Иркутское городское общественное управление: структура, компетенция и организация деятельности. 19-й век
Петров Алексей
Категория: Иркутск : История
| Следующая статья
Городские головы, гласные и депутаты
Иркутской думы 1872-2011: биогр.справочник/
авт.-сост. А.В. Петров, М.М. Плотникова;
отв.ред. Л.М. Домешек. Иркутск: Оттиск, 2011. 400с.
В 1870 г. Александром II было утверждено новое Городовое положение. Существовавшие с 1785 г. сословные городские думы заменялись всесословными, избираемыми на основе имущественного ценза. В соответствии с городской реформой были созданы учреждения городского общественного управления. К ним относились городские избирательные собрания, городская дума и городская управа. В Иркутске реформированная городская дума вступила в свои обязанности 28 ноября 1872 г., а городская управа - 7 декабря.
Городские избирательные собрания составлялись только для избрания гласных городской думы через каждые четыре года, и время их созыва определялось думой. Избирательным правом в органы городского самоуправления пользовались мужчины с 25-летнего возраста, русские подданные, обладавшие недвижимым имуществом плательщики городских налогов: владельцы торгово-промышленных заведений, банков и городских недвижимостей. К числу избирателей могли относиться прожившие в городе в течение двух лет непосредственно перед выборами плательщики установленного сбора, купцы, торговцы или приказчики, на которых не числилось недоимок по городским сборам.
Из списка избирателей исключались лица, судимые за преступления, за которые предусматривалось лишение или ограничение прав состояния; отстраненные от должности в течение трех лет со времени отрешения; состоящие под следствием или судом по обвинениям в преступных действиях; лишенные собственности по суду; а также лица, лишенные духовного сана или звания за пороки и исключенные из обществ и дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат. Губернатор, члены губернского по городским делам присутствия (кроме городского головы), члены губернского правления и чины местной полиции не имели права голоса. За тех, чей имущественный ценз соответствовал правилам, но не отвечали прочие условия, можно было голосовать на основании доверенности. За несовершеннолетних могли голосовать их опекуны и попечители. Право участвовать в выборах имели и женщины, выплачивающие в городскую казну соответствующие налоги. Однако уполномочить голосовать за себя они могли только лиц мужского пола.
Разные ведомства, учреждения, общества, компании, товарищества, а равно монастыри и церкви, владеющие в городе недвижимыми имуществами, с которых взимались или уплачивались в пользу города сборы на право торговли и промыслов, также пользовались правом голоса на городских выборах через своих представителей.
Для производства выборов в гласные в каждом городе из обывателей, имеющих право голоса на выборах, учреждались три избирательных собрания, из которых каждое выбирало одну треть всего числа гласных, которое для Иркутска было определено в 72 человека. Для чего обыватели вносились в список избирателей в том порядке, в каком они следовали по сумме причитающихся с каждого из них в доход города сборов, дающих право голоса на выборах. Затем список делился на три разряда, каждый из которых платил 1/3 общей суммы городских сборов. Избирательное собрание считалось правомочным, если число участвующих избирателей превышало число подлежащих избранию гласных. Если окажется меньшее количество избирателей, то через семь дней созывалось новое собрание, которое проводило выборы в любом составе. В Иркутске право голосовать получили 7 процентов населения. А пришло на выборы в 1872 г. 10 процентов, имевших право выбора. Из избранных 72 гласных Иркутской городской думы половину составило купеческое сословие, по четверти - дворяне и чиновники.
Необходимо отметить, что проведение массовых публичных выборов путем закрытой баллотировки было для Российской империи делом новым. Из-за отсутствия опыта и традиций в организации подобных выборов многие статьи, содержащиеся в разделе «О городских избирательных собраниях» Городового положения, оказались трудноосуществимыми на практике. Например, порядок баллотировки шарами затягивал до бесконечности процесс голосования, так как по каждому кандидату нужно было подсчитать количество белых и черных шаров. Основная масса допущенных к голосованию не была знакома с Городовым положением, поскольку никакой разъяснительной работы в ходе подготовки к выборам не проводилось. Избиратели не знали, сколько гласных им нужно выбрать, и, тем более не представляли своих прав и обязанностей, не говоря о том, что выбирать гласных можно было не только из собственной среды, но и из числа избирателей, принадлежащих к другим собраниям или разрядам.
