Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Этнографические музеи под открытым небом: перспективы Прибайкалья

Дом-связь Гореловых

Казанская церковь из Илимска. АЭМ «Тальцы»

Баня Толмачевой из с. Гогон (предварительная сборка) АЭМ «Тальцы»

Строительство тыновой стены Илимского острога. АЭМ «Тальцы»

Место планируемого музея «Ленская деревня». Останки мельничного комплекса

Церковь в селе Коротково (до демонтажа)

Дома голендров в Пихтинске

Дома голендров в Пихтинске

Проблема сохранения народной культуры обозначилась в Иркутской области уже в 50-х годах XX века, когда в регионе началось интенсивное строительство гидроэлектростанций с затоплением гигантских территорий водохранилищами и сносом, переносом попадающих в зоны затопления старожильческих сел. Еще одной акцией государства, приведшей к разрушению патриархального уклада жизни населения, стало проведение в 1960-х политики ликвидации «неперспективных» деревень. Приходится констатировать, что в связи с интенсивным развитием во второй половине прошлого столетия коммуникационных процессов, способствующих глобализации общества, патриархальный уклад, традиционные хозяйства Прибайкалья к началу XXI века практически полностью утрачены.

В последние годы в особенно плачевном состоянии оказалась материальная составляющая традиционной деревенской культуры – деревянное зодчество. Причин здесь несколько. Это предельный возраст конструктивных элементов зданий: в среднем для деревянных памятников нашего региона он составляет 100–150 лет. Многие произведения народного зодчества уничтожаются, искажаются в результате их ненадлежащей эксплуатации, неквалифицированного ремонта, элементарного непонимания их ценности.

Что делать? Как спасти народное зодчество Прибайкалья и сохранить его для будущих поколений? Мировая и российская практика на этот вопрос дает ответ: один из надежных вариантов – музеефикация, в том числе методом переноса памятников в музейные комплексы под открытым небом. Это позволит сохранить и передать будущим поколениям не только уникальные объекты культурного наследия, но и рядовые объекты, без чего невозможна в целом реконструкция историко-культурной среды прошлого.

К началу этого столетия в мире насчитывалось более 4,5 тысяч этнографических музеев под открытым небом, из них лишь 17 расположены на территории России. Такое положение объясняется просто. При советской власти приоритет отдавался музеям краеведческого профиля, экспозиции которых посвящались главным образом первобытнообщинному периоду и героическому революционному и последующему времени. Этнографические музейные комплексы, в основном представлявшие архитектуру и быт по большей части состоятельного крестьянства, были вне русла советской государственной идеологии. Иркутская область в отношении создания таких музеев, скажем осторожно, находится в лидерах среди регионов. У нас таких комплексов два: архитектурно-этнографический музей «Тальцы», недалеко от Иркутска, (начало создания – 1966, открытие – 1980) и архитектурно-этнографический музей «Ангарская деревня» в Братске (начало создания – 1975, открытие – 1990).  

 

АЭМ «Тальцы»

К настоящему времени наиболее полноценно функционирующим, хотя и находящимся в состоянии развития, является региональный музейный комплекс «Тальцы». Последней научной разработкой планов дальнейшего развития музея стали «Основные направления развития АЭМ “Тальцы”» (авторы В.В. Тихонов, А.К. Нефедьева), выпущенные в виде книги в 2006 году. Полный показ культурного наследия Иркутской области предполагается посредством строительства девяти экспозиционных зон, соответствующих историко-культурному зонированию Прибайкалья, выявленному сотрудниками музея в ходе научно-исследовательской работы в 1970–2000-е годы. 

Доминирующей в музее, за счет уникальных памятников деревянного зодчества XVII – XIX веков, является Ангаро-Илимская экспозиционная зона, находящаяся в стадии завершения. Главный ее объект – Илимский острог, по нему практически закончена реставрация и реконструкция западной стены. Одна из жемчужин музея – Спасская проезжая башня, подлинник (1667). Дальнейшая полная реконструкция острога проблематична из-за недостаточности информации об остальных его объектах, особенно недостает графических данных (их почти нет).

