Владыка Евгений в селе Кочергинском (Кочерга) река Илим. 1913 год
Шинковой Анатолий
Категория: Усть-Удинский район : История
Предыдущая статья | Следующая статья
Н.А. Пономарев. Поездка преосвященного епископа
Евгения в Киренский уезд в июне - июле месяцах 1913 г.
Иркутск. 2007. С. 230. (составители Крючкова Т.А., Шинковой А.И.).
Сохранены особенности написания географических названий, отдельных слов, некоторые особенности орфографии и пунктуации.
Небо заволокло тучами, ветер усиливался, поднимая пыль и заставляя шуметь «дуброву», во власть которой мы отдались… Свита уселась на верховых лошадей, а для Владыки была приготовлена двухместная тележка-фаэтон, на дрогах, данная одним из местных торговцев. Свернутая втрое кочма, брошенная на деревянное сидение, составляла единственное удобство предстоящего пути по хребтам. В 2 часа тронулись. Миновав крестьянские избы, сейчас же въехали в лес. Дорога представляла узкую тропу, удобную для верховой езды и едва сносную для езды тележной: поперек дороги то и дело попадаются корни деревьев, подбрасывающие тележку с седоками и значительно затрудняющие езду; к этому — дорога или спускается куда-то в пропасть, или поднимается на крутую гору. Пришлось ехать почти шагом. На протяжении всех 28 верст тропа ползет среди могучего, дикого леса, извиваясь змейкой по склонам хребтов. Владыка много расспрашивал сидевшего «на козлах» ямщика о жизни местного населения, его занятиях, промыслах. Мужичок откровенно выкладывал пред Архипастырем свою душу, считая себя счастливейшим из насельников Подволочной за беседу с Владыкой; не скрывал и своих пороков, особенно развитого у них порока пьянства. Беседуя с мужичком о деревенских способах лечения, Владыка, между прочим, поинтересовался, как крестьяне, в случае болезни, лечат своих кормильцев-землепашцев лошадей, — пни, коряги и выбоины на пути то и дело грозили последним если не переломить, то вывихнуть ноги, — мужичок рассказал многое о лечении вообще и коснулся, между прочим, способов костоправления. «Если лошадь «закопытится» (вывих бабки), — говорит мужичок, — надо лечить: на больной ноге лошадь идти не может. Ту ногу, которая рядом с больной, туго перевязывают, чтобы отерпла, и когда нога отерпнет, тогда лошадь гонят. Она не может ступить на отерпшую и ступает на больную — бабка направляется на свое место». Ветеринара не нужно… Беспомощность деревенская давно научила мужичка искать помощи у самого себя и выработала для него своеобразные, подчас жестокие, способы лечения, костоправления, деревенского знахарства и т. под.
В 8 часов вечера мы делали последний спуск с крутого хребта. 28 верст ехали 6 часов… Владыка чувствовал себя разбитым и утомленным, болела голова от непривычного и трудного пути… Вот начались крестьянские пашни. За ними где-то далеко внизу виднелось заброшенное среди дебрей Илимских село Кочергинское. После 6-часового путешествия по глухой тайге нам оно показалось каким-то особенно приветливым… Слышался радостный приветственный звон, будивший тишину деревенского вечера, несшийся навстречу усталым путникам и затем терявшийся где-то там, далеко, далеко среди величественной сибирской тайги… Но вот и спуск к речке… — через нее надо переехать вброд, чтобы попасть в Кочергинское. Чувствовалось свежо. Около дороги мужички разложили костер и грелись в ожидании прибытия Владыки. С затаенным нетерпением смотрели они на опушку леса, откуда должна была показаться кавалькада в 15–20 лошадей. Выстроившись рядами, чтобы всем видеть высокого гостя, они благоговейно обнажили свои головы, как только показалась из леса давно жданная тележка, а когда Владыка подъезжал к ним, они, как один, опустились на колени и стояли так, пока он не миновал их. Меня тронуло это до слез… Как могут и умеют, они выражают Архипастырю свои чувства, благоговейно чтя его высокий сан… Владыка с любовию благословлял свою паству. Кочергинское было убрано по-праздничному: улица выметена, толпа разнаряжена во всевозможные цвета, от реки до храма — путь устлан зеленью и цветами. Все село на берегу… Кочергинское — в 30—35 дворов, первый жилой пункт по р. Илиму, первое село Киренского уезда на нашем пути. Жители наполовину землепашцы, наполовину звероловы. В селе есть небольшой молитвенный дом в честь святых апостолов Петра и Павла, приписной к приходскому Коченгскому храму [фото 1]. При входе Владыки в храм местный благочинный9 о. Беляевский10 встретил его приветственной речью, в которой, выяснив всю трудность путешествия по захолустному Илимскому краю, выразил радость от лица