Губернаторы Иркутской губернии
Берестёнев Рудольф
Категория: Иркутская область : История
| Следующая статья
Чтобы потомки помнили...
Рассказав о генерал-губернаторе Селиванове, нельзя не упомянуть других представителей этого высшего чина в Иркутской губернии.
В 2008 году институту губернаторства исполняется триста лет, с момента проведения Петром I губернской реформы в 1708 году. Первые генерал-губернаторы появились при Екатерине II. Со времен Петра и до 1917 года кандидатуру губернатора утверждал сам император или императрица. в 1783 году в Иркутск назначается на эту хлопотную должность Иван Варфоломеевич Якобий. Он был из местных – отец служил комендантом в Селенгинске.
За время его правления 1 января 1787 года в Иркутске впервые была открыта городская дума, совершено немало полезных дел. Но, видно, его правление было достаточно жестким, если в марте 1788 года его отзывают в Санкт-Петербург и открывают «иркутское дело», составленное на основе многих доносов и жалоб. Пятилетнее расследование привело к полному оправданию И. В. Якобия.
Его преемник Иван Альфредович Пилль ничем особенным себя не проявил, а вот последующий за ним Борис Борисович Леццано – отличился тем, что насильно заставлял горожан разводить огороды, сажать картошку и сеять табак. Ему же первому принадлежит инициатива озеленения города. Его тоже по доносам сняли и судили в сенате.
О сколько-нибудь выдающихся делах следующих генерал-губернаторов И. О. Селифонтове и И. Б. Пестеле, история умалчивает.
Зато следущий за ними – Михаил Михайлович Сперанский – фигура столь значительная, что по его отъезду даже центральная площадь города была названа в его честь, только не прижилось это название. Сперанский приехал в Иркутск в 1819 году. Считая это назначение ссылкой, знаменитый реформатор писал слезные письма Александру I, и по истечении года Сперанский снова уезжает в столицу. А результатом его непродолжительного пребывания в Сибири стала реорганизация сибирской администрации, то есть разделение ее на Западную и Восточную.
Серия невыразительных правлений целого ряда следующих высших чиновников сопровождалась лишь громкими скандалами, связанными со злоупотреблениями властью и казнокрадством. Многое изменилось с приходом к власти в Сибири выдающихся личностей, следующих один за другим: Николая Николаевича Муравьева, Михаила Семеновича Корсакова и Николая Петровича Синельникова.
Н. Н. Муравьев получил за время правления гордую приставку к своей фамилии «Амурский». Он явился инициатором и организатором присоединения к России Амура, Приморья и острова Сахалин, основателем города Владивосток. в Иркутске он создал Сибирский отдел Русского географического общества, столь много сделавшего впоследствии для развития края.
Его отношение к ссыльным декабристам, привлечение их потенциала для управления и развития края снискали ему уважение всех слоев общества.- Михаил Семенович Корсаков, ближайший друг и сподвижник Николая Николаевича Муравьева, продолжил его дело по развитию восточных районов нашей страны. Десятилетнее правление Михаила Семеновича завершилось добровольной отставкой и его преждевременной смертью в марте 1871 года на 45 году жизни. Но самый заметный след в памяти иркутян оставил Николай Петрович Синельников.
В 1871 году, возрасте 66-и лет он был назначен генерал-губернатором после правления во Владимире, Житомире, Москве и Воронеже, откуда его провожали на новое назначение с «превеликим сожалением». Пробыв в Иркутске на этом посту всего три года, он успел сделать столько хорошего, что, даже не имея его в губернаторах, городская дума присвоила ему звание почетного гражданина Иркутска, а в 1883 году включила в депутацию иркутян для возложения венка к гробу умершего Александра II. Имея большой опыт в хозяйственных делах, он сразу навел порядок с продажей хлеба, снискав этим уважение простого люда. При нем строились больницы, приюты, открывались школы. При его содействии и поддержке иркутского купца 1-й гильдии Ивана Степановича Хаминова был отсыпан за полгода земляной вал вдоль Ангары для защиты города от наводнений. При нем город хорошел, украшался скверами и садами, приводились в порядок улицы, убирались с глаз помойки, прокладывались тротуары.
Улицы меняли не только облик – им давались звучные имена, а каждый дом был пронумерован. Имена улиц зачастую давались по фамилиям владельцев домов. Так появились Медведниковская, Трапезниковская, Баснинская и другие. Но пришел новый «хозяин» – барон Фредерикс – человек безликий, равнодушный. При нем сгорел город, в то время пока он отдыхал. После него до 1917 года сменилось 10 генерал-губернаторов Восточной Сибири.
Алексей Павлович Игнатьев был у власти в Иркутске недолго, но он замечателен тем, что пригласил в город архитектора барона Генриха Владимировича Розена, построившего ряд зданий, создавших неповторимый облик нашего города: музей ВСОИРГО, Базановский приют, «Детский сад» на Амурской улице и другие. Бывший иркутский генерал-губернатор А. П. Игнатьев был убит в 1906 году эсером-террористом.
Шли годы, губернаторы менялись. Последним в 1917 году был Александр Иванович Пильц, новой революционной властью арестованный и высланный в Петроград.
В годы Советской власти институт губернаторства был упразднен.
В 1994 году новое поколение иркутян избирает на должность первого губернатора Иркутской области Юрия Абрамовича Ножикова – человека независимого во взглядах, прямолинейного и честного, ушедшего в отставку через три года. Новое время принесло с собой как массу негативных явлений, так и море возможностей и свободы проявить себя.
Фрагмент из книги Рудольфа Берестенева Яркий почерк светописцев. Фотообразы времени"
На сайте "Прибайкалье" (www.pribaikal.ru) фотографии и текст публикуются с разрешения автора книги