В 1987–2001 годы в составе этнической Бурятской экспозиционной зоны сформирован улус-летник из шести деревянных юрт с инфраструктурой. В эту зону еще должны войти: улус-зимник (для которого уже вывезены памятники архитектуры – дом тайши Александрова и дом шамана Степанова), наполовину построенный маломорский рыболовецкий стан, бурятский православный миссионерский стан (из поселка Кутулик уже вывезен один объект – церковноприходская школа). Этнические экспозиции, отражающие культуры эвенков (тунгусов) и тофов (карагасов), в музее созданы как временные, на месте будущей Верхоленской зоны. Позже они будут организованы на площадках, отведенных для них генпланом музея.

С 2002 года в «Тальцах» приступили к созданию Трактовой экспозиционной зоны, характеризующей главным образом особенности быта станций, сел прилегающих к Московскому тракту в пределах Иркутской области, где основой хозяйственного уклада населения было обслуживание извоза со всеми сопутствующими этой деятельности услугами. Экспозиция фрагментарно реконструирует притрактовую историко-культурную среду конца XIX века и по составу не дублирует другие зоны. В 2006–2008 годы здесь отреставрированы постоялый двор Усовых, дом-лавка из деревни Тулюшки, дом-связь Гореловых. Реставрации ждут вывезенные купеческий дом Воиновых и уникальный архитектурный памятник конца XVIII века с самцовой кровлей – дом Шукловых из поселка Большежилкино. Для последующего формирования трактовой экспозиции планируется вывезти дом начальника Кутуликской пересыльной тюрьмы, здание больницы из села Барлук, дома конезаводчиков Таракановых из поселка Красное Поле, церковь из Большекошелакска.

Не менее интересными должны стать проектируемые Верхоленская и Переселенческая экспозиционные зоны. Это произойдет, если в ближайшее время будет обеспечена вывозка соответствующих объектов деревянного зодчества, находящихся в удручающем состоянии – большинство их просто брошено хозяевами на произвол стихии.

В последние годы справедливое возмущение у иркутской общественности, неравнодушной к сохранению исторического облика Иркутска, ученых и специалистов, вызывают действия, направленные на откровенное уничтожение под лозунгом отселения ветхого жилья уникальной деревянной застройки, сохранившейся как в комплексах, так и отдельными многочисленными объектами. Именно комплексность, усадебность, ковровая застройка являются особенностью Иркутска, отличающей его от других городов Сибири, России, всего мира. В этой ситуации, буквально спасая из-под бульдозеров исторические дома, с 1991 года в музей «Тальцы» из города было вывезено и частично смонтировано во временной сборке пять деревянных памятников иркутской архитектуры. В последующем планируется размещение их в новой Городской экспозиционной зоне. Называя эти объекты памятниками, приходится допускать юридическую неточность, поскольку часть их якобы (по данным СМИ) исключена из Списков памятников, и, как ни парадоксально, организацией, призванной охранять эти памятники, – областным органом охраны объектов культурного наследия. Следует заметить, что во всем мире подобной практики не существует, по крайней мере в таких масштабах. За последние три года таким образом из Списков исчезло – вдумайтесь! – более 130 объектов наследия. Такое «радение» чиновников, пожалуй, можно внести в Книгу рекордов Гиннеса.  

