По следам русских землепроходцев. Река Лена
Категория: Журнал "Тальцы"
Предыдущая статья | Следующая статья
В августе 2006 года экспедиция, организованная членами Якутского городского отделения ВООПИК, проделала 1600-километровый путь по среднему течению реки Лены от села Подволошино (р. Нижняя Тунгуска) и села Чечуйск (расположено на р. Лене в 70 км ниже г. Киренска Иркутской области) до Якутска. Этим путем не раз шли русские первопроходцы, спускавшиеся вниз по Лене и дальше, вплоть до Северного Ледовитого океана.
Идея похода родилась лет пять назад у автора этой публикации — уроженца достаточно древнего по сибирским меркам города Якутска и уже около 20 лет проживающего в Центральной России. Волею судьбы мне не раз предоставлялась возможность вновь и вновь посещать родные места, а вместе с этим и путешествовать по различным районам Якутии. Появилась и возможность заняться, наконец, составлением родословной, что навело меня на иркутский след, а вместе с этим и на мысль отыскать где-то в Иркутске родовые корни. А если прибавить к этому еще ранее существовавший интерес к истории освоения русскими Якутии, Дальнего Востока, Камчатки, Аляски, то идея пройти всю Лену от истока до устья как-то сама по себе из всего этого вытекала. Не сразу, но, может быть, как раз вовремя, эту идею поддержал и мой давний друг и товарищ, якутянин, заядлый путешественник Сергей Замотаев. Тем более, что и его предки, как оказалось, тоже когда-то проживали в Иркутске и в верховьях Лены. С Сергеем нас и в молодости соединяла учеба в университете, а в последние, уже зрелые, годы мы совершили не одно совместное путешествие по Якутии и за ее пределами. Это и кратковременный бросок в устье реки Алдан, это и длительное путешествие по пяти рекам к фантастически красивой, но почти недоступной Чаруоде, что на юге Якутии. Это и зимний автопробег по Колымской трассе, печально знаменитой не только гулаговским прошлым, но и сегодняшними опасными «прижимами» горной дороги. Это и скоростной автобросок из Якутска в Новосибирск вдоль заброшенных золотых приисков, постаревших бамовских городов, поселков и еще недавних грандиозных федеральных дорожных строек с впечатляющими сменами пейзажей и остановками в Нерюнгри, Чите, УланУдэ, на Байкале, в Иркутске… Общая любовь к путешествиям и скорости, будь то автомашина или катер, сплавной рафт или моторная лодка, сдружила нас давно и крепко. Сергей, одержимый дорогой и всеми видами современной техники, порой настолько увлекается скоростью, что, зная это (по количеству «смазанных» фотографий и упущенных сюжетов!), я вынужден постоянно приобретать все более и более совершенную фототехнику, способную делать чудеса…
Поскольку к этому времени мною было уже выпущено несколько наборов открыток о Якутии, то мысль об издании в будущем фотоальбома о реке Лене под рабочим названием «Вся Лена» также пришла сама собой. И вот зимой 2006 года эта еще сырая схема нового путешествия была преобразована нами в конкретный план, намечены сроки и разработан предварительный маршрут экспедиции. По предложению Сергея Замотаева именно эту часть маршрута предполагалось совершить в 2006 году и посвятить ее сразу двум знаменательным датам: 375-летию основания города Якутска и 375-летию присоединения Якутии к Российскому государству. Мы знали уже, что эти даты будут праздноваться одновременно и на высоком всероссийском уровне осенью 2007 года. Таким образом, наше путешествие по Лене началось не с истока, а со средней ее части. Мы единодушно рассудили, что именно в период юбилейных мероприятий следует обратить внимание на то, кто, каким образом и когда открыл Русскому государству путь на великую реку Лену. Но одно дело иметь информацию из книг и Интернета, а другое дело — пользоваться данными исторических документов. Именно поэтому мы, не откладывая, обратились за советом и помощью к известнейшему в Якутии и далеко за ее пределами доктору исторических наук, профессору Якутского госуниверситета, академику РАЕН Павлу Левоновичу Казаряну, с готовностью включившемуся в работу и ставшему со временем для нас незаменимым консультантом. Так, через месяц, уже коллегиальными усилиями, был составлен план двухгодичной экспедиции, который предусматривал разбивку Лены по всей ее длине на три основных части и включал, кроме этого, еще два маршрута по крупным ее притокам — Вилюю и Алдану. Сегодня общеизвестно, что исторически по пути из бассейна Енисея в бассейн Лены в 20–30-х годах XVII века сложились три основных маршрута:
1) из Енисея вверх по Нижней Тунгуске до устья реки Тетеи, через волок к реке Чоне, спуск до рек Вилюй и Лена;
2) из Енисея вверх по Нижней Тунгуске до Чечуйского волока (Подволошино), переход по волоку (23 км) на Лену, затем вниз и вверх по ней;
3) по Ангаре и Илиму до Илимского волока, переход по волоку и сплав по рекам Мука, Купа, Кута до Лены, далее вниз и вверх по Лене.
