О характере книжной иллюстрации Н.И. Домашенко к сборнику повестей Аркадия и Бориса Стругацких «Гадкие лебеди»
Мириевская Анна
Категория: Усть-Илимск : Культура
Предыдущая статья | Следующая статья
Усть-илимская Картинная галерея – художественный музей, фонды которого сформировались, в основном, за счет дарений художников. Самым значительным из них, несомненно, является вклад Н.И. Домашенко, иркутского художника-графика, сейчас проживающего в Санкт-Петербурге. Именно благодаря этому замечательному человеку в усть-илимской Картинной галерее появилось собрание графических работ, состоящее из творений самого художника и часть личной коллекции, которую он собирал всю жизнь.
Николай Иванович в основном работает в технологии эстампа – печатного оттиска рельефного рисунка, нанесенного на цинковую доску, а затем перенесенного на бумагу. Одним из интереснейших для исследования видов печатной графики является книжная иллюстрация. Поскольку она рассматривает такие задачи изобразительного искусства как взаимодействие труда художника с содержанием литературного текста и идейно-художественного замысла писателя.
В 2001 году Н.И. Домашенко привез в подарок нашему городу 44 авторские иллюстрации к сборнику произведений Аркадия и Бориса Стругацких «Гадкие лебеди» (СПб.: Юнимет, 2000) вместе с экземпляром издания. Проделанная художником работа отвечает всем требованиям искусства оформления и иллюстрирования книги.
К оформлению книги относят ее декоративный наряд, ее украшение, рисованные шрифтовые элементы, композиционное построение текстового набора и т. д. (обложка, титульный лист, шмуцтитулы и пр.). Иллюстрирование книги (от латинского illustratio - наглядное изображение, описание) решает задачи образного раскрытия литературного текста при помощи рисунков (иллюстраций различного вида).
Обложка (переплет) выполнена в темно-зеленом цвете, на ней размещена иллюстрация, способствующая раскрытию литературного текста: маленький растерянный человек на фоне раскрывшегося в небе «окна», залитый холодным лунным светом. Это и иллюстрация к роману «Гадкие лебеди», и ключ к пониманию других повестей в сборнике – когда человек становится перед выбором, то зачастую не знает, как поступить правильно. На фронтисписе художник изображает двух людей в лодке, один из них снял маску, и мы видим, что лицо у него отсутствует, фантастические сюжеты в рисунках будут часто встречаться на страницах издания. На шмуцтитуле Домашенко помещает заголовок повети или романа, а ниже – орнаментальный мотив в виде абстрактных переплетенных между собой труб или стволов растения. В конце каждого повествования присутствует концовка – небольшой мотив из сплетенных между собой труб.
Подробнее мы остановимся на иллюстрациях. Иллюстрации – это рисунки, образно раскрывающие литературный текст, подчиненные содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающие книгу обогащающие ее декоративный строй.
Домашенко для иллюстрирования часто выбирает фантастические сюжеты, его привлекает и мифология, и библия, Н.В. Гоголь и М.А. Булгаков, необычные ситуации, мистика и фантасмагория становятся предметом его творчества. А в произведениях братьев Стругацких таких моментов великое множество. Потому он выбирает этих авторов как близких ему по замыслу, характеру творчества, стилю, что позволяет ему полнее высказать свои убеждения и раскрыть профессиональное мастерство.
Николай Иванович – опытный иллюстратор, из-под его резца «вышли» в свет графические листы, иллюстрирующие отечественную и мировую классику. Фонды картинной галереи располагают иллюстрациями художника от русских народных сказок до пушкинских, герои рассказов О’Генри соседствуют с древнегреческими мифологическими героями, мир Мастера и Маргариты соревнуется с гоголевской бесовщиной. Потому для него легко выполнима задача, ставящая в тупик других художников книги. Это работа в строго определенном, заранее обусловленном размере (формате), когда художник не может произвольно изменять пропорции листа, что создает известные трудности, особенно в композиции.
Питерский график выработал для себя определенную композиционную систему: в изображении присутствуют только главные фигуры, они намеренно укрупнены, нет ни одной лишней детали. Но такая организованность требует от художника внимательного прочтения литературного текста, чтобы не упустить ни одного важного момента. И потому обычные вещи становятся подспорьем к раскрытию внутренней характеристики персонажей. Например, плафоны ламп над головами «мокреца» и Гуты не просто предмет интерьера, а своеобразный нимб за мученичество. Кандида и Наву он изображает стоящими в озере, а женщин – словно парящими в облаках, тем самым создает фантастический эффект.
Большой заслугой Николая Ивановича также является соответствие его книжной графики требованиям книжного издания. В книге существуют свои принципы разработки светотени, объемов и перспективы, свои масштабы и приемы композиции. Как пишет Б.Р.Виппер: «Украшение книги и иллюстрации должны быть заданы на плоскости… Книжная иллюстрация должна быть одновременно и образом, и орнаментальным знаком – иначе говоря, книжная иллюстрация должна по характеру своему приближаться к письменам. Поэтому можно утверждать, что мало отвечают своей задаче иллюстрации, в которых слишком подчеркнуты пластическая форма и глубина пространства, которая слишком подробно и конкретно рассказывает, как бы подавляя буквы текста и слишком вырываясь из плоскости страницы». Работа питерского графика над сборником повестей Стругацких несет в себе все черты, на которые указывает искусствовед. Иллюстрации Домашенко к «Гадким лебедям» поистине стремятся к созвучию с белой бумагой, используют язык черно-белых контрастов, несут в себе декоративные функции и находятся во вне-временном и вне-пространственном отношении.
Персонажей книги можно условно разделить на женские и мужские, дети в произведениях братьев Стругацких практически нигде не встречаются, за исключением романа «Гадкие лебеди», но там они не обычная беззаботная детвора, а носители определенной авторской идеи. Домашенко в изображении женских персонажей остается верен себе, он изображает их обнаженными, полуобнаженными, но даже если и в одежде, то очень игриво, автор неравнодушен к прекрасной половине, и даже серьезный смысл повестей Стругацких не может этого скрыть. Одним из самых верных аспектов иллюстрации Домашенко – это иллюстрирование мужских персонажей. Здесь художник раскрывает средствами изобразительного искусства идейно-художественное содержание произведения. Если другие художники книги, бравшие на себя нелегкую задачу иллюстрирования многозначных произведений Стругацких, всегда сходились в одном – герой становился похожим на бесстрашного покорителя космических пространств, завоевателя Вселенной, бездумного и неглубокого. И это при том, что в большинстве случаев действие персонажей мира Стругацких происходит не в другой Галактике, а просто в неопределенном месте, но очень похожем на планету Земля. Неопределенность места и времени отсылает нас к русским классикам (вспомните, в одном городе N). А герои братьев-фантастов до боли похожи если не на нас самих, то уж точно на наших знакомых. И именно эту важную часть эстетики Стругацких всегда искажали другие иллюстраторы, и именно ее верно почувствовал Николай Иванович. Реалистически изображая события и персонажи, художник в тоже время наполняет их особой условностью, заставляя наблюдателя поверить в существование нездешнего мира.
Наверное, можно еще долго спорить по поводу того, насколько верно Николай Иванович Домашенко передал в оформлении и иллюстрировании книги смысл многозначного литературного текста фантастов, но сам Борис Аркадьевич так оценил работу питерского графика: «Это, наверное, лучшее из всех изданий А. и Б. Стругацких за 40 с лишним лет».
Ученый секретарь Картинной галереи: Мириевская А.А.