 

АЭМ «Ангарская деревня»

Музейный этнографический комплекс «Ангарская деревня» в Братске, находясь в муниципальном подчинении, по масштабам значительно уступает музею «Тальцы». Его изначальная задача – показ историко-культурной среды только Среднего Приангарья. Экспозиция состоит из двух основных зон – русской и этнической эвенкийской. В русскую зону входит старожильческая деревня из нескольких крестьянских усадеб XIX века и отдельные объекты, самый старый из них – 1648 года постройки – башня Братского острога (одна из двух сохранившихся, другая вывезена в Коломенское). Остальные – XIX–XX веков: Михаило-Архангельская церковь с отдельно стоящей колокольней, мангазея, кузница, мельница, самоловня. Эвенкийская экспозиция включает осеннее и летнее стойбища, чум шамана, лабазы, другие небольшие объекты. Братский музей обслуживает незначительный поток туристов, поэтому работает всего три дня в неделю и лишь в теплый сезон. Тем не менее, учитывая небольшую удаленность от центра города (9 км), перспектива у музея есть, и не только связанная с увеличением объема принимаемых экскурсантов, но и с развитием экспозиционной инфраструктуры. В последние годы прорабатывается возможность создания бурятской зоны. 

 

Этнографический музейный комплекс в поселке Усть-Ордынский

В 1990 году в поселке Усть-Ордынский при Окружном краеведческом музее началось строительство экспозиции бурятской усадьбы-зимника. В 2004 году планировалось не только завершение усадьбы, но и дальнейшее развитие – сформировать этнографический музейный комплекс из двух экспозиций: улуса-зимника из двух-трех усадеб (одна из которых – существующая); и улуса-летника, состоящего из разнохарактерных деревянных юрт конца XIX – начала XX веков, пока еще имеющихся в округе.  

Наиболее благоприятным временем для реализации этого проекта были 2005–2007 годы, когда шел процесс объединения Усть-Ордынского Бурятского автономного округа и Иркутской области. Тогда много говорили о сохранении традиционной культуры бурятского этноса, в особенности ее материальной составляющей (народная а рхитектура), наглядно отражающей ее самобытность, которая, в отличие от духовной составляющей, не подвержена изменению во времени. Проект приостановлен, а единственная недостроенная усадьба-зимник сегодня настолько обветшала, что уже требует новой реставрации.   

Имея такой мощный потенциал деревянного зодчества Прибайкалья, грех не задумываться о перспективном развитии, новом музейном строительстве, создании музейно-туристических
комплексов.  

 

Этнографический музейный комплекс «Ёрд»

Интересным в плане музеефикации элементов материальной бурятской культуры может стать строительство у горы Ёрд, недалеко от поселка Еланцы (Ольхонский район), этнографического музея под открытым небом «Ёрд». Гора Ёрд знаменита тем, что в древности в определенное время у ее подножья на своеобразные местные «олимпийские игры» собирались представители немногочисленных раскиданных по гигантской территории Прибайкалья племен, впоследствии сформировавших бурятский этнос. Расположение будущего музейного комплекса вдоль напряженной в туристическом отношении автодороги Иркутск – Ольхон позволит обеспечить поток посетителей. Двух бурятских усадеб – улуса-зимника и улуса-летника – вполне достаточно для первой очереди экспозиции этого музея. Желательна интерактивная составляющая – действующая (жилая) усадьба, кошара с находящимся в ней скотом. Это несомненно повысит интерес и эмоциональное восприятие у посетителей традиционного уклада жизни местного населения. 

 

Музей деревянного зодчества «Ленская деревня»

Администрацией Казачинско-Ленского района интенсивно продвигается идея создания в поселке Ключи (равноудален от основных крупных центров – Казачинского и Магистрального) этнографического музейного комплекса. В 2007 году районная администрация обратилась в музей «Тальцы» с предложением проработать вопрос о возможности сохранения оставшихся элементов традиционной культуры посредством создания музея под открытым небом, подобного «Тальцам», «Ангарской деревни». Организованные музеем в 2007–2008 годы научные экспедиции в Казачинско-Ленский и соседние с ним районы показали потенциальную возможность создания такого музея, позволили определить необходимые объекты деревянного зодчества для ее формирования. Администрация района под будущий музей «Ленская деревня» уже выделила земельный участок на окраине поселка Ключи, там, где когда-то уже была деревня. На сельском сходе жители единогласно поддержали идею. Более того, приняли решение о непосредственном посильном участии в его создании и даже сделали первый шаг, перевезя из брошенного села Коротково старую Михаило-Архангельскую церковь, складировав ее разобранные конструкции на отведенной под музей площадке. 