Кроме того, существовал еще один путь, когда русские первопроходцы по Лене и ее притоку Алдану поднимались до реки Майи и по реке Юдоме выходили к Охотскому побережью Тихого океана.
В соответствии с этим нами запланировано также историко-географическое иллюстрированное издание, предполагающее пять выпусков и имеющее цель познакомить иркутян, якутян и наших общих гостей с новейшим фотографическим материалом о бассейне красивейшей сибирской реки Лены и с пролегавшими по нему когда-то маршрутами русских землепроходцев первой половины XVII века. Для более интересной и наглядной подачи материала в основу издания нами был положен не хронологический, а географический принцип формирования выпусков фотоальбома:
Выпуск 1. Верховья реки Лены (от истока до с. Чечуйск).
Выпуск 2. Средняя Лена (от с. Чечуйск до с. Соттенцы — Ленского острога).
Выпуск 3. Нижняя Лена (от Ленского острога до устья Лены).
Выпуск 4. Нижняя Тунгуска (Ербогачён) — река Чона — река Вилюй — река Лена.
Выпуск 5. Река Лена — река Алдан — река Мая — река Юдома.
При этом предполагается, что каждый выпуск фотоальбома будет предваряться историческим очерком о передвижении первопроходцев по данному участку с указанием памятных дат и событий, связанных с прошлым, а также информацией о населенных пунктах, среде обитания, следах хозяйственной деятельности, культурном наследии обитателей и т. п. Предполагается также, что эксклюзивные фотографии (в первую очередь панорамные) одной из красивейших рек мира — Лены займут до 80–90% площади издания, что должно явиться весьма привлекательным фактором для читателя. Каждый выпуск предполагается снабдить и соответствующим картографическим материалом.
Теперь, когда с нашими общими планами на будущее читателю все ясно, я бы хотел подробнее остановиться на уже выполненной нами в 2006 году первой части большого путешествия. Главной целью завершившейся в прошлом году экспедиции было прохождение пути енисейского промышленника Демида (Пантелея) Пянды, впервые вышедшего на Лену в начале XVII века с верховьев Нижней Тунгуски через Чечуйский волок. Этим же путем впервые вышел на Лену и отряд енисейских казаков во главе с Петром Бекетовым,поставившим позднее, в 1632 году, Ленский острог вблизи сегодняшнего Якутска. Десятки и сотни лет спустя этим же отрезком Средней Лены с ее верховьев прошли к Якутску множество научных и исследовательских экспедиций, сотни и тысячи служилых людей, переселенцев, политссыльных и т. п. Здесь в XIX веке пролегал Якутский почтовый тракт до Якутска, здесь зарождались первые ленские судоходные компании.
Таким образом, отрезок среднего течения Лены длиной около 1 600 километров от села Чечуйск до города Якутска нам представляется наиболее исторически значимым в плане выхода Российского государства на берега Лены и дальнейшего освоения северо-востока Сибири, а также Дальнего Востока, Камчатки и Аляски.
Итак, теплым августовским вечером в Жатайском затоне (Жатай — небольшой поселок при Жатайском судоремзаводе в 20 км от Якутска) был спущен на воду быстроходный катер «Ямаха» с мощным 115-сильным подвесным мотором. Красавец белый катер — гордость Сергея (его владельца и капитана), был весь оклеен рекламами спонсоров похода — ЗАО «Северо-Восточная риэлторская компания», еженедельника «Неделя Якутии», ОАО «Ленское речное пароходство», магазина водно-моторной техники «Сузуки». Два флага — России и Якутии — гордо развевались на его корме. Мы дали прощальный круг и на максимальной скорости (75 км в час!) вышли в Лену с тем, чтобы к ночи того же дня погрузиться на идущий в Осетрово танкер ТО-1546. Такое решение было принято в связи с необходимостью экономить топливо, сплав же вниз от Чечуйска предполагался своим ходом. Впереди было трое-четверо суток продвижения вверх по Лене. Но скучать особо не пришлось. Великолепные ленские пейзажи, разнообразные берега, утренние туманы и вечерние зори не давали спать. Проникшаяся нашими планами команда во главе с капитаном танкера Иваном Рокуновым то и дело сигналом вызывала нас в рубку, увидев то вышедшего на берег молодого медведя, то переплывающего реку сохатого, то большие стаи диких уток, готовящихся к отлету…
Медленно идем вверх. Все чаще и чаще вспоминались записки русского генерала А.А. Игнатьева о его путешествии из Иркутска в Якутск вместе с отцом — генерал-губернатором Иркутской области, почетным гражданином города Якутска Алексеем Павловичем Игнатьевым: «На всю жизнь запомнил я наше путешествие в Якутск. Мы плывем на "шитиках" по бесконечной Лене; туда на веслах, а обратно — лошадиной тягой, сменяющейся на каждой почтовой станции...