Новые органы городского самоуправления - городские думы - формировались под председательством городского головы из гласных, избранных на четыре года. Если по каким-либо причинам гласный выбывал из состава общественного управления, его заменяли лицом, следующим по списку после избранных гласных, если за него было подано не менее половины голосов. Городские думы, в свою очередь, избирали на тот же срок постоянно действующие исполнительные органы - городские управы в составе городского головы, его заместителя и нескольких членов. Городской голова являлся председателем как думы, так и управы. Предусматривалось участие членов городской управы в заседаниях думы, выступления по обсуждаемым делам, но правом голоса они могли пользоваться только в том случае, если являлись гласными.
Заседание городской думы назначалось по усмотрению городского головы, требованию губернатора либо по желанию не менее пятой части гласных. Оно считалось состоявшимся, если на нем присутствовало не менее трети общего числа гласных. С инициативой рассмотрения на заседании думы того или иного вопроса могли выступить городской голова или гласные, городская управа, а также частные лица. Чтобы обеспечить подготовку принятия решений, необходимо было за три дня до заседания сообщить о намерении поставить вопрос на обсуждение. В некоторых случаях создавались особые подготовительные комиссии из гласных или приглашались «лица посторонние, от коих... можно ожидать полезных разъяснений».
Состоявшимся считалось заседание думы, на котором присутствовало не менее трети общего числа гласных. Однако при решении некоторых важных вопросов, как приобретение или продажа городского недвижимого имущества, займы, поручительства или гарантии от имени города, перевод натуральных повинностей в денежные, отстранение должностных лиц городского общественного управления от должности и передача под суд, требовалось присутствие не менее половины общего числа гласных. При этом решение считалось принятым, если за него проголосовало не менее двух третей наличных голосов. Решение по прочим вопросам принималось простым большинством голосов. При равенстве голос городского головы давал перевес. Заседания думы были открытыми, поскольку копии всех решений думы передавались губернатору, который после проверки соответствия законодательству передавал их для публикации в губернских ведомостях. Кроме того, Городовое положение предусматривало публикацию решений думы в особом издании, которое учреждалось органами общественного самоуправления. В Иркутске с 1886 г. стали издаваться «Известия Иркутской городской думы». В 1913 г. они были преобразованы в «Вестник городского общественного управления».
Городской голова, избираемый думой, утверждался в своей должности в крупных городах министром внутренних дел, а в малых - губернатором. Городская дума подчинялась Сенату, однако губернатор следил за «законностью» ее постановлений. Министр и губернатор могли отменить любое постановление городской думы. Специально для контроля над городским управлением в каждой губернии создавалось губернское по городским делам присутствие под председательством губернатора, сформированное на коллегиальных началах. Кроме губернатора членами губернского по городским делам присутствия были вице-губернатор, управляющий казенной палатой, прокурор окружного суда, председатель мирового съезда, председатель губернского земского собрания и городской голова губернского города. В Иркутске губернское по городским делам присутствие было сформировано в 1870 г. Присутствие принимало жалобы на городское общественное управление и вело надзор за его хозяйственной деятельностью. На своих заседаниях оно рассматривало отчеты городских управ о приходах, расходах и остатках городских сумм, постановления городских дум, дела о разрешении строительства в городах, дела об открытии питейных заведений.
Компетенция городского самоуправления была ограничена рамками хозяйственных вопросов: благоустройство городов, попечение о местной торговле и промышленности, общественное призрение (богадельни, детские приюты), здравоохранение и народное образование, принятие санитарных и противопожарных мер.
Городской думе предоставлялись назначение выборных должностных лиц и дела общественного устройства; назначение и определение размера содержания должностным лицам городского общественного управления; установление, увеличение и уменьшение городских сборов и налогов в установленных пределах; сложение недоимок по городским сборам; содержание мостовых и тротуаров, чистка улиц на общие средства города и вообще переложение натуральных повинностей в денежные; разрешение предположений о займах и иных обязательствах от имени города с соблюдением правил; принятие в пользу города пожертвований; определение предметов городских расходов, а равно и рассмотрение и утверждение городских смет; рассмотрение и утверждение отчетов о сборе и употреблении городских сумм, о заведовании городскими имуществами и вообще о действиях исполнительной власти городского общественного управления; установление правил для заведования городскими имуществами и сооружениями, а равно и состоящими в ведении общественного управления благотворительными и иными общеполезными заведениями; определение общего порядка действий исполнительной общественной власти и снабжение ее инструкциями о заведовании вверяемых ей дел; утверждение постановлений по указанным предметам городского благоустройства; представление об утверждении изменений в плане города; постановление определений о ходатайстве от имени города перед высшим правительством о местных пользах и нуждах.
