Книги автора
Мастера экранной публицистики Сибири, Зырянова Т.Д., Иркутск, 2009 год
Скачать в формате PDF (466 К)
Статьи автора
![]() Восточно-Сибирская студия кинохроники. Кинополководцы - режиссеры: Борис Васильевич Шуньков (1950-1995) Борис был коренным иркутянином и очень любил наш город. Не случайно один из своих лучших фильмов он назвал «Наваждение». В этой ленте Иркутск выступает как некая духовная сущность, в плену которой находится автор. Это и круг друзей режиссера — художников, поэтов, актеров — талантливых и странных, милых и провинциальных (в лучшем смысле этого слова) «чудиков». Это и дочь, как светлый, почти ангельский образ любви и надежды на лучшее будущее. Это тот самый старый Иркутск, который Чехов назвал «городом интеллигентным». Борис был и автором, и оператором, и режиссером многих своих картин.... ![]() |
![]() Восточно-Сибирская студия кинохроники. Кинополководцы - режиссеры: Валерий Владимирович Хоменко (р. 1938) Валерий Владимирович родился 25 декабря 1938 года в столице Азербайджана г. Баку. Он настолько сросся с Иркутском, что мне поначалу казалось, что он — коренной сибиряк. Помню, как-то на съемках протянула ему веточку цветущей черемухи, и когда он спросил, что это за растение, я решила, что Валера меня разыгрывает. На что он с обидой ответил, что он южанин и не должен знать всех местных растений. Да, с ботаникой вышел конфуз. Зато географию Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера он знал не по учебникам, исколесив эти края вдоль и поперек, сняв за 30 лет работы более пятидесяти... ![]() |
![]() Восточно-Сибирская студия кинохроники. Кинополководцы - режиссеры: Леонид Андреевич Сурин (1940-1984) Леня родился на Южном Урале в городе Белорецке. Он сын сталевара на металлургическом заводе, где пушки лили еще Пугачеву. Впервые попал на практику на тогда еще Иркутскую студию кинохроники летом 1962 года. В 1965 году закончил режиссерский факультет ВГИКа, мастерскую известнейшего кинодокументалиста Романа Кармена. Пожалуй, не было на студии другого такого эрудита, как Сурин. У него было такое, как он сам называл, «провинциальное хобби». Он всю жизнь собирал автографы знаменитостей. Не просто собирал. Он знал все о мастерах искусств — поэтах, художниках, музыкантах, звездах оперы,... ![]() |
![]() Восточно-Сибирская студия кинохроники. Кинополководцы - режиссеры: Лиана Николаевна Черепанова (р. 1929) Эта необыкновенная женщина всегда удивляла меня. Она тоже, как и некоторые операторы, из поколения студийных самородков. Но оператор отвечал только за качество съемок. С режиссера спрос больший: он вел фильм от начала и до конца. Организовывал и продумывал каждый съемочный эпизод, брал синхронные интервью, а затем выстраивал материал на монтаже. Лиана Николаевна, единственная из плеяды студийных режиссеров, не имея за спиной ничего, кроме вечерней школы-десятилетки, стала профессиональным режиссером. Сняла, смонтировала, озвучила более пятисот фильмов, спецвыпусков и сборных журналов.... ![]() |
![]() Восточно-Сибирская студия кинохроники. Киногвардия - собкоры: Шамиль Юрьевич Седен-Оол (1944-1994) Это был необыкновенно талантливый человек. Еще один ас из собкоровской гвардии студии. Начинал ассистентом оператора у Анатолия Сидлера. Блистательно закончил операторский факультет ВГИКа. Больше двадцати лет проработал на тувинском корпункте, в столице автономной республики — Кызыле. Он был мастером высочайшего класса, и талант его был многогранен. Во-первых, он проявил себя как блестящий журналист. В небогатой событиями Туве всегда находил совершенно сенсационные или просто поражающие своей новизной, незатертостью темы. Чаще всего в центре его внимания оказывался необычный человек,... ![]() |