...Вокруг — живописные картины. Это не скучные реки Западной Сибири. То ленские "щеки" - краснобурые, отшлифованные временем каменные массивы, то ленские "столбы" — подобие сталактитов. Горные массивы, покрытые лесами, сменяются долинами, сплошь усеянными цветами» (1, с. 32– 33).
Представьте себе, что и мы почти все это видели своими глазами спустя более сотни лет! И Ленские столбы, и Ленские щеки, и постоянно меняющиеся ленские берега! Правда, по ночам, когда судно осторожно продолжало свой монотонный ход, мимо нас проплывали невидимые черные берега. Но мы втайне надеялись, что и их мы сможем увидеть на обратном пути. Наш подъем вверх по реке затянулся, так как скорость нашего «крейсера» оставляла желать лучшего, к тому же в верховьях Лены начались густые августовские туманы. Но все же на седьмые сутки мы подходили к цели нашего путешествия. Нетерпение наше было столь велико, что, плюнув на бензин, километров за 100 до Чечуйска мы, от всей души поблагодарив капитана и команду, пересели, наконец, на катер и сделали последний рывок к намеченной цели. Ведь наиболее важной задачей данной экспедиции являлось посещение села Подволошино на реке Нижней Тунгуске и желание своими глазами увидеть Чечуйский волок — 23-километровый отрезок дороги, связывающий через перевал реки Нижнюю Тунгуску и Лену. Мы опасались, что что-то где-то не сработает, что-то не срастется, и готовы были даже пешком добираться до Тунгуски.
Но забегая вперед, скажу, что все обошлось как нельзя лучше и дело было сделано. В результате в Чечуйске на возвышенном берегу Лены нами (совместно с жителями сел Чечуйск и Вешняково) были установлены крест и камень в память о произошедшем здесь событии почти 400-летней давности. Интересно, что сама идея установки памятного креста возникла у Сергея Замотаева в период вынужденного бездействия на танкере. Если я почти не расставался с фотокамерой и вечно торчал в рубке, то он, не привыкший к безделью, яростно ему сопротивлялся. Было видно, как непросто ему это давалось. Но он упорно вел дневник и раз за разом перечитывал собранные мною за прошедший год материалы о походах русских первопроходцев, отряде енисейского промышленного человека Пянды… Видимо, именно эти занятия вместе с окружающими нас дикими пейзажами и навели Сергея на великолепную мысль о необходимости хоть как-то обозначить выход первого русского человека на Великую Лену. А поскольку в нашем маленьком коллективе всегда находится место дружественному соперничеству, то я, в свою очередь, тут же предложил установить рядом с крестом и памятный камень.
Сказано — сделано! Подойдя вечером к селу Вешняково, мы активно принялись за претворение этой новой для нас задачи в жизнь. Конечно, нам сказочно повезло! Жители окрестных сел, соскучившиеся по добрым делам, очень живо откликнулись на наше предложение. Знакомство с жителями села Вешняково началось с того, что первые вышедшие на берег взглянуть на прибывших гостей мужчина и женщина, узнав о цели нашего визита, сразу же указали на видные издали дом и хозяйство местного предпринимателя-лесопереработчика Сергея Березовского, по их словам, имеющего все возможности оказать нам требуемую помощь. Сибирь и есть Сибирь! Жена Сергея, не говоря лишних слов и не даже спросив, кто мы и откуда, сразу же усадила за стол и налила чаю, придвинула печенье, конфеты. Где вы встретите сегодня такое гостеприимство, как не в сибирских селах и деревнях!
