Нижнеилимский район является одним из самых залесенных районов Иркутской области. Общий запас древесины составляет 313 млн. м , расчетная лесосека по Нижнеилимскому району 3,5 млн. м3.

История Железногорска-Илимского

Фрагмент из книги М.А. Винокурова и А.П. Суходолова 
«Города Иркутской области», 2010 год 

На сайте "Прибайкалье" (www.pribaikal.ru) 
публикуется с разрешения авторов
 

 

 

Своим появлением и развитием Железногорск обязан Коршуновскому железорудному месторождению, железной дороге Тайшет —Лена и Коршуновскому ГОКу.

Железную руду в Приангарье обнаружили в XVII в. Ее изыска­нием в то время занимался русский рудознатец Шестак Коршунов. Его именем назван поселок Шестаково на берегу Илима (в 27 км от Железногорска-Илимского), где в 1647 г. была основана первая в Сибири «государева домница». Производимые ею железные изделия поступали в Илимск, Усть-Кут и Верхоленск. Всего до революции в бассейне средней Ангары были открыты магнетиты Ермаковского, Кежемского, Долоновского, Краснояровского, Коршуновского ме­сторождений, которые стали рудной базой для основанных вблизи

Ангары Николаевского (построен в 1847 г.) и Лучихинского (1895) железоделательных заводов, успешно работавших в Иркутской губер­нии до 1924 г.

Уже в советское время, с началом строительства магистрали Тайшет —Лена, в примагистральной полосе были развернуты геоло­гические изыскания с целью расширения минерально-сырьевой базы данной территории и скорейшего вовлечения в народнохозяйственный оборот дополнительных высокоэффективных ресурсов.

В те годы ставилась задача возобновить металлургическое про­изводство в Приангарье, разрушенное в послереволюционный период, сформировать здесь основу для создания третьей металлургической базы СССР.

Возможность развития в Приангарье крупного металлургическо­го производства широко обсуждалась на Конференции по изучению производительных сил Иркутской области в 1947 г. (данной теме по­святили одну из секций конференции). Было решено ускорить геолого­поисковые работы по формированию соответствующей минерально-сырьевой базы, обратив особое внимание на уже известные крупные проявления железосодержащих руд в Нижнеилимском районе.

Детальная доразведка подтвердила наличие здесь очень крупных запасов, и в 1948 г., во исполнение решений конференции, было объ­явлено об открытии крупного Коршуновского железорудного место­рождения (месторождение, как и протекающая здесь речка, названо в память о Ш. Коршунове, который первым обнаружил в этом районе железную руду).

Вблизи месторождения был основан поселок геологов и строите­лей, также названный Коршуниха. Вскоре здесь проложили железную дорогу и открыли станцию Коршуниха-Ангарская. Для добычи и обо­гащения железной руды начали строить крупный ГОК, который должен был стать поставщиком сырья для будущего Восточно-Сибирского ме­таллургического комбината, возвести который планировали в Тайшете.

В январе 1957 г. на станцию Коршуниха-Ангарская прибыл первый десант строителей. Началось возведение ГОКа. Вскоре поселок Кор­шуниха получил статус рабочего и был переименован в Железногорск.

С началом добычи руды и пуском ГОКа, в 1965 г., поселок преобразовали в город. К его прежнему названию добавили еще одно слово — «Илимский», указывающее на его местонахождение вблизи реки Илим (для отличия от другого города с таким названием, находящегося в Курской области).

Железногорск быстро рос и вскоре стал центром железорудной промышленности Сибири. При этом Коршуновский ГОК по-прежнему рассматривался как начальное звено будущего металлурги­ческого комбината (который планировалось возвести в Тай­шете). Экспертный совет Го­сплана СССР предлагал начать его строительство в 1971 г. с пуском первой очереди в 1978 г. и завершением всех работ в 1980 г.

На комбинате предпо­лагалось создать коксохими­ческое и сталеплавильное про­изводство, наладить выпуск листового проката и стальных труб специальных сортов для быстро развивающегося в те годы нефтегазового комплекса Сибири, а также стальных кон­струкций для новостроек.

Таким образом, плани­руемый в Иркутской области металлургический комплекс предусматривал полный про­изводственный цикл — от до­бычи руды и ее обогащения (в Железногорске-Илимском) до выплавки высококачественной стали и изготовления раз­личных металлоконструкций (в Тайшете). Планировалось также наладить производство ферросплавов и электроста­лей, легированных ниобием. Выпуск подобной продукции мог бы существенно снизить металлоемкость стальных из­делий и улучшить качество отечественной машинострои­тельной продукции. Тем самым закладывалась инновационная основа для развития в Иркутской области мощного машиностроитель­ного комплекса. К сожалению, эти грандиозные планы так и не были реализованы.

Тем не менее город продолжал развиваться. Устойчивая работа градообразующего предприятия, а также строительство БАМа позволяли быстро возво­дить жилье, сооружать уникальные даже по нынеш­ним временам социально-культурные объекты, такие как кинотеатр «Илим» — первый широкоформатный кинотеатр в Иркутской области, плавательный бас­сейн «Дельфин» — один из крупнейших в Восточной Сибири, крытый ледовый корт, горнолыжную трассу и др. Для повышения надежности железнодорожных перевозок в 1973 г. вблизи города был построен тоннель. Развивались и международные связи, были установлены побратимские отношения с японским городом Саката.

Являясь монопромышленным городом, Железногорск в полной мере ощутил на себе последствия экономических реформ 1990-х гг. Были приватизированы, а затем оказались в кризисе почти все про­мышленные предприятия города. Некогда успешно работавший ГОК сам стал нуждаться в помощи.

В 2003 г. на комбинат пришла группа «Мечел», и у градообра­зующего предприятия появились новые перспективы развития в со­ставе крупной корпорации. Началось масштабное обновление техники и запуск новых производств. Со стабилизацией работы ГОКа у города тоже появились перспективы.