Согласно Городовому положению Иркутская городская дума выработала инструкции как о порядке своих заседаний, так и для руководства действиями управы и других органов городского управления. Для составления росписи городских доходов и расходов и для установления порядка ведения финансовых дел города Дума в декабре 1872 г. избрала подготовительную комиссию, в состав которой вошли гласные Б.А. Милютин, К.А. Антонов, Я.Н. Артенов, В.И. Вагин, П.М. Герасимов, М.В. Загоскин, М.П. Шестунов. В мае 1873 г. комиссия представила на рассмотрение Думы составленную ею роспись и объяснительный к ней доклад, в котором были подробно изложены положение имущественных дел города и предположения о дальнейшем ведении их. Этот доклад стал основой той системы, которая до 1891 г. приметалась Иркутским городским управлением к данной отрасли городских дел.
На исполнительный орган - городскую управу - возлагалось непосредственное управление делами городского хозяйства, решение текущих вопросов, исполнение распоряжений думы. Численный состав управы определялся думой, но должен был составлять не менее двух человек, кроме председателя. Для принятия соответствующих мер в чрезвычайных случаях либо для непосредственного управления отдельными отраслями городского хозяйства дума могла, по представлении управы, учреждать особые исполнительные комиссии, временные или постоянные. Причем, если городская управа большинством голосов признавала постановление думы противозаконным, то, не приводя его в исполнение, могла обратиться к губернатору, который передавал дело в губернское по городским делам присутствие. Так же мог поступить городской голова в случае, когда принятое большинством голосов решение городской управы не соответствовало закону.
Городская дума проводила выборы городского головы, членов управы и городского секретаря не только из гласных, но вообще из тех, кто имел право на участие в выборах, в том числе и по доверенности, а на должность секретаря даже и не имеющего права голоса. Членами управы не могли быть одновременно отец и сын, тесть и зять, родные братья. Если городской голова не мог исполнять свои обязанности по болезни или другой причине или уходил с этого поста в течение последнего года срока, то его обязанности пришлось бы исполнять члену городской управы, назначенному думой. А если городской голова выбывал более чем за год до окончания срока службы, проводились новые выборы. Для участия в выборах на замещение должности городского головы существовали ограничения по национальному и религиозному признакам. Евреи не могли быть избраны в городские головы и исправлять их должность. Число членов городской управы из нехристиан не должно превышать одной трети всего ее состава. Кроме того, на должности городского головы, членов управы и городского секретаря не могли быть избраны лица духовного звания; председатели и члены судов, за исключением почетных мировых судей; прокуроры и чиновники казначейств. Однако допускалось совмещение постов в городском общественном управлении и в земских и сословных учреждениях. Городской голова и члены управы избирались на четыре года, но через каждые два года половина членов управы по очереди выбывала и замещалась вновь избираемыми, в число которых могли попадать и выбывшие. Городскому голове и членам управы назначалось денежное содержание.
Управа исполняла определения думы, собирала нужные ей сведения, составляла проекты городских смет («росписей»), взимала и расходовала городские сборы на установленных думой основаниях и представляла в назначенные думой сроки отчеты о своей деятельности и состоянии подведомственных ей частей.
В 1887 г. - через 15 лет после введения Городового положения 1870 г. - в Иркутске городская управа была сформирована следующим образом. Канцелярия управы разделялась на 4 отделения: 1) распорядительное, в состав которого входили три стола: распорядительный, по воинской повинности и стол справочных цен; 2) хозяйственное, имеющее два стола - доходный и расходный; 3) оценочное и 4) казначейское отделение, в котором сосредоточено счетоводство и касса управы. На основании инструкции, данной Думой управе, члены управы руководили: один хозяйственным отделением, один - распорядительным и оценочным и один - казначейским отделением. Остальные два члена, не имеющие отделений, состояли по особым поручениям и в качестве председателя санитарной комиссии.
На распорядительном отделении лежало попечение о народном образовании и здравии, внешнем благоустройстве города. Оно рассматривало и утверждало планы частных лиц, вело книги обывателей купеческого сословия и почетных граждан, выдавало последним свидетельства, утверждало и публиковало возникновение и ликвидацию торговых домов и товариществ; свидетельствовало ручательные подписки, составляло проекты обязательных постановлений думы; проверяло отчеты и сведения, представляемые санитарной комиссией, торговой депутацией и библиотекой; вело списки избирателей. К распорядительному отделению были прикреплены столы по воинской обязанности и справочных цен. Личный состав этого отделения состоял из трех делопроизводителей, двух их помощников и двух писцов.