Но вернемся к рассказу. Приехавший поздно вечером Сергей также без лишних расспросов предложил сейчас же поехать в Подволошино — долгожданную цель нашего путешествия. Поймите же наши чувства, когда уже через десять минут, устроившись в стареньком «Сурфе», мы с радостью двинулись в путь и через каких-то полчаса перевалили через горный перевал и стали спускаться вниз. И вот, наконец, с хорошо укатанной дороги нам открылся красивый вид на Нижнюю Тунгуску — древнюю дорогу русских первопроходцев! Остановившись на ее берегу, на склоне у природного источника, бьющего вертикально из железной трубы, мы испили холодной и вкусной водицы, опустили руки в воды Тунгуски и немедля тронулись дальше, в поселок. Здесь, на его центральной площади, сегодня стоит памятный столб первопроходцам с венчающим его колоколом, рядом с которым расположен достаточно ухоженный памятник героям Великой Отечественной… Приближалась осень, вечерние лучи солнца золотили Тунгуску и медный колокол на столбе… Сделав несколько снимков и отдав долг памяти нашим предкам и воинам, мы тронулись в обратный путь, вглядываясь в лица подволошинцев и сохранившиеся в селе старинные дома, увидев в ответ зажегшиеся интересом глаза и пустые окна нередких здесь заброшенных домов. Наш путь лежал к Великой Лене, в Чечуйск. И вдруг, что за чудо! На Чечуйском волоке, на перевале, чуть в стороне от обочины среди соснового леса стояла старая заржавелая баржа, невесть как оказавшаяся здесь. Сергей пояснил, что еще в советские времена волок активно использовался, особенно зимой, для перетаскивания тракторами речных судов с Лены на Тунгуску. Этот путь был наиболее приемлем и дешев, так как суда закупались на Качугской судоверфи.
К Чечуйску подъезжаем уже в сумерки, но это не мешает нам выбрать при помощи местных жителей и мальчишек самое высокое и видное место для креста и камня, расположенное прямо на пересечении спускающейся с горы дороги (волока) и берега Лены. Здесь же, совсем недалеко, стояла большая деревянная Чечуйская церковь, пережившая советскую власть и сгоревшая буквально несколько лет назад. Очень быстро удалось отыскать на берегу подходящий для дела крупный камень и даже переговорить с бригадиром иркутской бригады ООО «Электросетьстрой» Василием Баталиным и бригадиром рядом поселившейся бригады монтажников ЛЭП из Иркутска Алексеем Волгиным. Что здесь скажешь? Эти русские люди поняли нас с полуслова, и уже утром в воскресенье пара столбов (из выбраковки) были подтащены УАЗом к нужному месту и наша работа закипела!
Особо надо сказать о еще одном участнике работ — молодом вешняковском профессиональном охотнике Викторе Садохине. Еще вечером, возвратившись из Чечуйска, Сергей завез нас в дом его матери — Нины Викторовны Садохиной — вдовы бывшего председателя местного совхоза. Сергей рекомендовал Виктора как своего друга и мастера на все руки. Но молодого хозяина, еще утром уехавшего на участок, пришлось ждать долго. Радушная хозяйка угостила нас простым ужином с обычным для этих мест соленым хариусом и картошкой, чаем и домашними булочками. Мы с интересом слушали ее рассказы о старинном роде Садохиных, рассматривали принесенные ею старые фотографии, книги. И здесь нам повезло в который раз — сильно уставший после трудной дороги Виктор согласился отложить завтра все домашние дела и выйти на воскресные «общественные» работы. Да, это была удача, так как среди всех собравшихся назавтра участников мероприятия ни один не мог так владеть маленькой японской бензопилой, как это делал Виктор. Пока мы занимались копкой ямы для креста, определением сторон света для его установки, Виктор с размеренным упорством подгонял и выравнивал элементы будущего креста, размеченные совместными усилиями на основе случайно захваченной мною в дорогу открытки. Виктор же работал настолько самозабвенно, настолько неутомимо, что мы старались не отвлекать его, не сбивать его со взятого им ритма. Было видно, что и сам он внутри боялся, что стоит ему остановиться — и кто-то вмешается в Его Дело, возьмет из его рук пилу и не даст ему закончить Его Крест... Крест, который, быть может, он мечтал «поставить» всю свою жизнь! Все завороженно смотрели на работу мастера: пила виртуозно управлялась им, впивалась в прочное лиственничное бревно, срезала и подрезала неровности и, наконец, обессилев, замолкла… Пришлось срочно ехать по селу в поисках другого механизма, и вскоре он был найден, а работа успешно завершена.