![]() Восточно-Сибирская студия кинохроники. Киногвардия - собкоры: Анатолий Георгиевич Сидлер (1938-2003) Анатолий Георгиевич — собкор студии по Тувинской АССР, а затем по Бурятской АССР, пришел на студию в начале 1960-х годов после службы в армии, где впервые приобщился к киносъемкам. Поначалу работал ассистентом оператора. Редакция быстро заметила и оценила его блестящие данные. Семён Аркадьевич Меклер — в то время редактор журнала «Восточная Сибирь» — рассказывал, что Толя сразу поразил всех своим художническим видением мира. В начале 70-х годов, на первой же для меня оценочной комиссии студии, я выделила его материал из десятка других. И не просто выделила, а покадрово запомнила,... ![]() |
![]() Восточно-Сибирская студия кинохроники. Киногвардия - собкоры: Никандр Егорович Саввинов (1933-1993) Собкор студии в Якутской АССР Никандр Егорович по национальности был якутом. Свою малую родину он любил глубоко, искренне. Он знал все, что было в республике необычного, самобытного, интересного. И не просто знал, а был личным другом каждого более или менее известного в его крае человека, будь то рыбак, охотник, оленевод, летчик или моряк. Но особенно тесные дружеские узы связывали его с якутской интеллигенцией. Помню поразивший меня сюжет «Всадник промчавшийся» об его умершем друге художнике. Для всех, ктолюбит изобразительное искусство, словосочетание «якутские графики» не пустой звук.... ![]() |
![]() Восточно-Сибирская студия кинохроники. Киногвардия - собкоры: Дмитрий Васильевич Смекаев (1923-1998) Восточно-Сибирская студия кинохроники в период своего расцвета имела пять кинокорреспондентских пунктов в городах Красноярске, Кызыле, Якутске, Улан-Удэ, Чите, где постоянно жили и работали ее собкоры. Собкоры на съемках сюжетов работали самостоятельно, как операторы-журналисты, то есть, сами искали темы, снимали материал, писали к отснятой кинопленке монтажные листы и все это отправляли в Иркутск на монтаж. Их сюжеты и составляли основу киножурнала «Восточная Сибирь». Они курировали огромную территорию: Красноярский край - 2 401, 6 тыс. кв. км., Якутия -3 103,2 тыс. кв.... ![]() |
![]() Восточно-Сибирская студия кинохроники: Геннадий Алексеевич Ландин (р. 1942) Такой оператор, как Ландин — мечта любого самодостаточного режиссера. Он профессионал высочайшего класса, выпускник операторского факультета ВГИКа. Нет такой операторской задачи, которую бы он технически грамотно и творчески ярко не выполнил. Если кому-нибудь из операторов нужно было сделать сложный кадр — полиэкран, двойную экспозицию, наплывы, расфокусировку и прочие операторские хитрости — шли на поклон к нему. В те времена не было еще компьютерных спецэффектов. Все надо было воплощать с помощью камеры и пленки. И он это мог. Да и немудрено. Камеру он знал, как свои пять пальцев. Когда... ![]() |
Восточно-Сибирская студия кинохроники: Эйснер плюс Корзун В 1985 году по заявке редакции и по сценарию Леонида Гуревича запускается фильм «Ищу и нахожу» о первооткрывательнице Нерюнгринского угольного месторождения, лауреате Государственной премии Сайме Сафиевне Каримовой. Сценарная идея очень актуальна и решена совершенно не в духе тех лет. В центре внимания проблема: что находит и что теряет женщина, сделавшая блистательную карьеру, посвятившая свою жизнь работе? А теряет она свое женское призвание и счастье: три дочери разъехались, внуков Каримова еще не видела — некогда. Сценарист задумывает много интересных ходов. Заранее снимаются дочери и... ![]() |
![]() Восточно-Сибирская студия кинохроники: Евгений Алексеевич Корзун (р. 1938) Евгений Алексеевич работал на студии с 1959 года. Он еще один из плеяды операторов-самоучек, которые без учебы во ВГИКе постигали мастерство на практике. У него было ценное качество: он умел «брать». Учился у своего наставника А. Белинского, у друзей-ровесников вгиковцев М. Колесникова и И. Коловского, смотрел прославленные фестивальные ленты с прицелом, что и как снято. Было у него еще одно важное качество, которое отличало его от многих талантливых операторов — он был абсолютным трезвенником. Я не устаю в полушутку повторять студентам: хотите стать лауреатами Государственной премии России... ![]() |
