Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Владыка Евгений на реке Витим. 1913 год

Спасский храм в с. Витим

Н.А. Пономарев. Поездка преосвященного епископа
Евгения в Киренский уезд в июне - июле месяцах 1913 г.
Иркутск. 2007. С. 230. (составители Крючкова Т.А., Шинковой А.И.).

Сохранены особенности написания географических названий, отдельных слов, некоторые особенности орфографии и пунктуации.

 

4-го июля в 4 утра прибыли в Витим — центральный пункт благочиния, оно же и резиденция о. благочинного. Первоначальное заселение этой местности, под именем острога, относится к 1650 году. Настоящий Витим отодвинулся от прежнего острога версты на три вверх по Лене, во избежание наводнений. Теперь он стоит на возвышенном месте, против устья р. Витима, впадающего в Лену с правой стороны. Устье это делится на три рукава, из которых каждый заслуживает названия реки; по ним можно судить о значении, какое в общем составе своем имеет река Витим. И действительно, река эта не из ряда обыкновенных. Получив начало при подножии Яблонового хребта в Верхнеудинском округе, Витим как бы нарочно избрал для себя путь чрез необитаемые пустыни, горы и дебри, и только у озера Оронта прибрежья его пригодны для пастбищ и кочевья.

Протекая не менее 1500 в. в направлении к северу, он мог бы быть весьма ценным для областей Забайкальской и Якутской, сближая их для взаимного общения, но и тут природа пошла наперекор расчетам человеческим: к грозным и диким берегам она прибавила быстрые течения, шиверы и пороги... Хроники сибирские гласят, что в годы завоевания приленского края, именно в 1638 году, казачий атаман Максим Перфильев был первым из русских плава­телей по Витиму. Ему удалось подняться на десятки верст. После него, в 1641 году, поднимался письменный голова Бахтиаров, с военною командою, но употребивши 79 дней, должен был возвратиться с половины пути. Витим весьма мало известен ученым исследователям. Известно лишь, что на протяжении семи или восьми сот верст от устья в Витим впадают четыре реки: Орон, Кутомала, Муя и Мама, и до тридцати горных речек. Вся эта масса воды, впадая в Лену, видоизменяет ее. Лена является уже исполином. Берега ее кроются в туманной дали, глубина достаточна, можно сказать, для любого корабля. А быстротою течения Лена начинает спорить с Ангарою; и как воды Ангары нескоро и неохотно соединяются с водами Иркута, так и витимские долго-долго (верст 300) текут отдельною струею.

В настоящее время жизнь по Витиму бьет ключом, бес­прерывно движутся пароходы на Бодайбо с его золотонос­ными приисками и обратно. Не лишен Витим и пушных богатств: есть соболи и другие мягкорунные зверки. Из ми­неральных пород более известен ставролит. Он находится в слюдянистом сланце, усеянном кристаллами венисы100, а русло Витима и впадающих в него речек изобилует валуна­ми многих довольно ценных пород. Ландшафт со стороны с. Витима исполнен величия и разнообразия: чело гор под­нимается к облакам, с вариациями всевозможных отраже­ний, а самое устье Витима, можно сказать, ненаглядно по дивному сочетанию грозного с приятным и по неумолкаемо­му шуму вод, взаимно борющихся и не желающих уступить место друг другу…

Деревянный, о двух престолах, храм построен в 1874 году, прихожан при нем числится 2933 души обоего пола. Священником состоит о. Николай Пономарев (он же благочинный), псаломщиком Иаков Игнатьев101.

Храм весьма благоустроенный, но, как и большинство сибирских сельских храмов, оклеен шпалерами (обоями), что и некрасиво, и дорого, мало подходит для церкви и небезопасно в пожарном отношении. Как и везде, Влады­ка предложил о. благочинному оштукатурить внутренность храма и побелить. Богат храм иконами и всякой утварью; пред местными иконами висят старинные громадные лампа­ды, очень хорошей работы, массивные, а под ними сделаны деревянные подставки, в форме подсвечников, так что по­лучается впечатление очень красивых подсвечников. Мно­го в этом храме потрудился старец священник о. Никанор Пономарев102, состоявший 42 года священником. Жизни сей старец примерной.

В день прибытия Владыка совершил в Витимском храме литургию, после которой молебен Божией Матери, и сказал слово о неусыпном ходатайстве за род христианский Пре­святой Богородицы. Молящихся, несмотря на будничный день, собралось человек до 400. Пел довольно стройно хор певчих-любителей, организованный стараниями большого любителя пения о. благочинного, под управлением псалом­щика Я.Ф. Игнатьева. Обозрев тщательно храм, библиотеку и документы, Владыка направился в местное двухклассное министерское училище, очень обширное и благоустроенное. Дети показали удовлетворительные познания и произвели приятное впечатление своею настроенностью; на предложе­ние Владыки — хорошо пропели несколько молитв; видимо, учитель (А.Ф. Ламовицкий) — человек весьма церковный, да и сам о. благочинный стоит довольно близко к министерской школе и заботится об укреплении в ней духа религиозности. При ревизии 3-й части метрической книги пришлось отметить значительное число умерших без христианского напутствия св. Тайнами: из 25 умерших за полугодие — 19 умерли без напутствия. О. благочинный объяснил это тем, что отпевать приходится главным образом умерших в местной лечебнице, где около больных большею частью политические ссыльные; понятно — почему священник не приглашается для напутс­твия умирающих. Здание лечебницы очень плохое.

 

Примечания:

100 Вениса — старинное русское название граната — полудраго­ценного камня, преимущественно темно-красного цвета.

101 Игнатьев Яков Федорович (около 1883 – после 1913). Ро­дился в крестьянской семье. Обучался в Васильевской двухклассной земской школе, где в 1901 г. окончил курс, получив звание ино­родческого учителя. С 1902 по 1906 г. состоял учителем в Мику­шинской чувашской церковно-приходской школе Бугурусланского уезда Самарской епархии. По собственному прошению 16 августа 1906 г. принят в Иркутскую епархию и назначен к исполнению должности псаломщика церкви Спаса Нерукотворного Образа с. Витим Киренского уезда Иркутской губернии (ныне Респуб­лика Саха (Якутия)), где служил более 8 лет.

102 Пономарев Никанор Афанасьевич (около 1837–1914). Об­разование получил в Иркутской духовной семинарии. В 1860 г. был назначен псаломщиком в кафедральный собор Богоявления Господня Иркутска. В 1863 г. рукоположен в диакона в тот же со­бор. В 1866 г. назначен помощником ключаря. Архиепископом Пар­фением рукоположен в сан священника Илимской церкви и в 1871 г. назначен духовником Илимского благочиния. В 1875 г. назначен в церковь Спаса Нерукотворного Образа с. Витим Киренского уезда Иркутской губернии (ныне Республика Саха (Якутия)). С 1879 по 10 мая 1905 г. состоял законоучителем Витимского приходс­кого училища. В 1905 г. по слабости здоровья уволен за штат с причислением к Витимской Спасской церкви. В 1910 г. назначен законоучителем Витимского женского училища, где служил до 1913 г. (в клировых ведомостях указывается его имя Никандр).

 

На сайте www.pribaikal.ru
публикуется с разрешения издателя
Архитектурно-этнографического музея «Тальцы»

Книга издана при финансовой поддержке 
Государственного архива Иркутской области