Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Туризм как инструмент возрождения деловой активности МСП в Иркутской области в посткоронавирусную эпоху

Поводом к написанию этого материала стала информация о том, что новый губернатор подписал договор с руководителем Агентства по туризму Екатериной Сливиной на время своих полномочий. Честно скажу, что это кадровое назначение меня порадовало, потому что сегодня, когда на федеральном уровне начали проявлять реальный интерес к развитию индустрии туризма в России, когда на горизонте замаячил нацпроект по туризму, ожидаемо появились и желающие «порулить» этой темой. Это и горластые «общественники», и бывшие строители или «эффективные менеджеры» без какого-либо представления о специфике туризма, но «со связями», и пр. и пр. Дать сейчас такому возможность «порулить туризмом» – это значит потерять годы на то, чтобы человек вошел в курс дела, освоил принципы и технологии бюджетной политики, да и просто наработал опыт, связи и авторитет, которые бы обеспечили вхождение и в различные программы поддержки туризма, и в нацпроект, если он действительно будет принят.

У маленького коллектива Агентства по туризму Иркутской области имеется серьезный потенциал. В том числе и потому, что сегодня возглавляет его руководитель с большим опытом работы и знанием реальной ситуации в сфере туризма, с авторитетом у турбизнеса, да и просто с нормальными человеческими качествами. Поэтому все, кто приходит в Агентство по туризму с конкретными, и при этом – с реальными предложениями, получают поддержку, по крайней мере – административную, информационную. Несмотря на то, что коллектив агентства выше головы занят бесполезной для реального дела работой – статистикой, справками, ответами на различные запросы, всё-таки многое получается сделать. Об этом говорит хотя бы такой факт: если еще 8-10 лет назад из 33 территорий Иркутской области туризмом реально занимались только 3 района (Иркутский, Слюдянский и Ольхонский), то сегодня активность в сфере туризма проявляют более 25 муниципальных образований. Во многих из них побывала руководитель Агентства Екатерина Сливина, или, по крайней мере, в постоянном контакте с их мэрами. В федеральном туристском рейтинге российских регионов за 2019-й год Иркутская область на почетном, хоть и 13-м месте, в первой двадцатке. Бурятия, кстати, на 39-м, и это явно не соответствует действительности. Я хорошо знаю, что в соседнем регионе за последние годы сделано очень многое. В том числе и за счет того, что там, в Республике Бурятии (куда ежегодно приезжает в четыре раза меньше туристов, чем в Прибайкалье) создано Министерство туризма, годовой бюджет которого почти в пять раз больше, чем у Агентства по туризму Иркутской области.

Это – главное, что я хотел сказать. А конкретно то, что и нашему региональному правительству надо создать, на базе агентства, Министерство туризма Иркутской области. Без такого шага регион не сможет обеспечить восстановление прибайкальской индустрии туризма, по которой коронавирусом был нанесен ощутимый удар. А ведь до самого последнего времени в этой сфере у нас было занято больше рук, чем в промышленности, и только сельское хозяйство и, возможно, торговля впереди туризма по созданию рабочих мест. Так, в прошлом году туризм принес в областной бюджет около 1 млрд. рублей, из них почти 80% дали китайские туристы (несмотря на все обвинения в его «теневой платформе»). Но

даже по предварительным расчетам данное направление может давать на порядок больше. Китайский рынок въездного туризма требует специального исследования на перспективы и риски, потому что он один может заменить все остальные рынки – и японский с корейским, и европейский, и пр., возрождение которых в ближайшее время весьма сомнительно. Китайцы же поедут к нам сразу, как только у нас улучшится ситуация с коронавирусом и будут открыты границы. Именно они обеспечат региону не только возрождение, но и развитие въездного туризма, а значит – и в целом деловой активности. В том числе и благодаря тому, что Агентством по туризму было сделано многое в плане аквизиции (привлечения) китайского рынка через тему Великого Чайного пути.

Но нужно ли это нам, сможем ли мы сформировать такую инфраструктуру, которая «переварит» любые объемы китайского туризма, и при этом обеспечит главное – его доходность, а также социальную безопасность (ведь не секрет, что многих у нас китайские туристы, мягко говоря, «напрягают»)?!.. Это только один вопрос из многих, которыми должно было бы заниматься Министерство туризма Иркутской области. Если в таковое перерастет когда-нибудь нынешнее агентство. А пока же, насколько я понял, на 2020 год Агентству по туризму выделили меньше 10 млн. рублей!.. Для сравнения: в 2002 году, когда бюджет Иркутской области составлял примерно 20 млрд. рублей, на туризм выделялось около 60 млн. рублей в год. Сегодня, когда областной бюджет 150 млрд., на туризм выделяют почти в десять раз меньше… Где логика, господа депутаты?!..

Мы, ветераны сферы туризма Прибайкалья, по мере возможностей помогаем маленькому коллективу Агентства по туризму. Но серьезный шаг вперёд в этом направлении будет сделан только тогда, когда у него появятся возможности не только успешно справляться с текущим документооборотом, но и работать на перспективу. То есть когда будет, наконец, создано Министерство со всеми сопутствующими – мониторинговыми, информационными, исследовательскими и др. – подразделениями.

Владимир Бережных гл. редактор издательского проекта «Евразийское обозрение», руководитель сайта www.pribaikal.ru «Города и районы Иркутской области».

P.S. 30 сентября 1980 года приказом 1-го секретаря Иркутского обкома ВЛКСМ я был принят на работу в Бюро международного молодежного туризма «Спутник» референтом, потом начальником отдела развития. Довелось поработать и туроператором (отправлял «челноков» в Далянь и в Харбин, организовывал экспедиции по Байкало-Монгольской Азии), чиновником – замруководителя Департамента туризма Иркутской области и замдиректора Прибайкальского нацпарка по туризму и маркетингу, выпускал и печатные издания на тему развития туризма в регионе. То есть в теме регионального туризма, в туристском корпоративном сообществе я уже ровно сорок лет, и отрасль развивалась у меня на глазах. Поэтому, наверное, имею некоторое моральное право высказываться на эту тему.