Планируемый музей будет состоять из русской старожильческой деревни в несколько усадеб и церковью, эвенкийского стойбища, охотничьего зимовья, водяной мельницы, производственно-складского комплекса и фрагмента деревни советской эпохи. Предложение по включению в экспозицию музея объектов колхозного периода 30–60 годов XX века поступило от иркутского архитектора А.К. Чертилова, участника одной из экспедиций, в российской практике это стало бы новацией. Дальнейшая перспектива реализации проекта «Ленская деревня» в настоящее время зависит от сроков принятия областной властью решения о статусе музея: будет ли он муниципальным, либо на период его создания он будет филиалом АЭМ «Тальцы», то есть областным.  

 

Музейный комплекс голендров в Пихтинске

В течение пяти лет обсуждается идея музеефикации усадьбы голендра Гимборга (1912) в поселке Пихтинск Заларинского района. Это одна из 12 усадеб этнической немецкой группы голендров, переселившихся в отроги Саянских гор в 1910–1912 годы по столыпинской аграрной реформе. Уникальность усадьбы, как и других построек голендров, в том, что при переселении они принесли в Сибирь архитектурные, конструктивные особенности в домостроение с прежнего места бытования – из Западной Белоруссии, Украины, Восточной Польши. Стены их домов сложены из плах толщиной 12–14 см, что по теплоизоляции малопригодно для местных условий. Композиционно дом под одной вытянутой крышей последовательно вмещает хату, стайку и хозяйственный двор. Удаленность поселений голендров от основных магистралей обусловила определенную самоизоляцию этнической группы, что, в свою очередь, позволило сохранить до нашего времени уникальную культуру, отличную от других этносов области.  

Сохранение материального наследия голендров возможно с помощью музеефикации отдельных объектов-резерватов, в частности усадьбы голендра Гимборга. Реализация этого проекта подразумевает вовлечение наследия голендров в туристический (тем самым – в культурный, экономический) оборот, к этому в последние годы проявляется повышенный интерес как у нас в стране, так и за рубежом, особенно в Германии, Польше, Голландии. Научными сотрудниками АЭМ «Тальцы» разработан проект «Этнографическое кольцо Московского тракта периода столыпинской аграрной реформы», составной частью которого является не только экспозиция музеефицированной усадьбы голендра Гимборга, но и превращение в музеи других объектов в Пихтинске, других подобных поселков Заларинского района.   

 

Музей-усадьба польского переселенца в поселке Вершина

В поселке Вершина Усть-Ордынского округа от первых польских переселенцев периода столыпинской реформы из материальных носителей культуры сохранились деревянный костел и несколько усадеб. Костел в настоящее время отреставрирован, действующий. С целью сохранения редкого культурного наследия поляков, волею судьбы оказавшихся в Сибири, АЭМ «Тальцы», как межрегиональный методический центр по проблемам музеев под открытым небом, предлагает создать интересный, полноценный этнографический музейный комплекс на базе одной усадьбы польского переселенца 1912 года.

Реализация инициируемой областной администрацией программы – диверсификация экономики Иркутской области, уход от сырьевой составляющей, развитие туризма – невозможна, если рассчитывать только на уникальную природу. Такое же важное значение для привлечения в регион туристических инвестиций имеет историко-культурное наследие, без сохранения которого благие намерения развития туриндустрии в области могут остаться прожектами.

 

Владимир Тихонов
Фото Владимир Тихонов, Алексей Чертилов

Журнал "проект байкал/project baikal"  
2009/22
стр.104-107