Поездка Владыки Евгения. Иркутск - Подволочное. 1913 год
Шинковой Анатолий
Категория: Усть-Удинский район : История
Предыдущая статья | Следующая статья
Н.А. Пономарев. Поездка преосвященного епископа
Евгения в Киренский уезд в июне - июле месяцах 1913 г.
Иркутск. 2007. С. 230. (составители Крючкова Т.А., Шинковой А.И.).
Сохранены особенности написания географических названий, отдельных слов, некоторые особенности орфографии и пунктуации.
Из Иркутска двинулись 2 июня. Свиту составляли: сопровождающий священник5, архидиакон, два иподиакона6, послушник и три певца. Отход парохода был назначен в 6 час. утра. Владыка прибыл из Иннокентиевского монастыря в 5 ¼час. Иркутск только пробуждался и начинал свою жизнь; около пристани копошился народ в ожидании отхода ангарского парохода «Сибиряк». Близкие знакомые собрались проводить Владыку и пожелать ему счастливого пути. Владыка скромно прошел в свою каюту, а затем вышел на шканец парохода, где было много разряженной публики (преимущественно евреев), ехавшей прокатиться до с. Усолья по случаю праздника. Солнце приветливо пригревало, хотелось полной грудью вбирать в себя свежий утренний воздух… Пароход дал два свистка, было уже около 7 час. утра; публика волновалась и негодовала на часовое запоздание в отходе парохода. Около нас с Владыкой стоят двое (один еврей) и непринужденно высказывают, негодуя, свои предположения о причине запоздания. Подходит третий и спрашивает — «почему так долго не отходит пароход»? Еврей поясняет — «и потому, что ждут Архиерея». «Не правда, — сказал с достоинством Владыка, — Архиерей давно здесь»… Собеседники были неожиданно поражены и почтительно замолчали: они не ожидали видеть Архиерея в скромной священнической рясе среди разнокалиберной публики. В 7 час. мы разлучились с Иркутском, и пароход плавно потащил нас вниз по Ангаре, двигаясь около 15 вер[ст] в час. Вот Иннокентиевский монастырь… публика православная набожно крестится; замелькали острова, деревушки по берегам, кой-где видны по селам храмы... Ангара величественна… К сожалению, дул сильный встречный ветер, пришлось скрыться в каюте и многого не видеть. В 11 час. — Усолье. Пароход почти опустел. В 7 час. вечера — г. Балаганск. Пользуясь часовой стоянкой парохода, Владыка осмотрел Балаганский собор. Ниже Балаганска природа становится угрюмее и неприветливее, население реже, реже попадаются и храмы Божии. Пароход шел всю ночь. Назавтра в 10 час. утра прибыли в с. Распутино, отстоящее от Иркутска в 350 вер[ст]. Здесь кончалось путешествие пароходом. Хотя Распутино не входило в маршрут Владыки, как село Балаганского уезда, однако Владыка, пользуясь праздником Духова дня, решил помолиться с ожидавшей его паствой, тем более, что храм здесь посвящен Пресвятой Троице. Священником состоит недавно переведенный из с. Коченги о. Иоанн Лыхин7. В храме собралось более 250 человек прихожан: Владыка отслужил молебен с акафистом Св. Иннокентию и сказал прекрасное слово о благодатном мире Христовом и о пагубности и вреде пьянства, которым более всего разрушается этот мир Христов и которое беспощадно губит не только тело, но и душу христианина. Приход Распутинский отличается большой приверженностью к употреблению вина. Винной лавки здесь нет. Чтобы удовлетворить своей пагубной страсти, население само изготовляет себе алкоголь в виде «тарасуна» на самодельных винных заводах, которые можно встретить чуть не у каждого крестьянина-винопийцы в ограде, под навесом. Некоторые изготовляют тарасун на продажу и продают бутылку по цене от 10 до 20 коп. В храме, между прочим, Владыка обратил внимание на необходимость перемены антиминса8 на новый, ввиду ветхости. Затем посетил священника и псаломщика, и в 1 час. дня на лодке мы отправились за 4 версты в д. Подволочную, лежащую на противоположной стороне Ангары. Дул холодный встречный ветер, настолько сильный и пронизывающий, что Владыке, несмотря на июнь месяц, пришлось одеть меховую шубу. В Подволочной население волновалось в ожидании высокого гостя. Берег был усеян народом; шумели ямщики, спешившие седлать лошадей для багажа и свиты; предстоял переезд в 28 верст чрез ангарские хребты в верховья р. Илима…
Примечание:
