Возникновение поселения Братск относится к 1631 году, когда русскими первопроходцами - казаками был срублен деревянный острог в месте слияния рек Ангары и Оки, который получил имя Братский по названию местных племен – бурятов

Транспорт

Фрагмент из книги М.А. Винокурова и А.П. Суходолова
«Города Иркутской области», 2010 год

На сайте "Прибайкалье" (www.pribaikal.ru)
публикуется с разрешения авторов

 

Братск расположен в центре Восточной Сибири, на пересечении железнодорожных, водных, автомобильных и авиацион­ных маршрутов. Город выполняет функцию транспортного узла. Его часто называют «воротами на север». Здесь представлены все виды транспорта — железнодорожный, автомобильный, водный, городской электрический, трубопроводный, авиационный.

Железнодорожный. Через город проходит железнодорож­ная магистраль Тайшет —Лена (Западныйучасток БАМа), посредством которой Братск связан с областным центром (962 км), другими городами Иркутской области и России в целом.

В пределах муниципального образования расположено несколько железнодорожных станций ВСЖД (Анзёби, Галачинский, Братское море,  Гидростроитель и др.).  Имеются остановочные пункты для электропоездов пригородного сообщения. Кроме того, практически все крупные компании имеют железнодорожные подъездные пути и свои товарные терминалы. Некоторые предприятия располагают собствен­ным подвижным составом.

Близлежащей к Центральному округу Братска является станция Анзёби. От нее до центра города — 15 км.

Автотранспорт. Значительные расстояния между жилыми районами Братска, а также его удаленность от соседних городов и по­селков обусловили развитие в городе автомобильного транспорта и сети дорог, среди которых выделяется скоростная магистраль Братск —Па­дун, связавшая несколько жилых районов города. Эта внутригородская автомагистраль позволяет доехать из Центрального округа в Падунский и в аэропорт всего за 15-30 минут.

Через город проходят также главные региональ­ные автодороги: Тулун — Братск — Усть-Кут (передана в состав федеральной трассы «Вилюй», проектируется ее продолжение до Якутска), Тайшет — Чунский — Братск (не достроена на участке от поселка Чунский до Брат­ска) , Братск — Усть-Илимск, Братск — Кодинск.

Расстояние по автодо­роге до областного центра — 623 км.

На территории горо­да пассажирские перевозки осуществляет муниципаль­ное пассажирское автотран­спортное предприятие, на балансе которого находится около 200 единиц автотран­спорта. Кроме того, пас­сажирскими перевозками заняты около 200 индивиду­альных предпринимателей.

Городской элек­тротранспорт. Этот вид транспорта представлен в Братске только троллейбу сом. Первый троллейбус был пущен 1 февраля 1975 г. Сейчас в цен­тральной части Братска действуют пять маршрутов общей протяжен­ностью 70 км. Они охватывают почти все микрорайоны Центрального округа. Горожан перевозят 55 единиц подвижного состава. Организацию перевозок и обслуживание техники осуществляет муниципальное пред­приятие «Братское троллейбусное управление».

Водный транспорт. Данный вид транспорта сыграл важ­ную роль в период строительства железной дороги Тайшет —Лена, а также Братской ГЭС и города. Водным путем в Братск доставлялся большой объем грузов. Значение водного транспорта в грузоперевозках не утрачено. Сегодня лесоперерабатывающие предприятия получают водным путем значительный объем леса.

В советское время водный транспорт конкурировал с железнодо­рожным и воздушным в перевозках пассажиров из Иркутска в Братск и обратно. Расстояние между двумя городами по воде составляет 594 км, что в 1,6 раза короче, чем по железной дороге. На этом маршруте кур­сировали скоростные комфортабельные суда на подводных крыльях.

В настоящее время на Братском море и Ангаре (нижний бьеф) действует ряд пристаней, связанных железнодорожными ветками с основной магистралью. Имеются все условия для возрождения водного транспорта, в том числе в целях туристско-рекреационного обслужи­вания.

Трубопроводный транспорт. Севернее Братска в 2007 г. проложен магистральный нефтепровод «Восточная Сибирь —Тихий океан» (через Ангару магистраль прошла ниже плотины Братской ГЭС). В этом же году проложен газопровод от Братского ГКМ до газораспределительной станции Осиновка (23 км), благодаря чему газ стал доступен микрорайонам и промышленным предприятиям Право­бережного округа. С развитием газификации планируется прокладка новых газораспределительных магистралей и сетей, строительство га­зопровода на левый берег.

Авиатранспорт. Братск связан авиалиниями с Москвой, Санкт-Петербургом, Екатеринбургом, Красноярском, Ростовом, Ир­кутском, другими городами страны.

Аэропорт Братска имеет статус международного. Расположен он в нескольких километрах к северо-западу от Братской ГЭС и в 28 км от центральной части города, на высоте 491 м над уровнем моря. Взлетно-посадочная полоса выполнена из цементобетона, имеет длину 3160 м и ширину 60 м (полоса реконструирована в 1995 г.). Аэропорт способен принимать самолеты многих типов (Ту-154, -204 и -214, Ил-76 и -96, А-310 и -320, В-737, -747 и -757 и др.).

Аэропорт Братска удачно расположен относительно междуна­родных авиационных трасс, используемых авиакомпаниями для транс­полярных авиамаршрутов, проходящих между Северной Америкой и Юго-Восточной Азией, а также маршрутов между Европой и странами АТР. Это открывает определенные перспективы и для развития города.

Администрация Братска поддерживает проект развития аэро­порта (бюджет проекта — 750 млн р.). Его реализация увеличит пас­сажиропоток и объем грузоперевозок, улучшит качество обслуживания пассажиров, повысит безопасность полетов.

Расстояние от Братска до некоторых городов, км

 

Расстояние

Город

по железной

дороге

по авто-

дороге

Братск

*

Вихоревка

24

43

Железногорск-Илимский

262

261

Тайшет

293

505

Бирюсинск

306

518

Алзамай

364

438

Усть-Кут

430**

369

Нижнеудинск

456

348

Усть-Илимск

497

260

Тулун

573

225

Красноярск

711

869

Зима

712

358

Черемхово

832

475

Усолье-Сибирское

895

548

Ангарск

923

579

Иркутск

962

623

Слюдянка

1088

735

Байкальск

1 123

774

Улан-Удэ

1418

1073

* От станции Анзёби. ** До станции Лена.