![]() Борис Юрьевич Винокур (1938-1983). Восточно-Сибирская студия кинохроники Поколение шестидесятников: Винокур Борис Юрьевич Борис не заканчивал ВГИКа. Но он с девяти лет увлекся фотографией, ходил в фотокружок Иркутского дома пионеров. Его работы на выставках детских фотографий неизменно получали призы. Уже тогда он понял, что надо не просто «ловить жизнь врасплох», но и придумывать сюжеты, темы, композиции. Как и его учителя — Белинский и Мишин — Винокур начинал на севере. Здесь, в тундре, среди полярной ночи, на пятидесятиградусном морозе, когда мотор камеры то и дело отказывал, снимал он при неверном свете факелов и фар первые свои репортажи. В таких... ![]() |
![]() Восточно-Сибирская студия кинохроники: Поколение шестидесятников На творческие поиски этого поколения повлиял приезд выпускников ВГИКа операторов Петра Власова, Игоря Коловского, Владислава Мишина, Михаила Колесникова. Они хотели все изменить, снимать по-новому: не просто хронику, а поднимать острые проблемы времени, делать портретные зарисовки и фильмы, создавать поэтические ленты, словом, кинолетопись в образах и лицах. Вот что писала газета «Восточно-Сибирская правда» (№ 298, 1960): «Широкоэкранный фильм «Красноярские столбы» доверили снимать практиканту ВГИКа М. Колесникову. Он посвящен знаменитому заповеднику — фильм снят как видовая поэтическая... ![]() |
![]() Алексей Александрович Белинский (1920-1964): Восточно-Сибирская студия кинохроники Портреты операторов первого призыва Алексей Александрович Белинский (1920-1964) Говоря о 50-60-х годах, нельзя не рассказать об известном операторе и режиссере тех лет Алексее Александровиче Белинском. В послужном списке Алексея Белинского временем поступления на Иркутскую студию значится 1934 год, а в этот период на экраны выходили не только киножурналы, но и снимались первые документальные фильмы. Свою профессию Алексей Белинский постигал с азов. Ряд лет он работал в «Восточно-Сибирской правде» фотокором, а после демобилизации из рядов Советской Армии в 1946 году полностью посвятил себя... ![]() |
![]() Восточно-Сибирская студия кинохроники: Оператор Петр Артемьевич Петров-2 (1908-1984) Портреты операторов первого призыва Петр Артемьевич Петров-2 (1908-1984) Когда я пришла работать на студию, старейшим оператором был Петр Артемьевич Петров. Ему я посвятила передачу, которая прошла по иркутскому телевидению в цикловой программе «Документальный экран Сибири» («ИСТ») (Иркутская студия телевидения), а также сюжет для киножурнала «Восточная Сибирь». Собирая материал, я много разговаривала с Петром Артемьевичем. Он рассказал, что пришел на студию 15 августа 1936 года. Ассистентом оператора работал по 1939 год, потом стал работать самостоятельно на съемке сюжетов для к/ж... ![]() |
![]() Мастера экранной публицистики Сибири. Зырянова Т.Д., Иркутск, 2009 год Зырянова Т. Д. Мастера экранной публицистики Сибири : учеб. пособие /. Т. Д. Зырянова. — Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2009. — 135 с. ISBN 978-5-9624-0384-7 Авторская страница Зыряновой Т.Д. Автор делится воспоминаниями о жизни и творчестве наиболее известных режиссеров и операторов, работавших на Восточно-Сибирской студии кинохроники. Даны итоговые контрольные задания и порядок анализа фильма. Пособие предназначено для студентов 3-го курса дневного и заочного обучения специальности «Журналистика» по предметам «Экранная публицистика» и «Мастера кино и ТВ Сибири», может... ![]() |
![]() Страницы истории Восточно-Сибирской студии кинохроники: Начало и конец СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ВОСТОЧНО-СИБИРСКОЙ СТУДИИ КИНОХРОНИКИ: НАЧАЛО И КОНЕЦ О точной дате основания Восточно-Сибирской студии кинохроники (далее ВССК или студия) до сих пор идут споры. Что принять за основу: первую съемку В. А. Петрова, состоявшуюся 1 мая 1928 года (вышеназванный приказ правления «Союзкино» от 11 сентября 1930 года), или первый номер киножурнала «Восточная Сибирь», вышедший в сентябре 1932 года. Известно, что в этом номере главной темой стали новостройки. В журнал вошли сюжеты о возведении моста через Ангару и строительстве локомотивного завода в г. Улан-Удэ (СМ, 1974, 28.02).... ![]() |