В Музее истрии города Иркутска хранится коллекция из старинных фотографий и фотоаппаратов иркутских фотографов
Берестёнев Рудольф
Категория: Иркутск : О городе
| Следующая статья
Время собирать камни
Двенадцатилетним мальчишкой увлекся я фотографией всерьез и надолго. Шли пятидесятые годы ХХ века, когда достать материалы было делом непростым. Потому свой первый увеличительный прибор изготовил из подручного материала - фанерных листов и деревянных брусков. Кюветами для химикатов служила кухонная посуда. Так создавалась собственная фотолаборатория.
Отец - директор авторемонтного завода видел в последыше механика, потому и направил меня в Черемховское специальное горно-техническое училище на семилетнее обучение по специальности горного техника-электромеханика. Попросту - шахтера.
Полученная профессия пригодилась в армии, стал авиационным специалистом на военном аэродроме. В мирной жизни, работая на авиаремонтном заводе, уже разбирал по винтикам не только навигационную технику, мелкие приборы, но и фотографические аппараты. С годами собрал солидную коллекцию старинных фотокамер: от деревянных «гармошек» до экзотических стереоскопических аппаратов с пневматическими затворами XIX - начала ХХ веков.
В тесной коммуналке приборы размещались повсюду: на книжных полках, развешанные по стенам, в коробках. О коллекции прознали знакомые, друзья; стали приносить на ремонт, а то и дарить устаревшую фотографическую технику.
В 1989 году, к 150-летию изобретения мировой фотографии, мы с известным историком и публицистом Иваном Ивановичем Козловым открыли в Иркутске музей Истории сибирской фотографии.
В музее была построена экспозиция, рассказывающая о зарождении и развитии искусства фотографии в Иркутске и Восточной Сибири. В ней было представлено свыше 3000 экспонатов, в том числе редкие фотокамеры XIX и начала XX веков.
В это время судьба свела меня с удивительным человеком - иркутянином Григорием Владимировичем Васильевым, страстным коллекционером, фотографом-любителем. Пенсионер Комитета государственной безопасности Г. В. Васильев за свою жизнь собрал и систематизировал в домашнем архиве все, что свидетельствовало о истории Сибири. Тысячи редких фотографий, оригиналов, вырезки публикаций - все это размещалось в тесной комнате старого деревянного дома на улице Седова. В конце жизни Григорий Владимирович Васильев передал свое сокровище в фонды создаваемого нами музея.
Экзотический музыкальный инструмент, канадский граммофон ХIХ века с чемоданом старинных пластинок передал на хранение иркутянин Михаил Алешин.
Подобным образом поступил и старейший фотограф, кино - и телеоператор, участник Великой Отечественной войны Ольгерт Вацлавович Маркевич. Он подарил киносъемочный аппарат «Дебри», выпущенный в начале ХХ века во Франции, единственный в Иркутске.
Будучи тяжело больным, незадолго до своей смерти нашел меня бывший редактор «Восточно-Сибирской правды» Семен Моисеевич Бройдо. Он решил подарить мне свой старинный германский аппарат «Фохлендер».
Ветеран Иркутской студии кинохроники заслуженный кинооператор России Петр Артемьевич Петров передал мне на сохранение ценную свою реликвию - американскую фотографическую камеру «Роллефлекс». После его смерти внуки берегут его архив: фотографии, кинолетопись великих сибирских строек, свидетелем и участником которых был П. А. Петров.
С иркутским фотографом Тихоном Ивановичем Коноваловым мы были знакомы в семидесятые годы ХХ века, когда я, редактор многотиражной заводской газеты, заходил в его лабораторию, заставленную старинными павильонными и дорожными камерами из Франции, Германии, Англии, Америки. Вероятно, этими деревянными аппаратами с «гармошкой» работали первые иркутские «светописцы» ранней поры А. К. Гофман, П. А. Милевский, Р. С. Пророков, Д. Н. Мамонов, а может быть, и другие, оставившие яркий след своего творчества в сибирской фотографии. Коноваловскую французскую фотокамеру XIX века я передал на хранение в Иркутский областной краеведческий музей.
В моем собрании хранится германский аппарат «Икофлекс», подаренный известным журналистом, сибиряком Михаилом Михайловичем Минеевым, фотокорреспондентом Телеграфного агентства Советского Союза.
Коллекцию фотографа Владимира Павловича Абламского, приобретенную у вдовы Валентины Андреевны на средства Иркутского фонда культуры, я передал в Музей истории города Иркутска.
Собирателем исторических документов является и профессор Иркутского университета Виталий Иннокентьевич Зоркин. В книге показана малая доля редких документов из его коллекции.
Однако жизнь открывшегося первого в Восточной Сибири музея фотографии в арендованном помещении стала недолгой. После выселения из прежнего помещения уникальное собрание развернули в отреставрированном ледоколе «Ангара» на Иркутском водохранилище.
Но в 1990-х годах рыночные отношения, объявленные основной экономической политикой государства, лишили возрождающийся музей «Сибирская фотография» последнего пристанища. Коллекция в тысячи ценных экспонатов оказалась на улице.
Только после создания Музея истории города Иркутска появилась надежда спасти собрания ценных вещей. Тогда и были переданы безвозмездно раритеты новому центру городской культуры.
Иркутяне давно высказывают пожелания создать в городе Дом фотографии, чтобы собрать в нем старинные альбомы, редкие документы, многочисленные подарки, фото- и киноаппараты прошлых веков.
Фрагмент из книги Рудольфа Берестенева "Яркий почерк светописцев. Фотообразы времени"
На сайте "Прибайкалье" (www.pribaikal.ru) фотографии и текст публикуются с разрешения автора книги