Город Усть-Кут является городом областного подчинения и центром Усть-Кутского муниципального образования. Усть-Кут основан в 1631 году, статус города присвоен в 1954 году.

Некоторые события истории Усть-Кута

Фрагмент из книги М.А. Винокурова и А.П. Суходолова
«Города Иркутской области», 2010 год

На сайте "Прибайкалье" (www.pribaikal.ru)
публикуется с разрешения авторов

1631 г.

Основан Усть-Кутский острог

1639 г.

На соляных источниках устья Куты открыты первые солеварни, давшие начало знаменитому Усть-Кутскому солеваренному заводу, ставшему первым в Сибири (завод проработал более 310 лет и был закрыт в начале 1950-х гг.)

1736 г.

Целебные свойства Усть-Кутского соляного источника впервые описал про­фессор И. Гмелин, участник Второй Камчатской экспедиции В. Беринга

1885 г.

Пароходное сообщение по Лене начало осуществляться строго по расписанию

Конец XIX в.

Местные промышленники и купечество организуют при солеваренном заводе грязелечебницу, в которой устанавливают несколько деревянных ванн. В 1902 г. устанавливается первая железная ванна, используемая в лечебных целях. Ле­чебница действует до 1918 г.

1900 г.

В Усть-Куте отбывал ссылку Л.Д. Троцкий, впоследствии один из организаторов Октябрьской социалистической революции

1914г.

Начаты инженерные изыскания будущей железнодорожной трассы на участке Тайшет—Усть-Кут

1925 г.

Усть-Кут становится административным центром Усть-Кутского района, обра­зованного на базе трех волостей Киренского уезда — Марковской, Орлингской и Усть-Кутской

1928 г.

По инициативе речников баскомфлота СССР и Северного речного пароходства на территории Усть-Кутского солеваренного завода возобновляется работа лечебницы, которая преобразуется в курорт. Основана Осетровская пристань

1932 г.

Возобновлены изыскания железнодорожной трассы Тайшет—Лена. Начаты они и на участке Усть-Кут—Нижнеангарск

1934 г.

Вблизи Усть-Кута создается крупнейшая перевалочная база нефтепродуктов

1940 г.

Село Усть-Кут преобразовано в рабочий поселок

1946 г.

Возобновлены (прерванные войной) строительные работы на железнодорожной магистрали Тайшет—Лена

1950 г.

Железная дорога Тайшет—Лена доходит до поселка Осетрово (к месту буду­щего речного порта), где строится станция Лена.

В поселке Осетрово развернуто строительство речного порта

1954 г.

Путем слияния поселков Усть-Кут и Осетрово образован город Усть-Кут. В то время он являлся городом районного подчинения (уровня). На железнодорожной станции Лена построено новое здание вокзала

1963 г.

Усть-Кут становится городом областного подчинения (уровня). Открыт новый аэропорт Усть-Кут (прежний,  проработавший  15 лет,  был на правом берегу Лены, в районе современного поселка РЭБ)

1974 г.

На строительство БАМа прибыли посланцы XVII съезда ВЛКСМ

1980 г.

Сдан первый в городе девятиэтажный дом

1985 г.

Завершена электрификация Западного участка БАМа

1987 г.

В город пришел первый скорый поезд Москва—Северобайкальск

2007 г.

Севернее Усть-Кута проложен магистральный нефтепровод «ВСТО»