Владыка Евгений в устье Илима: сёла Зятейское и Бубново, деревни Симахина и Оглобленская, Нижнеилимск
Шинковой Анатолий
Категория: Нижнеилимский район : История, Усть-Илимский район : История
Предыдущая статья | Следующая статья
Н.А. Пономарев. Поездка преосвященного епископа
Евгения в Киренский уезд в июне - июле месяцах 1913 г.
Иркутск. 2007. С. 230. (составители Крючкова Т.А., Шинковой А.И.).
Сохранены особенности написания географических названий, отдельных слов, некоторые особенности орфографии и пунктуации.
Дни стояли знойные; термометр поднимался до 40 градусов. 15 июня вошли в устье Илима. Прозрачная, мягкая вода Ангары сменилась известковою медно-красною водою Илима. Ангарские осетры и стерляди не могут долго жить в илимской воде и, испробовавши ее, тотчас же бегут в Ангару, а ловкие рыбаки давно уже приготовили свои сети и переметы… Менее благородная рыбка: окуни, щуки, ельцы, хайрюзы, ерши — свободно заходят в Илим и двигаются вверх, попадаясь в морды, невода, сети, ряжи и т.д. В первой от устья деревушке Симахиной Владыка благословил народ, раздавши крестики, и осмотрел ветхую часовенку в честь Георгия великомученика. Деревушка жалкая, в 12 дворов, почти сплошь, как говорят врачи, заражена сифилисом, и меры борьбы с болезнию почти не принимаются. В 12 час. дня мы подошли к Симахинскому порогу. Шум его был слышен издалека, по реке несло белую пену. Местами порог очень глубок, во всю длину или ширину его разбросаны камни равной величины, вода падает с особенной стремительностью и шум настолько велик, что ямщик, стоящий на корме, не слышит голоса ямщика с носа, последний дает знаки для управления лодкой рукою. Чтобы поднять крытую лодку, впрягается человек 15–20 в бечеву и ползком по земле черепашьим шагом тянут вверх. Поселения около устья Илима прихода Тубинского, в передний путь они остались непосещенными из-за того, что мы сухопутьем направились в Воробьево. Очень радушно приняли Владыку в селениях Зятейском и Бубновском. Путь от берега до храма на значительном протяжении был устлан зеленью и покрыт половиками, а население становилось на колени и некоторые даже молились на Владыку, кланяясь до земли. В обоих селениях — приписные храмы: в Зятейском в честь Св. Иннокентия Иркутского, а в Бубново — прор. Илии. По совершении молебнов, преподании благословения и раздаче крестов и литературы населению Владыка был сфотографирован, окруженный паствой, чем мужички остались очень довольны. Детям, кроме всего, были розданы конфекты и пряники. Жадно кусали ребятишки дорогие гостинцы, но я видел, как некоторые матери не давали им есть пряники и развертывать конфекты: «Ты че, оголодау, че ли, спрячь гостинцы Преосвяшшенной Владыки»… Видимо, гостинцы эти будут храниться долго и не раз, при случае, мать с гордостью скажет, что ее «Ванюшке» дал гостинцы сам Владыка…
Когда лодки наши причалили к берегу в Нижне-Илимске, народ в огромной массе ждал. Видимо, Владыка полюбился нижнеилимцам и они не хотели отпустить его, не послушавши еще раз его служения и слова назидания. Хоть времени в запасе было мало, но Владыка не мог отказать просьбе паствы. Проследовав в храм, он в присутствии множества молящихся (среди них было много политических ссыльных) совершил молебен св. Иннокентию с акафистом и сказал краткое, но сильное слово, похваляя усердие нижнеилимцев к молитве. С сожалением нижнеилимцы расстались со своим Архипастырем, предчувствуя, что опять надо ждать целые годы, когда их навестит святитель церкви Иркутской, в каковом посещении они очень нуждаются и которым очень дорожат…
