Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

В Музее истрии города Иркутска хранится коллекция из старинных фотографий и фотоаппаратов иркутских фотографов

Время собирать камни

Двенадцатилетним мальчишкой увлекся я фотографией все­рьез и надолго. Шли пятидесятые годы ХХ века, когда достать материалы было делом непростым. Потому свой первый увеличи­тельный прибор изготовил из подручного материала - фанерных листов и деревянных брусков. Кюветами для химикатов служила кухонная посуда. Так создавалась собственная фотолаборатория.

Отец - директор авторемонтного завода видел в последыше механика, потому и направил меня в Черемховское специальное горно-техническое училище на семилетнее обучение по специаль­ности горного техника-электромеханика. Попросту - шахтера.

Полученная профессия пригодилась в армии, стал авиаци­онным специалистом на военном аэродроме. В мирной жизни, работая на авиаремонтном заводе, уже разбирал по винтикам не только навигационную технику, мелкие приборы, но и фотографи­ческие аппараты. С годами собрал солидную коллекцию старин­ных фотокамер: от деревянных «гармошек» до экзотических сте­реоскопических аппаратов с пневматическими затворами XIX - начала ХХ веков.

В тесной коммуналке приборы размещались повсюду: на книжных полках, развешанные по стенам, в коробках. О коллек­ции прознали знакомые, друзья; стали приносить на ремонт, а то и дарить устаревшую фотографическую технику.

В 1989 году, к 150-летию изобретения мировой фотографии, мы с известным историком и публицистом Иваном Ивановичем Козловым открыли в Иркутске музей Истории сибирской фото­графии.

В музее была построена экспозиция, рассказывающая о зарож­дении и развитии искусства фотографии в Иркутске и Восточной Сибири. В ней было представлено свыше 3000 экспонатов, в том числе редкие фотокамеры XIX и начала XX веков.

В это время судьба свела меня с удивительным человеком - иркутянином Григорием Владимировичем Васильевым, страст­ным коллекционером, фотографом-любителем. Пенсионер Коми­тета государственной безопасности Г. В. Васильев за свою жизнь собрал и систематизировал в домашнем архиве все, что свидетель­ствовало о истории Сибири. Тысячи редких фотографий, оригина­лов, вырезки публикаций - все это размещалось в тесной комнате старого деревянного дома на улице Седова. В конце жизни Гри­горий Владимирович Васильев передал свое сокровище в фонды создаваемого нами музея.

Экзотический музыкальный инструмент, канадский граммо­фон ХIХ века с чемоданом старинных пластинок передал на хра­нение иркутянин Михаил Алешин.

Подобным образом поступил и старейший фотограф, кино - и телеоператор, участник Великой Отечественной войны Ольгерт Вацлавович Маркевич. Он подарил киносъемочный аппарат «Дебри», выпущенный в начале ХХ века во Франции, единствен­ный в Иркутске.

Будучи тяжело больным, незадолго до своей смерти нашел меня бывший редактор «Восточно-Сибирской правды» Семен Моисеевич Бройдо. Он решил подарить мне свой старинный гер­манский аппарат «Фохлендер».

Ветеран Иркутской студии кинохроники заслуженный кино­оператор России Петр Артемьевич Петров передал мне на сохра­нение ценную свою реликвию - американскую фотографическую камеру «Роллефлекс». После его смерти внуки берегут его архив: фотографии, кинолетопись великих сибирских строек, свидетелем и участником которых был П. А. Петров.

С иркутским фотографом Тихоном Ивановичем Коноваловым мы были знакомы в семидесятые годы ХХ века, когда я, редак­тор многотиражной заводской газеты, заходил в его лабораторию, заставленную старинными павильонными и дорожными каме­рами из Франции, Германии, Англии, Америки. Вероятно, этими деревянными аппаратами с «гармошкой» работали первые иркут­ские «светописцы» ранней поры А. К. Гофман, П. А. Милевский, Р. С. Пророков, Д. Н. Мамонов, а может быть, и другие, оставившие яркий след своего творчества в сибирской фотографии. Коноваловскую французскую фотокамеру XIX века я передал на хране­ние в Иркутский областной краеведческий музей.

В моем собрании хранится германский аппарат «Икофлекс», подаренный известным журналистом, сибиряком Михаилом Михайловичем Минеевым, фотокорреспондентом Телеграфного агентства Советского Союза.

Коллекцию фотографа Владимира Павловича Абламского, приобретенную у вдовы Валентины Андреевны на средства Иркутского фонда культуры, я передал в Музей истории города Иркутска.

Собирателем исторических документов является и профес­сор Иркутского университета Виталий Иннокентьевич Зоркин. В книге показана малая доля редких документов из его коллекции.

Однако жизнь открывшегося первого в Восточной Сибири музея фотографии в арендованном помещении стала недолгой. После выселения из прежнего помещения уникальное собрание развернули в отреставрированном ледоколе «Ангара» на Иркутс­ком водохранилище.

Но в 1990-х годах рыночные отношения, объявленные основ­ной экономической политикой государства, лишили возрождаю­щийся музей «Сибирская фотография» последнего пристанища. Коллекция в тысячи ценных экспонатов оказалась на улице.

Только после создания Музея истории города Иркутска появи­лась надежда спасти собрания ценных вещей. Тогда и были пере­даны безвозмездно раритеты новому центру городской культуры.

Иркутяне давно высказывают пожелания создать в городе Дом фотографии, чтобы собрать в нем старинные альбомы, редкие документы, многочисленные подарки, фото- и киноаппараты про­шлых веков.

 

Фрагмент из книги Рудольфа Берестенева "Яркий почерк светописцев. Фотообразы времени" 
На сайте "Прибайкалье" (www.pribaikal.ru) фотографии и текст публикуются с разрешения автора книги