Хозяйственное отделение, состоявшее из доходного и расходного столов, занималось городскими доходами и расходами. В его обязанности входило составление городских росписей, отдача в арендное содержание доходных статей, заключение контрактов с контрагентами, денежный и материальный учет всех подведомственных управе учреждений и лиц, выдача ассигнований по утвержденным расходам, выдача материалов, ведение инвентарных книг, расчет за произведенные работы по постройкам, наблюдение за исправным выполнением контрагентами (напр., по освещению города, по очистке ретирад и дымовых труб, по содержанию перевоза и проч.) обязательств. При хозяйственном отделении состояли два делопроизводителя, два помощника и три писца.
Оценочное отделение занималось оценкой имуществ, взиманием городского оценочного сбора и казенного налога; следило за переходом и изменением имуществ, составляло для избирательных списков регистры недоимщиков. В его состав входили делопроизводитель и три писца.
Бухгалтерское отделение вело счетоводство управы и составляло отчеты действительных приходов и расходов, состояло из бухгалтера, помощника и писца. Касса управы принимала все денежные поступления и выдавала деньги по ордерам хозяйственного отделения, состояла из кассира и писца.
При городской управе состояли городской врач, повивальная бабка, два оспопрививателя, ветеринарный врач, архитектор, межевщик, поверенный по исковым и тяжебным делам города, материальный, три комиссара (из которых один постоянно был занят собиранием справочных цен, а два другие исполняли разные поручения по хозяйственной части), трое базарных старост на Арсенальской, Мелочной и Сенной площадях, два береговых смотрителя за складом лесных материалов на береговых участках, сдаваемых в арендное содержание от города, и три постоянных и один временный заставных смотрителя для наблюдения за тем, чтобы все вывозимые из города товары были оплачены установленным повозным сбором. При городской управе были учреждены санитарная комиссия и торговая депутация. Первая состояла из члена управы, на которого возложено заведыванне санитарной частью, врача-санитара, ветеринарного врача и трех надзирателей. Вторая состояла из трех лиц, избираемых городской думой. Торговая депутация занималась надзором за торговлей и должна была предоставлять управе отчеты и своей деятельности и статистические данные, касающиеся торговли и промышленности.
По Городовому положению 1870 г. городские доходы подразделялись на «обыкновенные» и «чрезвычайные». «Обыкновенные» доходы состояли из доходов от городских недвижимых имуществ, оброчных статей и различных налоговых сборов. Основным налоговым сбором являлся оценочный сбор, который разрешалось устанавливать думе в размере не более 10 процентов чистого дохода с имуществ или 1 процента стоимости. Оценочным сбором не облагались императорские дворцы и принадлежащие к ним имущества; казенные здания, занятые правительственными учреждениями; принадлежащие благотворительным и учебным заведениям; принадлежащие духовным ведомствам имущества, не приносящие дохода; земли, отошедшие под железные дороги или долженствующие поступить вместе с дорогою в собственность казны; и имущества, которые по малоценности их городская дума признает справедливым освободить от сбора.
Были установлены правила для взимания оценочного сбора: городская дума назначает срок, к которому он должен быть собран, городская управа производит надлежащие оценки, распределяет установленный сбор на основании этих оценок и доводит до всеобщего сведения не позднее как за месяц до назначенного срока, сбор, не внесенный к назначенному сроку, считался к недоимке и взыскивался с наложением пени. В городской думе выбиралась оценочная комиссия, с которой в управе работал оценочный стол, присоединенный к распорядительному отделению. Были заведены отдельные книги по частям города, а обязанность делопроизводителя оценочного стола считалась самой тяжелой из всех обязанностей делопроизводителей городской управы, так как разверстка взимания в процентном отношении требовала усидчивого труда, а оценка недвижимых имуществ требовала делопроизводителя быть на месте оценки иногда даже каждодневно.
В бюджет города также поступали сборы с выдачи торгово- промышленных документов (купеческих свидетельств 1 -й и 2-й гильдий, свидетельств на билеты мелочного торга, приказчичьих свидетельств 1 -го и 2-го классов, промысловых свидетельств, питейных патентов) и с трактирного промысла. Кроме того, дума могла вводить сборы с извозного и перевозного промыслов, лошадей и экипажей, принадлежащих частным лицам, с собак. Предложения думы относительно каждого сбора представлялись на утверждение в законодательном порядке.
К «чрезвычайным» доходам относились поступления от продажи городских имуществ, от казны и земств, от недоимок прежних лет, прибыли от городских общественных банков.
