Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Первые велосипеды в Иркутске появились в 1892 году...

.

Первые иркутские велосипедисты очень гордились своим приобретением. Непременно шли в ателье или приглашали местных фотографов, чтобы увековечить важное в их жизни событие. Фото П. С. Жутеева. Конец XIX в. Собрание автора

Напротив дома Котельниковых и Родионовых на Большой улице (слева) видна часть рекламного щита магазина по продаже велосипедов. Начало XX в. Собрание автора

Иркутские велосипедисты-квилибристы

Не напугать лошадь...

Сегодня, в век космических кораблей, авиации, скоростных авто, трудно поверить в сенсационность сообщений о появлении на улицах первых велосипедистов. А такое произошло в 1892 году. Пресса не уставала рассказывать об этих событиях. Первые вла­дельцы тридцати четырех двухколесных транспортных средств кинулись демонстрировать свои приобретения, пришли в иркутс­кие городские фотографические ателье со своими двухколесными «конями», стали участниками массовых состязаний.

27 октября 1893 года в Иркутске образовалось общество вело­сипедистов с уставом, утвержденным министерством внутренних дел, с избранием распорядителей комитета. Были даже разра­ботаны «Правила езды на велосипедах по городским улицам», в которых говорилось, например, что «при встрече лошадей, обна­руживающих испуг, едущий на велосипеде обязан сойти с него», велосипедистам запрещалось движение по основным улицам города, напротив пароходных пристаней, на всех базарных площадях, а также на мостах.

В связи с этим на левом берегу Ангары был открыт цик­лодром, в день его открытия в городе было около ста велосипе­дов марок «Дукс», «Сафати», «Рудж» и «Ковентри». С 1895 года на городском циклодроме стали проводиться спортивные гонки с присвоением победителям звания «Первый ездок Иркутска» с вручением золотого жетона. Летом 1900 года в велогонках осме­лились участвовать и дамы. Две сестры в мужских костюмах и на мужских велосипедах преодолели дистанцию в 1500 мет­ров. Сообщает Иркутская летопись: «Первой пришла госпожа М. И. Петражевская, получившая золотой жетон с надписью: «За первые дамские гонки».

Ю.П. Колмаков Иркутская летопись. 1661-1940 гг. Изд. «Оттиск». 2003. с. 129

Иркутское общество велосипедистов, возглавляемое владель­цем первого авто Н. В. Яковлевым, стало играть важную роль во многих городских событиях. Его члены встречали велосипедис­тов-путешественников, проезжающих через столицу Восточной Сибири из Средней Азии в Харбин, участников автомобильных гонок Пекин - Париж.

И в наши дни не перестает быть популярным велосипедный спорт. На иркутских улицах и площадях, стадионах переливается всеми цветами радуги снаряжение гонщиков на разномодельных, отечественных и зарубежных современных двухколесных «авто».

 

Фрагмент из книги Рудольфа Берестенева "Яркий почерк светописцев. Фотообразы времени"

На сайте "Прибайкалье" (www.pribaikal.ru) фотографии и текст публикуются с разрешения автора книги