духовенства и населения, наконец дождавшегося посещения Архипастырского. В переполненном народом храме Владыка отслужил молебен свв. апостолам Петру и Павлу, после чего сказал прочувствованное слово о спасении, в котором выяснил — что для нашего спасения от греха, проклятия и смерти сделано Христом и что требуется от нас для получения совершенного Им спасения. В заключение Владыка призывал слушателей просить благодатной помощи в борьбе с грехами и соблазнами мира у покровителей их и их храма — святых апостолов-мучеников Петра и Павла — и деятельно стремиться в продолжение всей своей земной жизни к спасению вечному, счастью не земному, тленному и скоропреходящему, а небесному, нескончаемому…* Молящихся было до 220 человек. Благословив народ, Владыка проследовал в местную церковно-приходскую школу [фото 2], где спрашивал учеников по Закону Божию, русскому языку и арифметике. Ребятенки робели, ответы были не всегда удачны, но в общем удовлетворительны. Учительницей состоит Надежда Слободчикова, окончившая курс Малышевской второклассной школы. Учащихся — 9 мальчиков и 3 девочки. Здание школы построено в 1903 г. на средства попечителя — крестьянина Кочергинского села Николая Александр[овича] Облизанова; для этого заброшенного села можно признать его весьма благоустроенным. Испытанием учеников в школе и закончился вечер 3-го числа. На другой день в 8 час. утра был детально осмотрен храм и проверены школьные документы, а в 9 час., в сопровождении благочинного и пристава П.К. Гросса, отправились дальше вниз по р. Илиму. Пристав оказался очень предупредительным, как власть, и очень прекрасным, как человек. Для Владыки была доставлена небольшая крытая лодка, мелкосидящая, а братия отправилась на берестянках, в каждой по одному пассажиру; отдельно везли на берестянках багаж. Целая флотилия… Илим, можно с уверенностью сказать, еще не видывал такого зрелища… Передвигались с быстротою по 8 верст в час. Лодка то и дело ударялась о камни, так как глубины здесь всего около полуаршина. Речушка — шириной 4–5 саж., протекает между гор; по берегам дикий лес, преимущественно, ель; сразу от берега начинается непролазная густая чаща леса, так что медведи нередко выходят к самому берегу реки и, оставаясь невидимыми, караулят свои жертвы. Рассказывают, что не так давно медведь спокойно поселился в зимовье, на берегу реки, против деревни и, пользуясь тем, что мужское население уходило в это время на промысел, некоторое время безнаказанно благодушествовал, похищая то лошадей, то коров… Население терпеливо переносило лишения, пока наконец Топтыгин не отважился напасть на мужичка, приехавшего к зимовью за сеном, отобрал у него лошадь, но за то и самому после этого было отказано в радушном приеме… побрел Миша в родную стихию, был нагнан и… оставил шкуру на память о своей отважности…
Примечание:
9 Благочинный — священник, возглавляющий благочиние и являющийся помощником правящего епископа в надзоре за приходами и духовенством церквей. Права и обязанности благочинного довольно обширны. Он следит за благоустройством церквей, правильным ведением церковного хозяйства, церковных документов и за нравственностью духовенства.
10 Беляевский Евграф Алексеевич (1865 — после 1929). Родился в д. Паршино Киренского уезда Иркутской губернии. Сын священника (по другим сведениям — сын чиновника). После окончания в 1887 г. курса Иркутской учительской семинарии 11 лет работал учителем приходских училищ в селах Верхоленского уезда Иркутской губернии Манзурка и Знаменское. 28 июля 1898 г. рукоположен в сан диакона церкви Пророка Илии с. Анга Верхоленского уезда Иркутской губернии (ныне Качугский район Иркутской области), а 5 августа 1901 г. — в сан священника церкви Покрова Пресвятой Богородицы с. Нижнеилимское (Тушамское) Киренского уезда Иркутской губернии (ныне Нижнеилимский район Иркутской области). В 1909 г. переведен в церковь Михаила Архангела с. Романово Киренского уезда Иркутской губернии (ныне Нижнеилимский район Иркутской области) на должность священника и 13 марта 1909 г. утвержден исполняющим должность благочинного 3-го округа Киренского уезда. В 1920-е гг. служил священником в церкви Успения Пресвятой Богородицы Иркутска и в Иркутском соборе Богоявления Господня.
* В поучениях Владыки привожу только главные мысли. Записать полностию поучения не было возможности, за недостатком времени.
На сайте www.pribaikal.ru
публикуется с разрешения издателя
Архитектурно-этнографического музея «Тальцы»
Книга издана при финансовой поддержке
Государственного архива Иркутской области