Первые велосипеды в Иркутске появились в 1892 году...
Берестёнев Рудольф
Категория: Иркутск : История
| Следующая статья
Не напугать лошадь...
Сегодня, в век космических кораблей, авиации, скоростных авто, трудно поверить в сенсационность сообщений о появлении на улицах первых велосипедистов. А такое произошло в 1892 году. Пресса не уставала рассказывать об этих событиях. Первые владельцы тридцати четырех двухколесных транспортных средств кинулись демонстрировать свои приобретения, пришли в иркутские городские фотографические ателье со своими двухколесными «конями», стали участниками массовых состязаний.
27 октября 1893 года в Иркутске образовалось общество велосипедистов с уставом, утвержденным министерством внутренних дел, с избранием распорядителей комитета. Были даже разработаны «Правила езды на велосипедах по городским улицам», в которых говорилось, например, что «при встрече лошадей, обнаруживающих испуг, едущий на велосипеде обязан сойти с него», велосипедистам запрещалось движение по основным улицам города, напротив пароходных пристаней, на всех базарных площадях, а также на мостах.
В связи с этим на левом берегу Ангары был открыт циклодром, в день его открытия в городе было около ста велосипедов марок «Дукс», «Сафати», «Рудж» и «Ковентри». С 1895 года на городском циклодроме стали проводиться спортивные гонки с присвоением победителям звания «Первый ездок Иркутска» с вручением золотого жетона. Летом 1900 года в велогонках осмелились участвовать и дамы. Две сестры в мужских костюмах и на мужских велосипедах преодолели дистанцию в 1500 метров. Сообщает Иркутская летопись: «Первой пришла госпожа М. И. Петражевская, получившая золотой жетон с надписью: «За первые дамские гонки».
Ю.П. Колмаков Иркутская летопись. 1661-1940 гг. Изд. «Оттиск». 2003. с. 129
Иркутское общество велосипедистов, возглавляемое владельцем первого авто Н. В. Яковлевым, стало играть важную роль во многих городских событиях. Его члены встречали велосипедистов-путешественников, проезжающих через столицу Восточной Сибири из Средней Азии в Харбин, участников автомобильных гонок Пекин - Париж.
И в наши дни не перестает быть популярным велосипедный спорт. На иркутских улицах и площадях, стадионах переливается всеми цветами радуги снаряжение гонщиков на разномодельных, отечественных и зарубежных современных двухколесных «авто».
Фрагмент из книги Рудольфа Берестенева "Яркий почерк светописцев. Фотообразы времени"
На сайте "Прибайкалье" (www.pribaikal.ru) фотографии и текст публикуются с разрешения автора книги