Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Владыка Евгений в деревнях Туна и Чурилова. 1913 год

Н.А. Пономарев. Поездка преосвященного епископа
Евгения в Киренский уезд в июне - июле месяцах 1913 г.
Иркутск. 2007. С. 230. (составители Крючкова Т.А., Шинковой А.И.).

Сохранены особенности написания географических названий, отдельных слов, некоторые особенности орфографии и пунктуации.

В 13 верстах ниже Кочергинского жалко прижалась на правом берегу деревушка Туна, в 15 дворов. Владыка поже­лал осмотреть ветхую часовню и помолиться с населением пророку Илии, в честь которого построена часовня. По мар­шруту остановки в Туне не предполагалось, поэтому лодка с облачениями для священников проплыла мимо. Владыка, облачившись в мантию, один отслужил молебен св. проро­ку и обратился к народу с поучением, призывая его под­ражать ревности пророка Илии в устроении христианской жизни и достижении спасения; затем указал на необходи­мость замены ветхой часовни — новою, и для начала дела дал свою посильную лепту. Молящихся собралось около 160 человек. После молебна Владыка, интересуясь бытом насельников этого захолустья, зашел в одну деревенскую избу, побывал в «кути», осмотрел божницу крестьянской избы, внутреннее убранство избы и т.д. Замечательно, что ни хозяин, ни хозяйка не решились зайти в свою избу, ког­да в ней был Владыка, они с каким-то затаенным страхом смотрели на высокого гостя с улицы… Когда Владыка шел по улице, вся деревня, от старого до малого, становилась на колени. Я думаю, что ими руководило необъяснимое для них чувство страха при виде высокого посетителя… Когда Владыка обратился к женщинам и спросил — чем они за­нимаются в свободное от работы время, — они оробели и… молчали. Ведь и немудрено: эти заброшенные, видя редко людей, трясутся, когда к ним прибудет «г. урядник» или старшина, вообще какая-либо власть, — что же они долж­ны были переживать, когда видели пред собою такого не­обычного для них посетителя, как Епископ?!

Когда отправлялись от Туны, небо начало подергиваться грозовыми тучами, и версты три ниже раздался над голо­вой оглушительный удар грома, а несколько спустя пошел очень крупный град, величиной с большую горошину, затем полил дождь настолько сильный, что промочил насквозь крышу лодки, ямщики промокли до последней нитки. Через 6 верст — деревушка Чурилова, в 8 дворов. Более убогой деревнюшки я не знал и не знаю. Бедность настоль­ко здесь сильна, что проезжающий не имеет возможности найти хотя сносную квартиру, чтобы остановиться для от­дыха; ночевать проезжие остаются только в самом крайнем случае, когда застигнет или дождь, или темная ночь. Мне в бытность благочинным приходилось не раз останавливаться в Чуриловой на ночевку; я избирал самый чистый амбар и располагался, в сообществе крыс и мышей, предпочитая избе, где кишмя кишат блохи, клопы, тараканы и проч. Бы­вая здесь, я всякий раз поражался невежеством и особенно неряшеством: от непривития оспы, от кори, скарлатины, грязи — население вымирает, особенно новорожденные; окрестное население избегает выдавать в Чурилову своих дочерей замуж, боясь нищеты и болезненного состояния деревни (среди большинства развиты венерические болез­ни). Врач здесь почти совсем не бывает; изредка посетит фельдшер, даст лекарства и едет дальше, а население в способах употребления лекарств настолько сведуще, что нередко смешивает соду со стрихнином, пьет от всяких не­дугов порошки из толченого сахара, что в старое былое вре­мя давались фельдшерами, за неимением медикаментов, и проч. под. Владыка поинтересовался деревушкой, посетил крестьянские избы, благословил ее насельников и роздал им крестики, иконки и житие св. Иннокентия.

 

На сайте www.pribaikal.ru
публикуется с разрешения издателя
Архитектурно-этнографического музея «Тальцы»

Книга издана при финансовой поддержке 
Государственного архива Иркутской области