банка и почтово-телеграфная контора. Рост числа постоянных жителей потребовал введения городского управления, и 10 (23) июня 1903 года в Петербурге по ходатайству жителей Бодайбинской резиденции последний русский царь Николай II подписал указ о присвоении поселку Бодайбинские резиденции статуса города. Так волею царя, трудом российского народа в глухой тайге родился город Бодайбо.
Горные работы требовали привлечения значительных сил и средств. Золотопромышленники объединили свои усилия, образовывая различные товарищества и компании, среди которых к началу ХХ века наметился безусловный лидер – «Лензото» («Ленское золотопромышленное товарищество»).
В 1910 году «Лензото», усиленное Петербургским и Английским капиталом, стало хозяином огромного края. В зависимость от него попала большая часть уездов Ленского бассейна. В число акционеров компании входили министр финансов граф Витте, императрица Мария Федоровна (мать царя Николая П), многие влиятельные князья и министры.
В угоду акционерам, требовавшим скорейшего получения прибылей, правлением товарищества было принято решение о смещении с поста главноуправляющего промыслами прогрессивного горного инженера Л.Ф.Граумана и замене его практиком И.Н.Белозеровым. Жестокий и безжалостный, он не только единолично решал основные производственные вопросы, но и полновластно распоряжался судьбами служащих, рабочих и членов их семей. Он признавал лишь один вид рационализации – усиленный нажим на рабочих, за малейшие провинности, подвергая их штрафам. Качество продуктов питания при нем неизменно ухудшалось, заработки постоянно снижались, а время рабочего дня возросло. Рабочие трудились в ужасных условиях, называя свой труд добровольной каторгой.
Терпение горняков иссякло и к весне 1912 года прииски «Лензото» охватила забастовка. В ответ на это для наведения порядка из Киренска была вызвана рота солдат.
Утром 4 (17) апреля колонна из нескольких тысяч горняков двинулась на прииск Надеждинский (ныне Апрельск), где в то время располагалась контора главноуправляющего, чтобы подать заместителю прокурора Иркутской судебной палаты Преображенскому жалобу на действия администрации. Колонна не дошла до квартиры Преображенского 120 сажен, когда раздалась команда: «Пачками пли!» и тайгу огласили пятнадцать сухих залпов. Стреляли солдаты и приисковые стражники. Итог кровавой трагедии – 270 убитых и 250 раненных.
Сведения об этом стали известны Николаю II, министрам и Государственной Думе. В негодовании всколыхнулась вся Россия.
После Ленского расстрела резко сократилась добыча золота. 8 909 человек, включая женщин и детей рабочих, покинули политую кровью землю. Хозяева набрали новых рабочих.
В советское время в пос. Апрельск поставлен памятник на месте апрельского расстрела и братская могила жертвам Ленского расстрела. На месте трагедии ежегодно проводится траурный митинг, куда съезжаются ветераны, производственники, студенты, школьники, представители общественности. Память о борьбе горняков бережно сохраняется потомками.
История нашего края легендарна и даже уникальна. Во многом наши предки были первыми, в частности:
- в 1889 году начала работу первая высоконапорная элеваторная гидравлика на прииске Павловский по рч. Ныгри;
- в 1892 году установлена телеграфная связь с внешним миром;
- в 1895 году Компания Промышленности начала строительство узкоколейной железной дороги от пристани на реке Витиме к своим приискам. Жители Бодайбинской резиденции услышали гудок паровоза раньше, чем жители Иркутска (1898г.);
- в 1896 году – появилась телефонная связь между приисками;
- в 1896 году на прииске Павловский по рч.Ныгри введена в действие первая в бассейне реки Лены гидроэлектростанция мощностью 300 кВт. Она была первой в России с применением электропередачи высокого напряжения (10 тысяч вольт);
- в 1898 году по рч.Ныгри начала функционировать первая в России электрическая дорога для производственных нужд;
- в 1968 году впервые в отечественной практике применена глубокая вскрыша торфов на экскаваторных и дражных полигонах с помощью шагающих экскаваторов-драглайнов с емкостью ковшей 10, 15 и 20 кубометров; построена Мамаканская ГЭС, первая в зоне распространения многолетнемерзлых пород;
- в 1969 году введена в эксплуатацию самая мощная в СССР и мире драга с емкостью черпака 600 литров, способная драгировать до глубины 50 метров.
Словом, эти и многие другие технические и технологические новшества впервые разрабатывались и внедрялись на Ленских приисках, оказывая существенное влияние на технический прогресс всей отрасли России.
Памятниками исторического наследия района являются:
- Памятник жертвам Ленского расстрела 1912г. (п. Апрельск). Относится к памятникам федерального значения. Стоит на месте кровавых событий 1912г., вошедших в историю под названием Ленского расстрела. Мемориал сооружен в 1967 году и существует по сей день. Архитектор – В.М. Новак, Скульптор – Н.Л. Штамп, инженерные работы – А.И. Помошин.
- Братская могила жертв Ленского расстрела
- Братская могила рабочих, расстрелянных колчаковцами в 1919г. (г.Бодайбо)
- Мемориал. Памятник в честь погибших бодайбинцев в годы ВОВ 1941-1945 г.г.
- Паровоз серии «ГР» производства ГДР (1951г.) – память о первой железной дороге в Восточной Сибири (г.Бодайбо).
Информация предоставлена
Администрацией Бодайбинского района
от 10 февраля 2011 года