Солнце уже давно прошло зенит. Местные мальчишки по нашей просьбе притащили из своих домов несколько старинных костылей, которые и были с надсадом вбиты в перекрестья креста. Вот крест и готов! На нем был сделан затес и начертана временная надпись: «Демиду (Пантелею) Пянде. 1623 г. — 2006 г.». Приехавшие почти сразу ребята-монтажники при всеобщем участии и с помощью автокрана поставили крест в уже готовую яму, а через какой-то час рядом был установлен массивный камень. Собравшиеся у места установки участники работ разъезжались из Чечуйска с чувством хорошо сделанного богоугодного дела. Жители же села, сначала издали наблюдавшие за происходившим, уже в середине дела стали подходить к нам и предлагать свою помощь, от которой мы, конечно, не отказывались. В их глазах мы видели заинтересованность и одобрение. Здесь каждый знает имя Пянды и чем был и есть Чечуйский волок. Вездесущие мальчишки поведали нам о том, что вообще-то памятный крест селяне хотели установить уже давно, да все никак собраться не могли…
Но время поджимало, а наше путешествие, по существу, только начиналось. Надо было идти вниз по Лене, не упуская других, хотя и более поздних по времени памятных мест, сел и деревень, поселков и устьев впадающих в Лену рек и ручьев… Однако мы прошли вверх по реке еще километров восемь с тем, чтобы заснять чудом уцелевшую старинную деревянную церковь в селе Банщиково. Спускаясь обратно, мы издали увидели несколько часов назад поставленный нами крест, подали прощальный сигнал, на что дожидавшиеся нашего возвращения мальчишки ответили с берега при- ветственными взмахами рук. Ведь это они принимали участие в установке креста, они оповестили село, они принесли старинные костыли, о чем обязательно расскажут в школе в сентябре!
Дальше было множество коротких и длинных переходов, были дожди и ветры, солнце появлялось все реже и реже. Мы посетили самодеятельный краеведческий музей в селе Петропавловском, благополучно прошли устья Чечуя, Чаи, Чуи, порыбачили на Красном бакене и в устье Бобровки, где нас буквально ослепила масса порхающих белых мотыльков… По берегам виднелись силуэты старых деревень и многовековых крестьянских и ямщицких построек и дворов. Мы подходили к берегу, осторожно пробирались вдоль крепких когда-то заборов, заросших травой и одичавшим ягодником, к еще сохранившимся избам, сеновалам, конюшням… Резные наличники пустых оконных глазниц безучастно смотрели на нас и дышали запахом давно не топленных русских печей, кое-где сохранившихся почти в первозданном виде… А вот низкая и насквозь продымленная баня «по-черному»! Так продолжалось несколько часов, пока мы не понимали, что время не ждет и нам пора пускаться дальше и соблюдать график путешествия.
И вдруг на закате из-за поворота реки появился наш старый знакомый ТО-1546! Он, столь медлительный ранее, теперь с максимальной для него скоростью буквально скатывался вниз по реке! Связавшись с ним по рации, мы пообещали их догнать и договорились о встрече в условленном месте. Дальше стоял поселок Витим с сохранившимися еще крепкими доходными домами золотопромышленника (Громова), отстроенный после недавнего наводнения Ленск (Мухтуя), старинный Олёкминск. И всюду церкви, старые и новые, ухоженные и заброшенные… Уже после Олёкминска, когда пошли много раз пройденные нами берега Лены, мы вновь погрузились на нашу «матку» и, пройдя на ней несколько сотен километров, несмотря на дождь, вновь ушли вперед, к поселку Мохсоголох (Соколиный), где нас уже ждал джип с телегой. Так завершилась наша экспедиция, во время которой нами произведено описание маршрута и сделана не одна сотня фотоснимков исторически значимых и памятных мест на берегах Лены как в Иркутской области, так и в Якутии.
Завершая описанное, хочется сказать и о том, что участниками экспедиции получен новый, я бы сказал, «исторически осмысленный» опыт путешествия, когда необходимо не только заботиться о качестве и красоте фотоснимков, не просто «рулить» за штурвалом, но и успевать одновременно внимательно следить за проплывающими мимо населенными пунктами, устьями рек, делать путевые записи, не теряя при этом и хронологии событий, и т. п. Положительный опыт экспедиции был одобрен Советом Якутского городского общества ВООПИК, и в его планах уже намечено завершение прохождения двух оставшихся участков реки Лены в летнеосенний период 2007 года, а вилюйский и юдомский отрезки — в 2008 году.
ЛИТЕРАТУРА
1. Игнатьев А.А. Пятьдесят лет в строю. Симферополь, 1953.
Алексей Пантелеймонович Зуев,
фотохудожник,
член Совета Якутского городского
отделения ВООПИК,
г. Якутск
Журнал "Тальцы" №1 (30), 2007 год