Восточно-Сибирская студия кинохроники. Киногвардия - собкоры: Шамиль Юрьевич Седен-Оол (1944-1994)
Зырянова Татьяна
Категория: Иркутск : История, Иркутск : Культура
| Следующая статья
Это был необыкновенно талантливый человек. Еще один ас из собкоровской гвардии студии. Начинал ассистентом оператора у Анатолия Сидлера. Блистательно закончил операторский факультет ВГИКа. Больше двадцати лет проработал на тувинском корпункте, в столице автономной республики — Кызыле. Он был мастером высочайшего класса, и талант его был многогранен.
Во-первых, он проявил себя как блестящий журналист. В небогатой событиями Туве всегда находил совершенно сенсационные или просто поражающие своей новизной, незатертостью темы. Чаще всего в центре его внимания оказывался необычный человек, яркая личность. Именно через интересного человека он решал любой сюжет. Безликость — это не его стиль. Круг интересов Шамиля был необычайно широк. Его героями могли быть и потомственная шаманка, и ученый-архео-лог, участвующий в раскопках знаменитых тувинских курганов. Судьба простого чабана занимала его не меньше, чем судьба актера с мировым именем Максима Мунзука, сыгравшего главную роль в фильме Акиро Куросавы. Мараловод на звероферме в его сюжетах был ничуть не менее занимательным, чем известнейший артист цирка, выступавший с уникальным, никем не повторенным аттракционом — с дрессированными маралами. Об этом в 1991 году был снят по моему сценарию фильм «Охота пуще неволи».
От его репортажей просто невозможно было глаз оторвать. Вспоминается его «Верблюжья парикмахерская». Как стригут овец, зритель видел многократно. Но верблюдов... Оказывается, верблюды — не большие модники. И стричься не любят. Как смешно они сопротивляются «парикмахерам», как борются за право оставаться лохматыми... Такой документальной комедии я не припомню. Или сюжет «Поймай подарок арканом» — о древнем тувинском обычае: праве жениха выбрать из табуна лучшего скакуна. Но выбрав его, он еще должен коня заарканить. Поединок коня и юноши под улюлюканье свадебных гостей — зрелище незабываемое!
Седен-Оол был знатоком самобытной культуры своих соотечественников, народных промыслов, ремесел, народного искусства. Как поэтично и изобретательно он снимал работы резчиков по камню. Как умел «оживить» поразительные по своей выразительности фигурки пастухов, охотников, наездников или поединки борцов-хуреш. В галереях мастеров был представлен весь животный мир Тувы: яки, олени, маралы, верблюды, кони, собаки, дикие обитатели тайги и степей. И все это сделано сюжетно, схвачено в момент наивысшего движения, а подчас карикатурно и смешно. Используя световые эффекты, крутящиеся подставки и другие операторские хитрости, Шамиль превращал каменные скульптурки в ожившие сказки.
Знакомил Шамиль зрителей и с мастерами горлового пения и игры на хомусе, а также с победителями национальной борьбы хуреш. Со знаменитыми «каменными бабами» — «кижико-же», напоминающими огромных идолов с острова Пасхи...
Из всего перечисленного мною может создаться впечатление, что оператор эксплуатировал местную экзотику. Это — не так. У него было много современных, острых, публицистических материалов. В годы перестройки он первым в стране снял десятиминутный фильм о наркоманах «Дикое поле» («Вост. Сиб.». № 7. 1987). Первым же снял материал о бомжах. Невозможно забыть и его сюжеты об экологических катастрофах. Например, рассказ об асбестовом руднике. И, наконец, знаменитый остропроблемный фильм «Зона затопления», получивший «Серебряного дракона» на международном кинофестивале в Кракове. Фильм был снят в содружестве с режиссером Борисом Шуньковым в зоне строительства очередной Енисейской ГЭС. Многое в этой ленте было подсказано и организовано Седеном. Но не только умение найти тему отличало Шамиля. Второе ценное качество — несомненные режиссерские способности. Он выстраивал свои материалы на зависть многим признанным мастерам режиссуры. Мне довелось работать с ним на двух спецвыпусках, адресованных детской аудитории. Это «Танец орлят» и «Маэстро Беркутчи». Сценарии были мной подробно разработаны, но на съемки приехать не удалось. Седен снимал и как оператор, и как режиссер. Причем, что бывало у нас очень редко, Шамиль старался точно следовать сценарию. Ему приходилось организовывать целые эпизоды, например, эпизод пошива одежды для хурешиста, эпизоды экранизации легенды о великих борцах и о том, где, из каких источников черпали они свои богатырские силы. Да и главные герои ленты — восьмикратный чемпион Сибири и Дальнего Востока Ооржак и его сын Кат были сняты в фильме без особых изменений. Как человеку талантливому, ему не надо было самоутверждаться за счет отметания чужих идей, как это порой бывает. Он был, по большому счету, человеком кино, не любил работать в одиночку. Кинематографическое братство не было для него пустым звуком. Он с удовольствием аккумулировал и блистательно воплощал как свои, так и чужие идеи. Обе ленты, и «Танец орлят», и «Маэстро Беркутчи», не потеряли своей актуальности, до сих пор нравятся как детской, так и взрослой аудитории. Причем по рейтингу с большим преимуществом обходят другие, более расширенные студийные фильмы, приближаясь ктакой классике, как картина А. Белинского «За баргузинским соболем».