5 Сопровождающим священником был Пономарев Николай Александрович (1876–1964). Родился в с. Чечуйское Киренского уезда Иркутской губернии в семье священника А.И. Пономарева. В 1898 г. окончил Иркутскую духовную семинарию и был назначен настоятелем церкви Пресвятой Троицы с. Марково Киренского уезда Иркутской губернии. В 1902 г. был переведен настоятелем церкви Покрова Пресвятой Богородицы с. Нижнеилимское (Тушамское) Киренского уезда Иркутской губернии (ныне Нижнеилимский район Иркутской области), а также исполняющим должность благочинного церквей 3-го округа Киренского уезда. В 1908 г. переехал в Иркутск и стал настоятелем Александровской церкви при Институте благородных девиц. С 1911 г. работал в епархиальном ревизионном комитете. Будучи епархиальным ревизором, на протяжении нескольких лет сопровождал иркутских архиереев в ревизионных поездках по Иркутской епархии. После революции служил священником в церквах сел Смоленщина, Максимовщина, Узкий Луг Иркутского уезда Иркутской губернии, а также в Богоявленском соборе, церкви Михаила Архангела и других иркутских храмах. В 1931 г. вместе с семьей уехал в Поволжье, где был арестован и почти год находился в тюрьме, а после освобождения стал настоятелем Николаевского храма г. Чебоксары. В 1938 г. снова арестован и сослан в Коми АССР, где отбывал наказание до 1943 г. После этого приехал в Иркутск и с апреля 1944 г. участвовал в восстановлении церкви Воздвижения Креста Господня, где числился в штате в качестве протоиерея-настоятеля с незначительными перерывами 14 лет. На него также были возложены обязанности благочинного церквей Иркутской епархии. С 1949 по 1958 г. объехал практически все храмы епархии, побывал и на Сахалине и Камчатке. В 1958 г. отправлен за штат. Умер в Иркутске и похоронен на Радищевском кладбище.
6 Один из иподиаконов — Александр Петров, ученик Иркутской духовной семинарии, во время поездки заболел и скончался в Илимске в июле 1913 г.
7 Лыхин Иван (Иоанн) Петрович (1881 — после 1930). Родился в крестьянской семье в с. Лыхино Александровской волости Никольского уезда Вологодской губернии. В 1901 г. окончил Юмскую второклассную школу Котельничьего уезда Вятской губернии и в течение 5 лет работал учителем церковно-приходских школ в Вятской губернии. 1 сентября 1906 г. принят на службу в Иркутскую епархию и назначен псаломщиком церкви Святителя Николая Чудотворца с. Карапчанка Киренского уезда Иркутской губернии (ныне Усть-Илимский район Иркутской области). 16 июля 1907 г. после учебы на псаломнических курсах рукоположен в сан диакона церкви Покрова Пресвятой Богородицы с. Нижнеилимское (Тушамское) Киренского уезда Иркутской губернии (ныне Нижнеилимский район Иркутской области). 5 сентября 1908 г. рукоположен в священника той же церкви. 21 марта 1909 г. перемещен в церковь Преподобного Алексия, Человека Божия с. Коченгское Киренского уезда Иркутской губернии (ныне Усть-Удинский район Иркутской области). В 1914 г. служил священником в церкви Пресвятой Троицы с. Распутино Балаганского уезда Иркутской губернии (ныне Усть-Удинский район Иркутской области). До 1925 г. был священником церкви Святителя Иннокентия Иркутского с. Икей Нижнеудинского уезда Иркутской губернии (ныне Тулунский район Иркутской области) и церкви Пресвятой Троицы с. Нижний Бурбук Нижнеудинского уезда Иркутской губернии (ныне Тулунский район Иркутской области). С 1925 г. был учителем. 15 июня 1930 г. был арестован и по ст. 58-10, 11 УК РСФСР осужден на 10 лет лишения свободы. Реабилитирован прокуратурой Иркутской области 24 марта 1989 г.
8 Антиминс — в переводе с греч. «вместопрестолие». Четырехугольный из льняной или шелковой материи плат, на котором изображается положение Христа во гроб; по углам помещаются изображения четырех евангелистов, а на верхней стороне вшиваются частицы мощей. Антиминс освящается архиереем. Он кладется в алтаре на престол под Евангелие, завернутый в особую пелену, называемую «илитоном». На нем совершается освящение Святых Даров.
На сайте www.pribaikal.ru
публикуется с разрешения издателя
Архитектурно-этнографического музея «Тальцы»
Книга издана при финансовой поддержке
Государственного архива Иркутской области