В Иркутске прошел II Региональный Съезд риэлторов Иркутской области
Категория: Иркутск : О городе
Предыдущая статья | Следующая статья
Саморегулирование риэлторской деятельности
8 апреля в Иркутске состоялся II Региональный Съезд риэлторов Иркутской области, организатором которого является Иркутская Областная Гильдия Риэлторов, объединяющая профессионалов двух общественных организаций - Иркутского областного Союза риэлторов и Иркутской гильдии риэлторов. В совещании приняли участие представители профессиональных объединений Москвы, Новосибирска, Республики Бурятия, Читы, Екатеринбурга, риэлторы из городов Иркутской области. Они обсудили опыт регионов по внедрению добровольной сертификации, создание системы ипотечных брокеров, технологии взаимодействия агентств недвижимости и повышения эффективности ведения риэлторского бизнеса. Представители крупных банков представили анализ ипотечного рынка Иркутской области, новые программы в ипотеке. Во второй части съезда для специалистов по недвижимости прошел практический семинар по повышению эффективности работы риэлторской компании.
Однако главной целью мероприятия было обсуждение проекта закона Российской Федерации «О риэлторской деятельности» и перспективы создания саморегулируемой организации на рынке риэлторских услуг.
Проект долгожданного закона был разработан Российской Гильдией Риэлторов в 2010 году и представлен общественности в феврале 2011 года. Иркутским профессионалам рынка недвижимости закон презентовал один из его разработчиков, вице-президент РГР К.Апрелев, который выступил с основным докладом на съезде. У местных риэлторов была возможность не только ознакомиться с нормами данного закона, но высказать свое мнение по основным его положениям и предложить свои поправки.
Фактически риэлторское сообщество сегодня находится в ситуации, которую два года назад пережили строители, проектировщики, архитекторы и изыскатели - с той лишь разницей, что, с одной стороны, в сфере риэлторской деятельности уже функционирует механизм регулирования - система добровольной сертификации, с другой - риэлторская деятельность до недавнего времени осуществлялась вне законодательного поля. То есть, несмотря на то, что профессия риэлтор существует на рынке уже около 20 лет, закона, регламентирующего деятельность специалистов рынка недвижимости, пока в России не существует.
Попытки поставить риэлторскую деятельность на законодательную основу предпринимались не раз. Это и период государственного лицензирования риэлторской деятельности, и попытка принятия закона о риэлторской деятельности в 1998 году, который был одобрен в первом чтении Государственной думой, но потом снят с рассмотрения и забыт. Активная работа в данном направлении началась после 2002 года, когда было отменено обязательное государственное лицензирование риэлторской деятельности.
Первым шагом стала разработка и внедрение РГР стандартов добровольной сертификации, которая заключает в себе четкие инструменты защиты прав потребителя и отвечает самым современным требованиям к системам саморегулирования. Власти она интересна тем, что та получает четкий механизм контроля качества услуг, предоставляемых на рынке недвижимости, для СМИ - создает однозначную модель идентификации качества услуг. Профессионалы при этом получают понятные для них стандарты качества и добросовестную конкуренцию на рынке, которая гарантирует четкие правила и разделение уровней ответственности. В настоящее время во многих крупных городах России действуют Центры по сертификации и составлен единый реестр сертифицированных агентств. Однако по множеству причин, как объективных, так и субъективных, сертификация за 9 лет не стала массовым явлением среди агентств недвижимости.
- Отмена лицензирования риэлторской деятельности привела к тому, что снизился имидж профессии, - комментирует ситуацию Константин Апрелев. -Помимо этого возникли проблемы, связанные с поддержанием бизнеса: увеличились расходы на развитие бизнеса, снизилась эффективность рекламы, сохранилась финансовая непрозрачность бизнеса и, соответственно, его уязвимость. Все это послужило основной причиной для разработки законодательной базы.
- Можно было и дальше развивать систему добровольной сертификации, - говорит он, - постепенно провести сертификацию всех членов РГР, эволюционным путем добиваясь того, чтобы большая часть участников рынка прошла сертификацию в соответствии с современными требованиями. Любой закон оказывает революционное воздействие на процессы, которые происходят на рынке, и надо понимать, что законодательная база несовершенна. Но закон позволит однозначно идентифицировать риэлторское сообщество, и это его главное достоинство. Кроме того, сегодня у нас есть возможность повлиять на законодательство в сфере саморегулирования. Мы видим, сколько дров наломали законодатели в сфере изыскательской деятельности, проектирования и строительства: более 200 строительных СРО существует, а стандартов профессиональной деятельности, которые они должны регулировать, до сих пор нет. До сегодняшнего дня неясна и роль национальных объединений, -добавляет докладчик.
В свою очередь, Российская Гильдия Риэлторов - это ключевой орган по разработке стандартов, который ответственен за качество предоставляемых на рынке услуг. Это не административная надстройка - это аппарат, в котором все региональные объединения имеют право голоса, который принимает решения, не замыкаясь на властные структуры, и действует в интересах своих членов.
В новом законопроекте прописаны основные понятия, относящиеся к риэлторской деятельности, а также содержание риэлторской услуги, требования к субъектам риэлторской деятельности, ответственность риэлторов, их права и обязанности. В проекте значительное внимание уделено обязательным требованиям к договору на оказание риэлторских услуг, правам и обязанностям потребителей в сделках с недвижимостью. Потребителю нужен инструмент четкой идентификации качества услуг на рынке. Также в законе четко обозначено, что такое саморегулируемая организация, прописано обязательное членство всех профессиональных участников в СРО, иначе нет смысла такой закон принимать.
Важно, что разработчики предусмотрели уровень территориальных и национальных объединений: национальное объединение разрабатывает стандарты качества, региональные -объединяют профессиональных участников рынка по территориальному принципу ведения бизнеса. В национальное СРО входят все территориальные объединения. Это позволит принимать адекватные демократичные решения, защищать интересы своих членов законодательно и судебно, разрабатывать профессиональные и квалификационные стандарты, взаимодействовать с властью, зарубежными профессиональными объединениями и СМИ.
- Новый инструмент содержит регулирование в двух уровнях: оценка квалификации и аттестации специалистов, работающих в риэлторских компаниях, и регулирование профессиональной предпринимательской деятельности компаний в сфере документооборота и разработки стандартов деятельности. Двойной контроль может дать полноценный результат, -говорит Константин Апрелев. - С моей точки зрения, законопроект в нынешнем виде на 90% не отражает тех желаний, которые были в умах разработчиков. Главным ограничением в разработке этого законопроекта является сегодняшняя нормативная база о саморегулировании в профессиональной и предпринимательской деятельности. Современная система саморегулирования в России несовершенна. Опираясь на имеющийся закон о саморегулировании, мы не сможем реализовать ту модель осуществления риэлторской деятельности, которая в полной мере отразила бы процесс регулирования, разработанный РГР. Мы считаем ее более прогрессивной моделью, чем та, которая реализуется на основе законодательства в сфере строительства.
22 апреля пройдет всероссийский форум СРО, на котором специалисты обсудят проблемы модернизации законодательства в сфере саморегулирования. Проводить такие форумы и параллельно совершенствовать закон «О риэлторской деятельности» предполагается каждый год и либо форсировать его принятие, либо приостанавливать, поскольку, по мнению специалистов, закон в настоящем виде не отражает эволюционной модели развития саморегулирования, которая существует на рынке недвижимости.
Мария Носова
Журнал «Строим вместе» № 6, 2011 год