Транспорт
Фрагмент из книги М.А. Винокурова и А.П. Суходолова
«Города Иркутской области», 2010 год
На сайте "Прибайкалье" (www.pribaikal.ru)
публикуется с разрешения авторов
Братск расположен в центре Восточной Сибири, на пересечении железнодорожных, водных, автомобильных и авиационных маршрутов. Город выполняет функцию транспортного узла. Его часто называют «воротами на север». Здесь представлены все виды транспорта — железнодорожный, автомобильный, водный, городской электрический, трубопроводный, авиационный.
Железнодорожный. Через город проходит железнодорожная магистраль Тайшет —Лена (Западныйучасток БАМа), посредством которой Братск связан с областным центром (962 км), другими городами Иркутской области и России в целом.
В пределах муниципального образования расположено несколько железнодорожных станций ВСЖД (Анзёби, Галачинский, Братское море, Гидростроитель и др.). Имеются остановочные пункты для электропоездов пригородного сообщения. Кроме того, практически все крупные компании имеют железнодорожные подъездные пути и свои товарные терминалы. Некоторые предприятия располагают собственным подвижным составом.
Близлежащей к Центральному округу Братска является станция Анзёби. От нее до центра города — 15 км.
Автотранспорт. Значительные расстояния между жилыми районами Братска, а также его удаленность от соседних городов и поселков обусловили развитие в городе автомобильного транспорта и сети дорог, среди которых выделяется скоростная магистраль Братск —Падун, связавшая несколько жилых районов города. Эта внутригородская автомагистраль позволяет доехать из Центрального округа в Падунский и в аэропорт всего за 15-30 минут.
Через город проходят также главные региональные автодороги: Тулун — Братск — Усть-Кут (передана в состав федеральной трассы «Вилюй», проектируется ее продолжение до Якутска), Тайшет — Чунский — Братск (не достроена на участке от поселка Чунский до Братска) , Братск — Усть-Илимск, Братск — Кодинск.
Расстояние по автодороге до областного центра — 623 км.
На территории города пассажирские перевозки осуществляет муниципальное пассажирское автотранспортное предприятие, на балансе которого находится около 200 единиц автотранспорта. Кроме того, пассажирскими перевозками заняты около 200 индивидуальных предпринимателей.
Городской электротранспорт. Этот вид транспорта представлен в Братске только троллейбу сом. Первый троллейбус был пущен 1 февраля 1975 г. Сейчас в центральной части Братска действуют пять маршрутов общей протяженностью 70 км. Они охватывают почти все микрорайоны Центрального округа. Горожан перевозят 55 единиц подвижного состава. Организацию перевозок и обслуживание техники осуществляет муниципальное предприятие «Братское троллейбусное управление».
Водный транспорт. Данный вид транспорта сыграл важную роль в период строительства железной дороги Тайшет —Лена, а также Братской ГЭС и города. Водным путем в Братск доставлялся большой объем грузов. Значение водного транспорта в грузоперевозках не утрачено. Сегодня лесоперерабатывающие предприятия получают водным путем значительный объем леса.
В советское время водный транспорт конкурировал с железнодорожным и воздушным в перевозках пассажиров из Иркутска в Братск и обратно. Расстояние между двумя городами по воде составляет 594 км, что в 1,6 раза короче, чем по железной дороге. На этом маршруте курсировали скоростные комфортабельные суда на подводных крыльях.
В настоящее время на Братском море и Ангаре (нижний бьеф) действует ряд пристаней, связанных железнодорожными ветками с основной магистралью. Имеются все условия для возрождения водного транспорта, в том числе в целях туристско-рекреационного обслуживания.
Трубопроводный транспорт. Севернее Братска в 2007 г. проложен магистральный нефтепровод «Восточная Сибирь —Тихий океан» (через Ангару магистраль прошла ниже плотины Братской ГЭС). В этом же году проложен газопровод от Братского ГКМ до газораспределительной станции Осиновка (23 км), благодаря чему газ стал доступен микрорайонам и промышленным предприятиям Правобережного округа. С развитием газификации планируется прокладка новых газораспределительных магистралей и сетей, строительство газопровода на левый берег.
Авиатранспорт. Братск связан авиалиниями с Москвой, Санкт-Петербургом, Екатеринбургом, Красноярском, Ростовом, Иркутском, другими городами страны.
Аэропорт Братска имеет статус международного. Расположен он в нескольких километрах к северо-западу от Братской ГЭС и в 28 км от центральной части города, на высоте 491 м над уровнем моря. Взлетно-посадочная полоса выполнена из цементобетона, имеет длину 3160 м и ширину 60 м (полоса реконструирована в 1995 г.). Аэропорт способен принимать самолеты многих типов (Ту-154, -204 и -214, Ил-76 и -96, А-310 и -320, В-737, -747 и -757 и др.).
Аэропорт Братска удачно расположен относительно международных авиационных трасс, используемых авиакомпаниями для трансполярных авиамаршрутов, проходящих между Северной Америкой и Юго-Восточной Азией, а также маршрутов между Европой и странами АТР. Это открывает определенные перспективы и для развития города.
Администрация Братска поддерживает проект развития аэропорта (бюджет проекта — 750 млн р.). Его реализация увеличит пассажиропоток и объем грузоперевозок, улучшит качество обслуживания пассажиров, повысит безопасность полетов.
Расстояние от Братска до некоторых городов, км
| Расстояние | |
Город | по железной дороге | по авто- дороге |
Братск | * | — |
Вихоревка | 24 | 43 |
Железногорск-Илимский | 262 | 261 |
Тайшет | 293 | 505 |
Бирюсинск | 306 | 518 |
Алзамай | 364 | 438 |
Усть-Кут | 430** | 369 |
Нижнеудинск | 456 | 348 |
Усть-Илимск | 497 | 260 |
Тулун | 573 | 225 |
Красноярск | 711 | 869 |
Зима | 712 | 358 |
Черемхово | 832 | 475 |
Усолье-Сибирское | 895 | 548 |
Ангарск | 923 | 579 |
Иркутск | 962 | 623 |
Слюдянка | 1088 | 735 |
Байкальск | 1 123 | 774 |
Улан-Удэ | 1418 | 1073 |
* От станции Анзёби. ** До станции Лена.