В деревне Оглоблинской, согласно данному обещанию, Владыка освятил место для будущего храма, в поле, за селом. Из часовни были подняты казаками иконы. Пред молебном он произнес слово, в котором похвалил доброе начинание оглоблинцев, призывая Божие благословение на их труд. В Илимске при ясной теплой погоде Владыка совершил вселенскую панихиду на кладбище, расположенном по склону горы. Для илимцев это было новостью, которая, видимо, пришлась им по сердцу: они горячо молились, расположенные к тому и призывом Владыки, в котором он выяснил важность и необходимость молитвы за умерших…
Оставленный в передний путь в Илимске воспитанник семинарии Саша Петров подавал слабую надежду на выздоровление. Владыка три раза навестил его, участливо расспрашивал о состоянии здоровья и решил при малейшей возможности вернуть его в Иркутск. Батюшка о. Савватеев, по просьбе Владыки, охотно взял на себя труд позаботиться о больном до выздоровления и устроить отправку его в Иркутск. Владыка из своих личных средств оставил достаточную на все это сумму. Утешив и успокоив больного, обещая молиться об его здравии, Владыка отбыл на Лену. Здесь окончился наш водный путь по Илимскому краю. Свита и весь багаж разместились по телегам. Дорога убийственная, отчаянно качало и трясло. Первый станок в 27 верст чувствительно разбил Владыку, так что в дер. Избушиной пришлось несколько остановиться на отдых. Второй станок такого же количества верст был несколько лучше, проехали его в 3 часа. Пред нами — заброшенная среди высоких гор — Мука, последнее село Илимского края. Здесь хороший храм во имя св. Николая Мирликийского, а в нем особенно чтимая местным населением икона того же святителя. Народ чтит ее как чудотворную, и к празднику св. Николая 6 декабря сюда собираются богомольцы, по обещанию, иногда из очень отдаленных сел, верст за 200–300 и более. Икона небольшая, размером вершков 7–8, аналойная. Местное предание говорит, что икона обретена давно зверопромышленниками в лесу на дереве. Несколько раз ее уносили в часовню, но она возвращалась будто бы к месту ее обретения. Здесь и построен храм. Храм производит прекрасное впечатление, просторный, чистенький. Несмотря на поздний час (было 10 час. веч.), Владыка из экипажа проследовал в храм, совершил молебен свв. Николаю и Иннокентию с акафистом и сказал слово о благодатном значении в жизни людей мира и любви Христовой и о том, как грехи наши разрушают этот мир и любовь. Назавтра, тщательно осмотревши храм, Владыка преподал указания по вопросу ремонта, а икону св. Николая предложил поставить в иконостас, с устройством около нее особого возвышения.
С местным крестьянским начальником, который от Илимска сопровождал Владыку, Преосвященный много беседовал по вопросам обеспечения причтов ругою, из-за невзноса которой так часто наблюдаются недоразумения духовенства и прихожан. Для духовенства руга составляет половинное содержание, прихожане же не всегда исправны в доставке этого обеспечения, подстрекаемые и научаемые к тому своими «благодетелями».
От Мукского убийственный станок в 28 верст, последний переезд с Илимского края на Лену. Высокие подъемы и крутые спуски с гор дали, кажется, и самое название селу «Мука», но мы приятно были поражены известием, что пристав с. Усть-Куты г. Трескинов позаботился доставить в Мукское крытую лодку, в которой нам предстоял весь путь по Лене. Правда, рекой плыть дальше, но зато не испытываешь той адской тряски, той муки, какая неизбежна для всякого посетителя Илимского края. Верховья р. Муки напоминали исток Илима, глубина реки пол-аршина, и мы то и дело садились на мель; местами ямщики бродили, чтобы столкнуть лодку. Расстояние в 40 верст плыли плыли 9 час., двигаясь на Лену, «к свету», как говорят на Илиме.
Этим было закончено обозрение малоизвестного и малоисследованного, но во многих отношениях небезынтересного Илимского края.
На сайте www.pribaikal.ru
публикуется с разрешения издателя
Архитектурно-этнографического музея «Тальцы»
Книга издана при финансовой поддержке
Государственного архива Иркутской области