Городовое положение 1870 г. регламентировало смету расходов города. На городские средства содержались городское общественное управление, городские общественные здания и памятники, производились выплаты по городским займам и выполнялись принятые городом обязательства, финансировались учебные, благотворительные и другие учреждения общего пользования, а также осуществлялись отчисления в казну. Город брал на себя издержки по организации воинского постоя, отоплению и освещению тюрем, участвовал в финансировании содержания полицейских чинов и пожарных команд, помещений для городского полицейского управления и пожарной (при полиции) команды с отоплением и освещением. Поддержание порядка на улицах, бульварах, переправах, водопровод, городское освещение также ложились на плечи городского бюджета. Городские думы не имели принудительной власти и для исполнения своих постановлений обязаны были прибегать к помощи полиции, им не подчиненной.
В Иркутске городское общественное управление сводило свои сметы если не с крупными дефицитами, то, во всяком случае, с таким ожидаемым по смете перерасходом, который успешно покрывался или мог быть покрыт из запасного капитала. Рамки городского хозяйства строго ограничивались размерами городских поступлений. В Иркутске не было ни мостовых, ни водопровода, уличное освещение было слабым.
Кроме городских средств в распоряжении Иркутского городского управления находились весьма значительные специальные средства. Большая часть их состояла из капиталов, пожертвованных разными лицами на учебно-воспитательные надобности и удовлетворение нужд неимущих частей населения. Таких капиталов на 1 января 1891 г. было 3 967 974 руб. 56 коп.
В 1892 г. было принято новое Городовое положение. Как отметил присяжный поверенный М.И. Мыш, составивший разъяснения к нему, «Городовое положение 11 июня 1892 г. не есть что-либо совершенно новое; оно, напротив, восприняло в себя очень много постановлений Городового положения 16 июня 1870 г. Между тем последнее действовало около 22 лет и, в течение этого времени, вызвало обширную административную и судебную практику, которая представляет собой драгоценный материал, служащий к разъяснению многих статей и Городового положения 11 июня 1892 г.». Новым Городовым положением устанавливались две формы общественного управления: в полном объеме и упрощенном виде. В губернском Иркутске общественное управление было введено в полном объеме.
По Городовому положению 1892 г. все сферы деятельности городского общественного управления были сохранены, как и основные принципы организации общественного управления, однако изменились отношения с царской администрацией. Над думами был установлен контроль губернаторов. Губернатор утверждал дату выборов, давал разрешение на организацию выборов по участкам, назначал председателей участковых избирательных собраний, определял порядок доведения до всеобщего сведения списков избирателей, принимал жалобы на неправильную процедуру выборов. Все должности в городской управе должны были утверждаться губернатором. Городской голова был обязан предоставить губернатору не только копии всех постановлений думы, как это было по Положению 1870 г., но и список вопросов, намечаемых к обсуждению на очередном заседании думы.
Особое внимание правительством было уделено формированию и исполнению городского бюджета. Составление, рассмотрение и исполнение сметы регламентировалось особыми правилами, которые были даны в приложении. Было указано, что в сентябре назначалось собрание для рассмотрения отчета по исполнению городской росписи, а в ноябре - для обсуждения сметы доходов и расходов города на предстоящий год. Иркутская городская дума четко придерживалась правил рассмотрения росписи расходов и доходов города, прописанных в Городовом положении.
Думе предоставлялось определение порядка действий исполнительных органов общественного управления и снабжение их надлежащими инструкциями. Данные инструкции должны были быть изданы Думою в течение одного года. Иркутская городская дума составила «Инструкцию Иркутской городской управе» в 1895 г. По новому закону инструкции для управы и других исполнительных органов общественного городского управления в отношении городских учебных заведений, инструкции чинам торговой полиции и органам городского управления, исполняющим обязанности по надзору за торговлей и промыслами, подлежали утверждению губернатора. Текущая работа по руководству деятельностью городской управы, помимо городского головы, возлагалась на его заместителя. Он управлял всей ее канцелярией, контролировал исполнение переданных для делопроизводства документов, правильность и полноту выполнения определений управы, ее докладов городской думе и представлений в высшие правительственные учреждения.
По Городовому положению 1892 г. все члены городской управы и городской голова находились на государственной службе. Должностным лицам городского общественного управления присваивались классы государственной службы. Для городских голов в губернских и областных городах присваивался VI класс, а для членов городской управы - VIII класс.
Книга публикуется на сайте www.pribaikal.ru с разрешения авторов.