Третий и главный талант Шамиля — операторский. Он видел деталь и через эту деталь умел показать целое. Так, в сюжете о загрязненности атмосферы асбестовой пылью он сделал такой кадр: женщина пылесосит затянутое сеткой окно, сетка на глазах из серо-черной превращается в белую. Просто и доказательно. В том же сюжете детей садиковского возраста учат пользоваться противогазами. Девочка, одетая в противогаз, пеленает куклу — сильнейший кинематографический образ, не требующий комментариев. «Картинка» убеждает сильнее всяких слов. Кстати, позднее подобный эпизод повторила режиссер Т. Чиркова в телевизионном фильме об экологии г. Братска. Он и там сработал безотказно. Мне было интересно, как Шамиль нашел такую деталь. Он рассказал, что снимал заказной материал о гражданской обороне. И на съемках увидел маленькие противогазы. Узнал, что оказывается и такие размеры для самых маленьких детей существуют. И сразу придумал, как он это использует — ребенок, играющий в куклы в противогазе. Вот так в голове у талантливых операторов рождаются образы, которые при необходимости можно использовать.
Не ждите подарков от реальной жизни. Жизнь в своем будничном течении, как правило, невыразительна. Так же как писатель собирает образы, записывая их в свою записную книжку, должен искать и собирать образы кинематографист.
Ну и, конечно, кроме изобретательности Шамиль Юрьевич владел всей палитрой операторских приемов. По уровню владения светом как средством создания определенного настроения или стиля ленты мастерство Седен-Оола можно сравнить только с мастерством его учителя Анатолия Сидлера и, может, еще с искусством Петра Власова.
А если говорить об искусстве композиции, умении строить перспективу, использовать выразительные ракурсы, применять нужную оптику — то и в этом он проявлял себя как истинный художник. Вспоминается один показательный случай. Когда Шамиль снял о наркоманах «Дикое поле», операторская работа была оценена по 1-й группе оплаты. Вскоре молодой операторснял на ту же тему сюжет. Его работа была оценена на «троечку». Возмущенный, он пришел в редакцию доказывать, что оценка несправедлива: «Шамилю за те же самые эпизоды: 1) рейд милиции по подвалам и чердакам; 2) осмотр наркомана у врача; 3) производство и продажа наркотиков; 4) сжигание наркотиков и т. д. вы поставили высшую оценку. Почему?», — вопрошал он. И тогда мы с ним пошли и на монтажном столе сопоставили эпизоды. Рейд милиции был снят Шамилем в темном подвале при помощи моделирующего ночного света. Узкий луч выхватывал из темноты то глаза наркоманов, то руку наркомана, прикрывающую лицо, то пар над кастрюлей с каким-то колдовским варевом. Все — как в триллере — тревожно, преступно и страшно. Неопытный оператор подобную же сцену снял рисующим светом (т. е. светом, соответствующим солнечному дню). Обнажился грязный, замусоренный, заплеванный подвал, неряшливые испитые подростки, немытая кастрюля с ханкой. В результате ни тревоги, ни страха, ни чувства, что попал в настоящую преисподнюю, ни ощущения преступности происходящего у зрителя не создавалось. Просто некая брезгливость — и только.
Важно ведь не только, что, какой эпизод оператор снимает. Гораздо важнее, как он это снимает. Шамиль всегда точно чувствовал и понимал задачу каждого кадра.
Вспомним хотя бы почти библейские картины потопа из фильма «Зона затопления». Переселение отар овец, табунов лошадей, коровьих стад из мест затопления на новые земли. Паром с «беглецами» форсирует реку. Корова, падающая с парома в воду, плывущие овцы. Пастух, несущий на руках собаку и бережно передающий ее с рук на руки на паром — как все это снято! Сердце холодеет от сочувствия и жалости... В блеске молний каменные идолы «Кижикоже» угрожающе смотрят на нас, на мгновенье появляясь из грозовой тьмы. Параллельно с ними появляются снятые ночью в свете луны лица тувинских певцов, напоминающие лики древних истуканов. А звуки горлового пения похожи то ли на плач, то ли на вой раненого зверя, подстреленной птицы... Будто сама природа оплакивает судьбу затопленных урочищ и пастбищ... Судьбу древней тувинской земли.
По лентам Седен-Оола молодым можно учиться операторскому мастерству.
В 1992 году вышел на экраны последний для Шамиля Юрьевича фильм «Цыгане» (режиссер С. Пинигин). Студия в те годы агонизировала. Все корпункты были закрыты. Вместе с Шуньковым Седен-Оол попробовал организовать свою студию «Тува-экофильм». Но оба они были только художники — люди, далекие от бизнеса. Дела шли не очень-то хорошо. На одной из съемок машина, на которой ехал Шамиль, попала в аварию. Оператор получил тяжелые травмы, от которых так и не смог оправиться. Он умер в 1994 году, не дожив и до 50 лет. Но оставленная им поистине бесценная хроника жизни Тувы ждет своего часа. Придет время, и волшебные кадры, снятые когда-то Седен-Оолом, украсят новые документальные фильмы грядущего поколения кинематографистов.
Фрагмент из книги Татьяны Зыряновой
"Мастера экранной публицистики Сибири"
Иркутск, 2009 год
На сайте Прибайкалье (http://pribaikal.ru)
публикуется с разрешения автора